«Эта программа — фактически фиктивная»

Дата публикации: 05 декабря 2012

30 ноября в Омске прошел семинар-совещание по проблемам капитального ремонта жилых домов с участием депутатов Госдумы и представителей власти регионов и городов Сибири. Организаторы заседания: комитет Государственной думы по вопросам местного самоуправления, правительство Омской области, Международная ассамблея столиц и крупных городов (МАГ) и Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). Участники обсуждали вопросы перехода на новые схемы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, которые Госдума готовится принять в скором времени.
Не хватает двух триллионов
Вел совещание заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Вячеслав ТИМЧЕНКО. Он рассказал, что с начала 2000-х количество полномочий муниципальной власти увеличилось в два раза (с 65ти до более чем сотни), в то время как их финансовое обеспечение осталось прежним. По данным правительства, для исполнения всех полномочий муниципалитетов на должном уровне государству требуется порядка пяти триллионов рублей. В настоящий момент консолидированный бюджет всех территорий РФ составляет три триллиона.
— Дельта в два триллиона – это те недовыполненные обязательства, последствия которых вы ощущаете на своих плечах, — обратился Вячеслав ТИМЧЕНКО к главам муниципалитетов (кроме представителей Омска и Омской области, на встрече присутствовали мэры Новосибирска и Барнаула).
Депутат Госдумы отметил, что в настоящее время, когда на 60% бюджет наполняются за счет федеральных субвенций и дотаций, о реализации планов муниципального развития говорить не приходится.
— Законопроект, принятый недавно по инициативе правительства, позволиты увеличить консолидированный бюджет субъектов РФ на 68 миллиардов рублей, — рассказал он. — А в последующие периоды, с 2015-го по 2016 год, по проектам, наметкам Министерства финансов РФ будет еще порядка 300-400 миллиардов.
ШРЕЙДЕР зачитал ПУТИНА
Бывший мэр Омска, а сейчас депутат Госдумы Виктор ШРЕЙДЕР рассказал, что по инициативе правительства федеральные законодатели приступили к разработке новой схемы аккумулирования денежных средств на капремонт — путем создания региональных фондов капитального ремонта жилья. Соответствующий закон предлагался к принятию еще весной 2012 года, но тогда в проекте, предложенном правительством, депутаты не нашли понятной схемы финансирования. При этом ясно было, что основная нагрузка по обеспечению капремонта ложилась на плечи жителей. «Абсолютно нелогичное и неподъемное решение, которое предлагалось Правительством РФ», — считает Виктор ШРЕЙДЕР.
По его словам, в весенний период депутаты убедили правительство в лице Дмитрия КОЗАКА, что необходимо зафиксировать в законе долевое участие федерального бюджета в создании региональных фондов капитального ремонта. Принятие закона отложили. Позиции противников недоработанного законопроекта подкрепило мнение президента. «Вообще не по-честному это – на граждан все перекладывать. Это невозможно. Они не в состоянии решать эти задачи. Ведь когда имущество передается новому собственнику, оно должно быть в надлежащем состоянии, а если не передано в надлежащем состоянии, то нельзя это сбрасывать на плечи людей. Привлекать – да, но в каком объеме, где – это очень тонкий вопрос», — с выражением прочитал слова Владимира ПУТИНА Виктор ШРЕЙДЕР.
По мнению депутата, этим своим выступлением президент поставил точку в участии федерального бюджета в фонде. Но вопросы остались.
6,8 рубля за метр капремонта
— Жители спрашивают, имеют ли они право аккумулировать деньги на собственном расчетном счете. По логике, имеют право. Либо они войдут в региональный фонд, либо самостоятельно будут накапливать деньги, — вкратце описал схему финансирования капремонта Виктор ШРЕЙДЕР. – Но будет ли участвовать бюджет в долевом софинансировании, если жители решили копить деньги самостоятельно? По логике, да, бюджеты всех уровней должны участвовать, независимо от того, какое решение принял дом – оставить деньги у себя или доверить фонду.
