Дмитрий ГОРБУНОВ, адвокат: «Спустя полтора года нервов, допросов, обысков и выемок выяснилось, что такие договоры заключались еще до конфликта акционеров с ведома и согласия ФИЛИМЕНДИКОВОЙ»

Дата публикации: 19 декабря 2012

В газете «Коммерческие вести» от 26 сентября была опубликована статья адвоката Алексея ТКАЧЕВА под названием «Подмена полноценного расследования преступлений в сфере экономики бесконечными проверками – это почва для коррупции». Ее пафос большей частью направлен против следователей областного управления внутренних дел, посмевших из-за отсутствия события преступления прекратить уголовное дело, начатое было по заявлению его доверителя – Татьяны ФИЛИМЕНДИКОВОЙ. Дознаватели, в частности, мол, направляют материалы следователям для возбуждения дела, а те требуют сначала найти потерпевших ущерб кредиторов. Речь идет о конфликте вокруг пяти АЗС, тянущемся с 2008 года. Конфликте, в ходе которого ФИЛИМЕНДИКОВА Т.С. направила в омские суды и правоохранительные органы около ста исков, заявлений и жалоб. Второй акционер, Виктор СУХАРЕВ, будучи директором и собственником 50% акций ЗАО «Фирма «РЕЗЕРВ» (официальный собственник других 50% — Татьяна ФИЛИМЕНДИКОВА), все эти годы жил от одного допроса да другого, от одного уголовного дела до следующего. Все эти дела сегодня прекращены по реабилитирующим основаниям. Поэтому необходимо для полной объективности проанализировать позиции второй стороны конфликта.

Г-н ТКАЧЕВ акцентирует, что «нехорошие» алтайские собственники ЗАО третируют омского акционера Татьяну ФИЛИМЕНДИКОВУ. Впрочем, по нашим данным, все эти годы большая часть переговоров шла не с нею, а с ее супругом Юрием ФИЛИМЕНДИКОВЫМ, бывшим чиновником омского областного правительства (на момент учреждения ЗАО в 2000 году действующим чиновником). Но официально на первый план он никогда не выходил. Действительно, директор и акционер ЗАО Виктор СУХАРЕВ проживает на Алтае. При этом исполнительным директором общества в свое время назначался Алексей ФИЛИМЕНДИКОВ (сын). В конце 2007 года между акционерами возникли разногласия по поводу порядка ведения хозяйственной деятельности. Весной 2008 года в Омске состоялось два собрания акционеров без участия СУХАРЕВА, в ходе которых он был отправлен в отставку, а ЗАО возглавил Алексей ФИЛИМЕНДИКОВ.

Как выяснил арбитражный суд, документы, на основании которых состоялись эти собрания, были сфальсифицированы. СУХАРЕВУ были направлены письма от имени омского акционера, в которых содержалось требование созвать внеочередное собрание акционеров с тремя вопросами в повестке: 1) отчет о сделках по привлечению заемных средств; 2) отчет о сделках по отчуждению; 3) план дальнейшей производственной деятельности. На самом же деле на собраниях были рассмотрены четыре других вопроса, два из которых – отставка директора и выборы нового. Напомню, что в 90-е годы нередко использовалась стандартная схема, когда нежелательному акционеру заказным отправлением присылали какой-нибудь нейтральный незначимый текст, дабы получить отметку на почте, что он письмо получил. Подмену удалось доказать в суде благодаря тому, что одно из писем по ошибке было передано в Инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу, где его вскрыли.

