В июле 2012 года директором департамента городского хозяйства администрации Омска стал Игорь МИХАЙЛОВ. Корреспондент «КВ» Ирина БОРОДЯНСКАЯ побеседовала с руководителем, которому предстоит заниматься не только текущим жизнеобеспечением города, но и стратегическими вопросами.
— Игорь Петрович, вы можете оценить, насколько изменился департамент с вашим приходом?
— Честно говоря, затрудняюсь ответить. Судить об этом, наверное, работникам департамента. Структурные изменения готовятся, но еще не приняты. Это все еще в работе.
— Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ говорил о том, что планирует значительно сократить штат мэрии. Вашего департамента это коснулось?
— Мэр имел в виду не уменьшение численности внутри департаментов, а оптимизацию самой структуры администрации за счет сокращения нескольких департаментов. Функции ликвидируемых ведомств распределяются между действующими. Наш департамент также реорганизуется: меняет свое наименование и получает некоторые дополнительные функции. Так, к нам переходит ряд полномочий департамента дорожной деятельности и благоустройства и административно-технической инспекции, в связи с чем, напротив, численность департамента увеличится. Сокращения в администрации в основном коснутся управленческого аппарата. Если специалисты расформированных ведомств перейдут в другие департаменты, то бухгалтерия, юридические службы, руководящие специалисты уйдут.
— Вы уже знаете, на сколько увеличится штат департамента городского хозяйства в связи с его реструктуризацией?
— В зависимости от добавляемых функций. Мыслительный процесс еще идет, но до конца года должно быть принято и новое положение департамента, и новое штатное расписание. Все это еще необходимо подготовить, обосновать и провести через горсовет.
— Какие функции к вам точно перейдут?
— Благоустройство, текущее бслуживание дорог и искусственных сооружений – мостов, путепроводов. Мы будем курировать централизованное управление благоустройства, которое будет создано на базе существующих управлений благоустройства при округах. Также точно известно, что департамент будет осуществлять координацию деятельности муниципального предприятия «Комбинат специальных услуг», которое занимается оказанием ритуальных услуг и содержанием мест захоронения.
— Верно ли, что в департаменте появится и новый отдел, задача которого — контроль за деятельностью управляющих компаний?
— Да. Это в принципе новое дело. В связи с изменениями в Жилищном кодексе, которые произошли летом, в функции департамента будет включен муниципальный жилищный контроль. Мы будем контролировать работу управляющих компаний по обслуживанию муниципального жилищного фонда: осуществлять проверки в установленном порядке, взаимодействовать с надзорными органами (жилищная инспекция, прокуратура) в тех случаях, когда компании будут нарушать условия договоров. Сами мы не будем являться надзорной службой с административными функциями.
— То есть частного жилого фонда ваша деятельность касаться не будет?
— В Жилищном кодексе есть статья 165, которая предписывает органам местного самоуправления осуществлять внеплановые проверки по обращениям граждан о невыполнении управляющей компанией условий договора. В отношении же муниципального жилищного фонда мы выступаем не как посредники, а как собственники, наравне со всеми остальными. Именно в качестве собственников мы взаимодействуем с управляющими компаниями, контролируем законность и правильность их действий, а при необходимости можем обратиться в надзорные органы.
— На ТСЖ ваши полномочия никак не распространяются?
— Муниципальный жилищный контроль применяется исключительно в отношении тех организаций, которые обслуживают жилье на рыночной основе. ТСЖ — эта специфическая форма, когда граждане обслуживают свое собственное жилье. Собственники сами несут ответственность за управление своим домом.
— Как вы оцениваете перспективность этой формы управления?
— Мы считаем, что ТСЖ – это перспективная форма, которая позволяет людям самостоятельно принимать решения. Повторюсь, на свой страх и риск, но взвешенно. Здесь все зависит от собственников. Не все имеют столько опыта, знаний и времени, чтобы уделять достаточно внимания своему дому. Если всего этого нет, то лучше доверить управление общим имуществом дома профессионалу.
— Сколько человек будет работать в муниципальном жилищном контроле?
