Расходы против доходов: новый виток борьбы с коррупцией

Дата публикации: 05 декабря 2012

Борьба с коррупцией переходит в новую фазу – фазу контроля не только за доходами, но и расходами. Федеральный законопроект «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», принятый Государственной думой России в третьем чтении, предусматривает порядок контроля за расходами Президента РФ, членов Правительства РФ, членов Совета Федерации, депутатов Госдумы, судей, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и других лиц, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. В категорию «другие лица» по смыслу закона будут подпадать ранжированные в специальных списках государственные и муниципальные служащие, служащие госкорпораций и Банка России. По какому принципу эти списки будут составлять, не ясно. Но ясно одно – только включенные в данный список лица будут обязаны декларировать не только доходы, но и расходы.
Суть дополнительной обязанности состоит в предоставлении сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Предмет сделки, совершенной 1 января 2012 года и позднее, а также ее сумма – вот критерии, которые по смыслу законопроекта будут выделять конкретику. Контролю подлежат расходы только по некоторым видам сделок: по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций). При этом сумма сделки должна превышать общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки. Любопытно, что расходы совершеннолетних детей служащих остались вообще вне поля зрения законодателя.
Основанием для принятия решения об осуществлении контроля является достаточная информация о совершении таких сделок. Она может быть представлена, например, правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, постоянно действующими руководящими органами политических партий, Общественной палатой РФ, общероссийскими СМИ, иными субъектами.
Невыполнение требований о представлении информации о расходах согласно законопроекту считается дисциплинарным правонарушением и влечет освобождение от занимаемой должности (увольнение с работы). Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры по смыслу проекта наделяются полномочием по подаче иска об обращении в доход РФ соответствующего имущества, в отношении которого не представлено сведений о законности его приобретения.
Федеральный законодатель уже имел неудачный опыт взять под контроль расходы налогоплательщиков. В 2000-2004 годах в Налоговом кодексе РФ содержались нормы, посвященные налоговому контролю над крупными расходами граждан. Упразднение данного инструмента объясняли по-разному, но было ясно одно — своей цели этот институт не достиг. Остается надеяться, что так не произойдет в случае с крупными расходами государственных служащих.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/12/48/rashodi_protiv_dohodov_noviy_vitok_borbi_s_korruptsiey