Интересно, что СУХАРЕВА незаконно лишили полномочий 22 апреля 2008 года, а уже на следующий день, 23 апреля, новый директор-сын начал имущество распродавать подешевке: «В соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 23.04.2008 ЗАО «Фирма «Резерв» реализовало операционную – нежилое одноэтажное строение, расположенное по улице 22 Апреля, рыночной стоимостью 22 721 000 рублей за 1 902 963, 91 рубля. В соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 16.05.2008 ЗАО «Фирма «Резерв» реализовало автозаправочную станцию для заправки легкового автотранспорта, одноэтажное кирпичное строение, расположенное по улице 33-я Северная, рыночная стоимость которой составляет 15 763 000 рублей, по цене 5 018 167 рублей» (цитируем по постановлению о возбуждении уголовного дела в отношении Татьяны ФИЛИМЕНДИКОВОЙ от 10 октября 2008 года). Впоследствии Арбитражный суд Омской области признал решение о назначении Алексея ФИЛИМЕНДИКОВА незаконным.

Впрочем, уголовные дела возбуждались и по заявлениям ФИЛИМЕНДИКОВОЙ в отношении СУХАРЕВА. Первое из них было заведено 4 апреля 2008 года и прекращено по отсутствию состава преступления 29 декабря 2009 года. Как утверждала заявительница, фирма «Резерв» подписала договор комиссии с ООО «Спектр», в результате чего стала приобретать оптовые партии нефтепродуктов по существенно завышенным ценам, при этом прибыль от работы ЗАО оставалась в ООО. Но какое может быть приобретение, если есть договор комиссии? Люди, которые это написали, просто не имеют понятия, как работает стандартный экономический механизм комиссии. Спустя полтора года нервов, допросов, обысков и выемок, выяснилось, что такиедоговорызаключались еще до конфликта акционеров «с ведома и согласия ФИЛИМЕНДИКОВОЙ» и что «Резерв» возмещал «Спектру» только себестоимость ГСМ, а все остальное «по согласованию сторон, в том числе с потерпевшей ФИЛИМЕНДИКОВОЙ Т.С., направлялось на строительство автозаправочных станций, которое осуществлялось непосредственно ЗАО «Фирма «Резерв», тем самым увеличивалась" стоимость его имущества. То есть дела обстояли прямо обратно тому, что заявляла так называемая потерпевшая. Несмотря на это, она обжаловала постановление о прекращении уголовного дела, потом еще раз, и еще, и еще.

Второе уголовное дело было возбуждено 26 июля 2010 года и прекращено 30 мая 2012-го. Причем с 13 января по 26 июля 2010 года выносилось около дюжины постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. По слухам, у Юрия ФИЛИМЕНДИКОВА очень много хороших знакомых в Омске еще по партийной работе в советское время. Так что возбудить пришлось. По части первой статьи 201 УК РФ — «Злоупотребление полномочиями». В ходе расследования этого дела группа сотрудников Омского УВД не раз выезжала на территорию Алтайского края. Что, откровенно сказать, вызывает немалое удивление. Действующие сотрудники МВД прекрасно знают, как трудно выбить командировку в другой регион, даже расследуя тяжкое преступление. А тут для допроса свидетелей так легко выезжают по 201-й. Да еще группа из трех человек. Результат последней такой командировки – возбуждение двух уголовных дел (по статьям 139 и 286 УК РФ) в отношении одного из активных участников этой группы — начальника отделения УЭБ и ПК УМВД по Омской области Владимира МОЗГОВОГО. Одно из этих дел возбуждено по заявлению потенциальной свидетельницы, которую омский полицейский 19 мая в Славгороде не выпускал из кабинета, так схватив за руку, что у нее остались кровоподтеки, засвидетельствованные позже врачом. Днем раньше тот же МОЗГОВОЙ пришел в школу города Яровое, взял девочку-школьницу младших классов и вместе с учительницей отправился к ее бабушке в поисках родителей девочки. Как рассказала потом в ходе очной ставки эта самая бабушка: «Я просила выйти МОЗГОВОГО, так как мне нужно было успокоить внучку, которая тряслась в комнате, так как была напугана. Я требовала, чтобы МОЗГОВОЙ вышел из моей квартиры, но он сказал, что постоит здесь, и угрожал обыском в моей квартире и не выходил из нее. Я говорила, что мне не страшен обыск. МОЗГОВОЙ удерживал нас в квартире около 20 минут».