— Предварительно – шесть. Руководитель и по одному специалисту на каждый округ. А дальше – жизнь покажет.
— В какой плоскости происходит взаимодействие департамента с ресурсоснабжающими организациями?
— К названию «Департамент городского хозяйства» прибавили слова «и энергетики», так что усиливается наша роль во взаимодействии со всеми ресурсоснабжающими организациями. Например, в настоящее время идет работа над схемой теплоснабжения города Омска до 2025 года. 26 ноября прошли публичные слушания, по итогам которых проект схемы был направлен на доработку. Аналогичные мероприятия будут проведены по мере утверждения необходимых федеральных нормативно-правовых актов в части разработки схем водоснабжения и водоотведения.
— Как происходит эта работа?
— Основные моменты определены федеральным законодательством, например законом «О теплоснабжении» и Постановлением Правительства РФ № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». Закон предусматривает, что заказчиком должен быть либо муниципалитет, либо сами ресурсоснабжающие организации. В нашем случае заказчиком выступили Омский филиал ОАО «ТГК-11» и муниципальное предприятие «Тепловая компания» в пропорции 50 на 50. Презентация проекта схемы теплоснабжения, разработанного новосибирским ЗАО «Сибирский научно-технический центр», состоялась на публичных слушаниях и активно обсуждалась нашим интеллектуальным сообществом в сфере энергетики. После того как были высказаны замечания и предложения, схема пошла на доработку — это нормальный процесс. Мы надеемся, что во втором квартале следующего года мы ее окончательно утвердим.
— Это качественно новое направление для департамента?
— Да, теперь департамент будет заниматься не только текущими проблемами, но и работать на перспективу. Схема теплоснабжения разрабатывается до 2025 года. Это уже стратегия. Развивается город, растет промышленность, а значит, важно обеспечить все это ресурсами. Схема предлагала несколько вариантов развития. Одни предусматривали строительство новых источников теплоснабжения, а другие – изменение работы уже существующих. После доработки схемы будет выбран наиболее оптимальный вариант и направлен на утверждение в Министерство энергетики Российской Федерации.
— Затраты на эту работу в тариф не закладываются?
— Что касается схем теплоснабжения, закон прямо говорит, что эти затраты должны финансироваться из прибыли ресурсоснабжающих организаций, если они этими вопросами занимаются. Ни на бюджет, ни на граждан через тарифы эти затраты не перекладываются.
— В июле мэр предположил возможность деприватизации ОмскВодоканала. Можно ли сейчас говорить о таком развитии событий?
— У нас были критические замечания в адрес Водоканала, и они во многом обоснованны: инвестиционная программа не выполняется, тарифная смета нарушается, идут недоремонты, увеличивается износ систем водоснабжения и водоотведения... Нам обещали обратное, когда инвестор сюда заходил. РЭК уже провела проверку ОмскоВодоканала, но итоговые материалы нам еще не предоставлены. КСП проверяет в настоящее время, но еще не завершила эту работу. Так что пока делать выводы преждевременно. При администрации создана рабочая группа по анализу взаимоотношений с ресурсоснабжающими организациями, которую возглавляет первый заместитель мэра Александр Анатольевич ТУРКО. В рамках этой рабочей группы, по итогам всех проверок, будут подготовлены предложения. Какие — зависит от характера выявленных нарушений. У нас были аналогичные проблемы и с Омскэлектро, в результате горсовет принял ряд решений, которые открывают перспективы перед предприятием по привлечению инвестора и решению проблем с кредиторами.
— Какова доля финансирования городского хозяйства в бюджете города?
— На городское хозяйство приходится процентов тридцать. Проблемы в ЖКХ, которые мы имеем сегодня, требуют значительного финансирования и не всегда подкреплены возможностями городского бюджета. Это и капитальный ремонт жилищного фонда (только судебных решений уже принято на сумму порядка 8 миллиардов рублей), и строительство линий наружного освещения, где тоже есть судебные решения, и масса других вопросов. Поэтому наша цель на перспективу – не только максимально эффективно использовать бюджетные ассигнования, но и искать нестандартные пути решения стоящих перед нами задач.