При той же потенции риска стало меньше

Дата публикации: 19 декабря 2012

Рейтинговой агентство «Эксперт РА» обнародовало семнадцатое по счету ежегодное обследование инвестиционного климата России. На этот раз по тенденциям 2011 — 2012 года (см. «Эксперт» № 50 от 17 декабря). Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивалась по двум параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Потенциал показывает, какую долю регион занимает в общероссийском рынке, риск — какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе.

Риск

Хотя во всех таблицах обозреваемого рейтинга стоит 2012 год, сравниваемый с предыдущим 2011-м, «Коммерческие вести» заменили датировку на 2011-2012-й в сравнении с 2010-2011-м, как это было в ранних публикациях «Эксперта РА». Причина в том, что составители рейтинга использовали статистические данные по состоянию на 1 января 2012 года. То есть все риски (как и потенциал) относятся к периоду, когда регионом управлял Леонид ПОЛЕЖАЕВ. В том числе и резкое увеличение за год управленческого риска с 23-го места до 34-го и столь же резкое уменьшение экономического риска с 22-го места до 9-го. Впрочем помимо Росстата использовались данные федеральных ведомств: Минсвязи, Минфина, Минприроды, ФСФР и Центробанка.

Как утверждает «Эксперт РА», «внимание к социалке, бюджетная дисциплина и хорошие связи с центральными властями – вот рецепт эффективности управленческих команд, который выявил очередной рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов. Шансы выбиться в новые лидеры роста получают периферийные территории с умеренным уровнем зарплат».
Шесть лет назад при расчете рейтинга инвестиционной привлекательности регионов стал учитываться управленческий риск. Тем самым разработчики рейтинга заявили, что считают качество регионального менеджмента одним из ключевых факторов улучшения инвестклимата. С тех пор тема эффективности работы региональных администраций стала своего рода мейнстримом. Профильные министерства не устают совершенствовать систему KPI для губернаторов. Агентство стратегических инициатив разработало и внедряет специальный стандарт деятельности региональных властей. Однако с конкретными оценками эффективности в регионах дело продвинулось не слишком далеко.
Возможно, при оценке управленческого риска рейтинговое агентство или его эксперты ориентировались и на рейтинг политической выживаемости губернаторов Фонда «Петербургская политика» и Коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг», где Леонид ПОЛЕЖАЕВ во второй половине 2011 года стабильно получал двойки по причине предстоящего завершения срока его полномочий.
Традиционно высок в Омской области криминальный риск — 61-е место из 83 возможных. С другой стороны: 74-е место у Новосибирской области и гораздо более лучшее — 31-е — у Иркутской. По данным, представленным Strategy Partners Grour омским экспертам в ноябре: число зарегистрированных убийств на 100 тысяч жителей в 2010 году в Омской области 8,6, в Новосибирской — 10,7, в Иркутской — 21,5; число зарегистрированных разбоев на те же 100 тысяч жителей в Омской области — 14, в Новосибирской — 29, в Иркутской — 42; число краж (в тех же параметрах) в Омской области — 740, в Новосибирской — 124, в Иркутской — 1102. То есть полное несовпадение. Читатель может сказать: так года же разные — «Эксперт РА» оперирует 2011 годом. Автор сей статьи не поленился заглянуть в предыдущий рейтинг инвестиционного риска за 2010 год: Омская область по криминальному риску — 66-е место, Новосибирская — 80-е, Иркутская — 41-е. Кто же врет: Эксперт РА илиStrategy Partners Grour?
Потенциал
Вместе с 32 другими регионами Омская область входит по инвестиционному климату в категорию «пониженный потенциал – умеренный риск». На протяжении десяти последних лет наш регион по инвестиционному потенциалу колеблется около тридцатого места. Впрочем более низкий потенциал – 32-е место – не мешает Калужской области числиться в последние годы одним из инвестиционных лидеров России. Да и Ленинградская область – еще один лидер – не так далеко от нас удалилась – 27-е место.
Вышеупомянутая Strategy Partners Grour на том же ноябрьском семинаре в качестве успешного региона, который буквально за несколько лет осуществил масштабные изменения в модели своего развития, привела Томскую область. В рейтинге «Эксперта РА» Томская область имеет более низкие позиции, чем мы: по потенциалу она – 45-я, по риску – 26-я. Что опять же таки непонятно: ведь изменение модели должно было сказаться на определенных параметрах и риска и потенциала. А значит, кто-то из двух исследовательских компаний нам показывает что-то не то.

На фоне продолжения посткризисного восстановления экономики рейтинг «Эксперта РА» показывает, что «в европейской части России снизились инвестиционные риски в значительном числе регионов, обладающих тремя сходными характеристиками: близость к экономическим центрам, относительная дешевизна рабочей силы и отсутствие знаковых инвестиционных проектов в предыдущие годы. Возьмем на себя смелость предположить, что у выделенных нами субъектов есть все шансы стать новыми точками инвестиционного роста (регионами так называемой третьей волны)". Впрочем на карте агентства Омская область окрашена цветом, относящимся к «прочим регионам», то есть мы не попали ни в первую, ни во вторую, ни в третью волну.




 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/12/50/pri_toy_zhe_potentsii_riska_stalo_menshe