В настоящее время следствие по двум данным уголовным делам находится на завершающей стадии. Удивительно, что обвиняемый в совершении двух преступлений майор полиции Владимир МОЗГОВОЙ осуществлявщий оперативное сопровождение уголовного дела, возбужденного по заявлению ФИЛИМЕНДИКОВОЙ, впоследствии прекращеноного, продолжает исполнять свои должностные обязанности и руководить подчиненными ему оперуполномоченными.

Напомню, что это был всего-навсего поиск и допрос свидетелей. С тем же МОЗГОВЫМ была связано еще одна история, происшедшая в ночь на Старый новый год с 13-го на 14 января 2012 года: в Омске был задержан адвокат СУХАРЕВА. Дело в том, что автомобиль Тойота Хайлендер", на котором он передвигался, был объявлен в «оперативный интерес». Сделал это по согласованию с МОЗГОВЫМ его прямой подчиненный оперуполномоченный КУЧЕРЕНКО: дескать, на этом автомобиле мог передвигаться по Омской области директор фирмы «Резерв» СУХАРЕВ. Как выяснилось уже позже, сотрудники регионального УМВД пользуются этим самым «оперативным интересом», когда им необходимо найти или задержать кого-то, но правовых возможностей у них для этого нет. Понятие «оперативный интерес» не предусмотрено ни УПК, ни КоАП, ни федеральными законами «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности», а только подзаконными актами. В частности, распоряжением первого заместителя УВД по Омской области Игорем АЛЕШИНЫМ (впоследствии заместителем министра внутренних дел РФ) № 8/1188 от 13 апреля 2006 года «О порядке формирования и использования учета «Лица, представляющего оперативный интерес», которое уже утратило законную силу. Более того, даже согласно нормам этого распоряжения внесение лица, транспортного средства, иных документов в «оперативный интерес» не должно нести никаких юридических последствий для граждан. То есть изначально автомобиль был задержан незаконно. Причем следователь, ведущая дело, поручений срочно разыскать СУХАРЕВА или его машину оперативникам не давала. Откуда же такое рвение? И после этого нам говорят, что нагрузка на каждого сотрудника оперативно-розыскной части очень высока, одновременно приходится заниматься множеством дел, из-за чего они постоянно и не укладываются в определенные законом сроки. Ну-ну…

В настоящее время ФИЛИМЕНДИКОВЫ пытаются опротестовать постановление о прекращении дела в отношении СУХАРЕВА. Метод уже опробованный: идут на прием в надзорные органы, с «плачем Ярославны» ведают, что, дескать, чужаки-разбойники угнетают омичей. Причем, действуя по этой схеме, они столько инстанций уже забросали своими жалобами, что даже Генеральная прокуратура направила в Омск письмо о том, что имущественные споры и претензии акционеров фирмы «Резерв» друг к другу «должны решаться в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства без вмешательства правоохранительных органов». О таком указании, кстати, я сам узнал из газетной статьи адвоката ТКАЧЕВА в «КВ». И действительно, только в рамках судебных процедур можно решить, кто из оппонентов прав.

Стороны уже пытались примириться, привлекали посредников. Бесполезно. В рамках примирительных процедур прозвучало, в частности, стандартное предложение о разделе: ФИЛИМЕНДИКОВА, как сторона, считающая, что ее обделили, делит имущество фирмы на две части так, как считает справедливым, а вторая сторона одну из этих частей выбирает. Не пошло. Как и предложение продать свою долю или выкупить чужую. Было очень много разного рода предложений закончить дело миром. Однако ФИЛИМЕНДИКОВА ни один из этих вариантов не приняла. Судя же по статье ТКАЧЕВА, все те, кто не пошел в их понимании им навстречу, автоматически записываются в коррупционеры. В число которых теперь уже попала даже Генеральная прокуратура.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/12/50/553742