Депутат убежден, что обязанность софинансирования при любом варианте накопления денег необходимо зафиксировать в законе.
Еще один важный вопрос – доля участия жителей в фонде. Правительством уже описан примерный подход к определению цены капремонта. В 2013 году стоимость одного квадратного метра капитального ремонта в Омске составит 6 рублей 80 копеек. Эта сумма является минимальным взносом, который определяется субъектом, исходя из утвержденного правительством необходимого перечня работ по капремонту (фундамент, фасад, крыша, подвал, система отопления общих мест дома).
— Это немало, — считает Виктор ШРЕЙДЕР. — Если трехкомнатная квартира на 70 квадратных метров, то это почти 450 рублей в месяц. Надо определить разумную вилку, которая не перегрузит жителей.
Заместитель председателя Комитета Государственной думы по жилищной политике и ЖКХ Павел КАЧКАЕВ рассказал о подробностях двух предлагаемых систем финансирования капремонта (аккумуляция денег собственников на счету дома либо направление их в региональный фонд), которые он назвал равнозначными. Средства, идущие на капремонт, при любом способе не включаются в конкурсную массу при банкротстве заказчика или подрядчика, а при производстве работ на них не начисляется ни НДС, ни налог на прибыль. Деньги эти имеют целевое назначение – исключительно капитальный ремонт.
«Молчуны» войдут в фонд
Региональным оператором, то есть фондом должна стать некоммерческая организация, учрежденная субъектом РФ. Региональных операторов может быть несколько, по одному в каждом муниципалитете. Ответственность за расходование средств лежит на бюджете и исполнительной власти субъекта. Контроль за действиями регионального фонда также является делом исполнительной власти. Собственники, решившие аккумулировать деньги на собственном счете, сами обязаны следить за расходованием средств. Поможет им в этом жилищная инспекция. Все деньги, выделенные из федерального и местного бюджетов, будь то софинансирование регионального фонда или «домашних» счетов, контролирует Росфинмониторинг.
— Очень большая работа лежит на субъектах, которым до 1 июля 2013 года нужно разработать и принять, по нашим оценкам, 14 нормативно-правовых актов: 3 закона и 11 постановлений (по региональным операторам, минимальным платежам и так далее), — сказал Павел КАЧКАЕВ. — Очень большая ответственность лежит и на собственниках. Они должны организовать собрание и принять решение о том, какую систему они выбирают (свой дом или региональный оператор). Им отводится на это два месяца после принятия всех нормативных документов в регионе, то есть до сентября 2013 года они должны определиться. Затем, в течение 4 месяцев, собственники-«молчуны» автоматически перейдут в систему регионального оператора. Ни один дом не останется без охвата законом.
В случае, если собственники решат аккумулировать деньги на собственном счете, им предстоит выбрать один из 32 банков, подходящих под требования, определенные правительством (с уставным фондом не менее 20 млрд рублей).
Фиктивная программа
Директор Института экономики города Сергей СИВАЕВ рассказал главам муниципалитетов об опасности, которая таится в законопроекте о капитальном ремонте: «Субъектам предстоит до середины 2013 года принять программу проведения капремонтов всех домов, за исключением аварийных, с указанием года проведения работы и видов выполнения работ. Причем в том случае, если дом был профинансирован в соответствии с программой, субсидиарная ответственность за несвоевременный ремонт дома ложится на субъект РФ. Наверное, всем понятно, что при отсутствии информации о том, какие будут федеральные деньги и сколько будет собираться с населения, эта программа — фактически фиктивная. Как вы будете это готовить – большая загадка».
Сергей СИВАЕВ предложил представителям местной власти активно прореагировать на завышенные требования, пока депутаты не успели проголосовать за закон.
Закон о капитальном ремонте может быть принят Госдумой уже в конце 2012 года, а вступление его в законную силу запланировано с 1 июля 2014 года.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/12/48/eta_programma_-_fakticheski_fiktivnaya