Совместный проект ШРЕЙДЕРА и «Русских автобусов» схлопывается

Дата публикации: 21 ноября 2012

Условия торгов путем публичного предложения по реализации пакета акций пассажирского автотранспортного предприятия, созданного в декабре 2005 года на паях омской мэрией и одной из «дочек» холдинга Олега ДЕРИПАСКИ, конкурсный управляющий ЗАО «УК «РегионАвтоТранс» опубликовал на минувшей неделе, 14 ноября. Начальную цену второго по величине пакета акций ОАО «ПАТП-2», в котором более 200 автобусов большой вместимости, можно было бы назвать скромной, если бы омский рынок пассажирских автоперевозок не сотрясали постоянные кризисы. В 2011 году ПАТП-2 получило убыток в 17 млн рублей, в 2010 году – 32 млн рублей.

Соглашение о сотрудничестве между администрацией города Омска и компанией «Русские автобусы», входящей в ОАО «Группа ГАЗ», которая в свою очередь является дочерней структурой холдинга «Русские машины» Олега ДЕРИПАСКИ («Базовый элемент»), было подписано в 2004 году, когда администрацию Омска возглавлял Евгений БЕЛОВ. Декларировались масштабные совместные планы по преобразованию всего омского рынка пассажирских автоперевозок, но в 2005 году мэром Омска стал более конкретный Виктор ШРЕЙДЕР и масштабные планы трансформировались в реальное, но скромное совместное предприятие.

Доля города составила 90,5 млн рублей (51%), город внес ее имуществом пассажирского автотранспортного филиала № 2, который в то время входил в МУП «Омскпассажиртранс». УК «РегионАвтоТранс» (дочерняя компания «Русских автобусов»), должен был оплатить свою долю акций деньгами (87 млн штук с номинальной ценой в 1 рубль) и обеспечить поставку совместному предприятию крупную партию лизинговых автобусов, произведенными на заводах Группы ГАЗ. ОАО «ПАТП-2» было зарегистрировано в ноябре 2005 года, а в начале 2006 года 207 новых автобусов ЛиАЗ и ПАЗ уже перевозили пассажиров. ОАО «ПАТП-2» возглавил Николай ЯЛОВЕНКО, который был первым замом у мэра Омска Валерия РОЩУПКИНА, и он же руководит предприятием до настоящего времени.

Почти все автобусные проекты «дочек» Олега ДЕРИПАСКИ закончились крахом, если судить по многочисленным публикациям в прессе Самары, Тольятти, Архангельска, Красноярска, Кургана и ряда других городов присутствия УК «РегонАвтоТранс». В итоге эта компания, задолжавшая ОАО «ВТБ-лизинг» сотни миллионов рублей, в феврале 2010 года была признана Арбитражным судом города Москвы банкротом. Попытка незадолго до введения конкурсного производства выйти из омского предприятия и забрать деньги, внесенные в уставный фонд, закончилась ничем.

В 2010 году управляющая компания пыталась взыскать с ПАТП-2 долги по лизинговому договору 2005 года, но омскому предприятию удалось доказать в арбитраже, что тот был расторгнут по соглашению сторон еще в феврале 2006 года. Еще один судебный процесс с обанкротившимся УК «РегионАвтоТранс» омичам удалось выиграть в начале 2012 года. Конкурсный управляющий пытался взыскать 13,56 млн рублей по договору займа 2006 года, но омичам удалось доказать в Девятом арбитражном апелляционном суде, что эти деньги были вовсе не займом, а взносом в уставный капитал. А теперь конкурсный управляющий взялся распродавать активы, которые вошли в конкурсную массу, в том числе и пакет акций ПАТП-2.

Причем цену он поставил не заоблачную, а почти в шесть раз дешевле номинала. Пакет из 87 021 982 млн рублевых акций продается всего за 14 734 357 рублей. А если и по такой цене покупатель не найдется, то продавец готов каждые десять дней снижать ее на 10%. Правда, этот проблемный актив не всякому по зубам. ПАТП-2 работает планово убыточно, на балансе у предприятия висит огромная кредиторская задолженность (236 млн рублей на конец 2011 года), а структура доходов не внушает оптимизма, поскольку выручка от продажи разовых и проездных билетов не превышает 50%, а остальные деньги приходят из областного и регионального бюджетов в качестве различных компенсаций, размер которых предприятие не может контролировать.

В 2009 году предприятие получило убыток в 39,4 млн рублей, в 2010 году – 32,2 млн рублей, в 2011 году – 17,1 млн рублей. Выплачены ли полностью лизинговые платежи – неизвестно. Была только информация о том, что с лизингодателем («ВТБ-лизинг») договор был продлен до февраля 2012 года. Попытки разобраться с убытками и компенсациями ОАО «ПАТП-2» предпринимало, но как-то неуверенно. Как уже сообщали «КВ», в марте 2012 года предприятие подавало в Арбитражный суд Омкой области иск о взыскании с омской мэрии возмещения убытков от недополученных доходов при перевозке пассажиров в общественном транспорте в 2009-2010 годах в размере 246 млн рублей, но буквально сразу же его отозвало.

11 апреля 2012 года был подан другой иск, в котором размер претензий уменьшился до 66 млн рублей, но и этот процесс предприятие не довело до конца. 18 сентября этот иск тоже был отозван. Причем руководство ОАО «ПАТП-2» так и не смогло за 4 месяца внятно объяснить суть своих претензий к городу. По одной из версий, мэрия не полностью выплатила субсидии, которые оговаривались в соглашении с ПАТП-2, но представители мэрии это категорически отрицали. По другой, установленный РЭК Омской области тариф на автобусные перевозки был ниже, чем себестоимость услуги. Надо отметить, ПАТП-2 пыталось судиться и с РЭК Омкой области, требуя признать недействительным решение комиссии, которым предельный тариф за разовую поездку в омских автобусах был установлен в размере 13 рублей 65 копеек, но 28 сентября 2012 года предприятие отказалось и от иска к регулятору.

Не исключено, что задний ход ПАТП-2 включило из-за личных амбиций гендиректора предприятия Николая ЯЛОВЕНКО, который, по слухам, должен был перейти на работу в администрацию нового омского мэра Вячеслава ДВОРАКОВСКОГО, но что-то, видимо, не срослось. Как говорил по этому поводу сам ДВОРАКОВСКИЙ, для начала ЯЛОВЕНКО нужно разобраться с проблемами, накопившимися в ОАО «ПАТП-2».
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/11/46/sovmestniy_proekt_shreydera_i_russkih_avtobusov_shlopivaetsya_