Порт-Артур решено целиком не сносить

Дата публикации: 26 декабря 2012

Градостроительный совет города Омска 14 декабря рассмотрел и одобрил проект планировки на территории микрорайона Порт-Артур, который известен как один из наиболее проблемных и неблагоустроенных в городе. Заказчиком проекта выступает администрация города Омска, а исполнителем – институт «Омскгражданпроект». Границы проектирования – правый берег реки Иртыш, граница отвода железной дороги в направлении Черлакского тракта, граница территории СНТ «Сибирский садовод-1», южная граница жилой застройки в Ленинском округе.
Садовые участки сохранят неизменными
Как рассказал докладчик, главный архитектор проекта ОАО ТПИ «Омскгражданпроект» Александр УШАКОВ, площадь проектируемого района – 926 гектаров. В его пределах расположены крупные, но обмелевшие и заросшие озера Моховое и Круглое. Вместе с озером Чередовым они составляют естественную дрену. Селитебная территория представлена в основном индивидуальной малоэтажной застройкой, а многоэтажное жилье – это отдельные дома и мелкие кварталы. Значительные территории заняты садоводческими товариществами – крупный массив дач протянулся вдоль реки Иртыш, а также на юго-востоке. Крупных промышленных предприятий в районе нет, но находится золоотвал ТЭЦ-2. Бывший кинотеатр «Мир» в настоящее время используется как торгово-административное здание, а бывшее Старо-южное кладбище сейчас реконструируется под мемориальный сквер.
По словам выступающего, на берегу Иртыша южнее железнодорожного моста по проекту формируется спортивный парк. Еще одну зеленую зону планируется сохранить в центре района у бывшего кинотеатра «Мир». При этом архитекторы максимально сохранили и существующую индивидуальную застройку Порт-Артура. Кроме того, на период реализации проекта (10-15 лет) решено сохранить садовые участки без трансформации их в индивидуальное жилье. Но все-таки в центре жилого района на месте снесенных ветхих домов планируется размещение застройки общественно-делового назначения. Кроме того, планируется снести частный сектор в полосе отвода железной дороги и сформировать современную транспортную схему, обеспечивающую хорошую автомобильную связь района.
— Предполагается реконструкция существующих транспортных связей, а также строительство новых дорог, — рассказал Александр УШАКОВ. — Будущая магистральная улица общегородского значения с регулируемым движением – это дорога по улицам Сухой пролет, 1-й Красной звезды, 1-й Марьяновской, 1-й Трамвайной, 13-й Комсомольской и с выходом на Черлакский тракт. Вторая общегородская магистраль, которая предусматривалась по генплану – это продолжение улицы Сухой пролет вдоль территории профилактория с последующим выходом на улицу Воровского.
На месте золоотвала предложено построить ипподром или жилье
Ядро центра жилого района по новому проекту по сравнению с генпланом уменьшается и ограничивается улицами Гайдара и 5-й Новой. А раньше по генплану будущий центр заходил и за улицу 1-я Марьяновская, но сейчас часть этой территории сохраняется. В итоге предполагается снести только четыре ветхих квартала, и на их месте по улице 1-й Красной звезды планируются два высотных жилых комплекса с блоками обслуживания и торговый комплекс. По улице Воровского по проекту размещается мультиплекс и банно-оздоровительный комплекс с расширенным составом услуг (физкультурные и тренажерные залы, кафе, парикмахерская, прачечная), который был бы уместен среди большого частного сектора. На пересечении улиц 2-й Трамвайной и 1-й Красной звезды завершается формирование квартала с новым жильем и детским развивающим центром.
По словам Александра УШАКОВА, на территории золоотвала по генплану предлагалось размещение рекреационной зоны. По всем планам ТЭЦ-2 переводится на газ с ликвидацией и рекультивацией ее золоотвала. Но есть и другие варианты его использования – размещение на этом месте ипподрома либо строительство жилья. Однако вопрос в том, что захотят сами владельцы сделать с этой землей и нужен ли им там, например, ипподром.
Из других объектов общественного назначения архитекторы предусматривают размещение детской поликлиники и школы на 175 мест с детским садом на 55 мест, а также двух отдельных детских садов в новых кварталах. Снос частного сектора в основном предусматривается вдоль магистралей. Население района составляет сегодня 15,5 тысячи человек, но при принятых нормах обеспеченности жильем может уменьшиться до 14 тысяч. Основные парковки обеспечиваются за счет размещения многоэтажных гаражей в районе железной дороги.
Что касается озера Мохового, предлагается сделать отсыпку его берегов, произвести углубление и благоустройство и разместить отдельные объекты обслуживания, а также бульваром связать с центром района. Был представлен вариант с сохранением частной застройки по берегам озера, но в любом случае будет необходимо провести инженерные работы по дноуглублению и использовать это озеро как естественный водоприемник, сформировать водоохранную зону. В итоге членами градсовета было принято решение взять предлагаемое решение по проекту планировки за основу и доработать с учетом высказанных замечаний.
Улицы телевизионки могут остаться без асфальта
Кроме того, градсовет обсудил проблемы и соседней территории – микрорайона бывшего телевизионного завода. На заседании был рассмотрен проект межевания территории в границах: полоса отвода южной ветки железной дороги вдоль улиц 1-я Комсомольская – Новосортировочная – Красной звезды – Ростовская – Новгородская – граница полосы отвода железной дороги вдоль улиц Хабаровской, 1-я Путевая, Черлакский тракт.
Как рассказала руководитель проекта ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» Лариса МАСЛОВА, здесь необходимо расселять жилые дома, которые находятся вблизи от насыпи железной дороги, они попадают в 50-метровую зону влияния транспорта. Часть неиспользуемой железнодорожной насыпи, по ее словам, может быть разобрана, и в итоге сделана более приемлемая транспортная схема по автомобильным дорогам. Как вариант, можно сделать прокол для автодороги под железнодорожной насыпью. «Это облегчит существование большой территории и свяжет ее с Привокзальным поселком, — добавила Лариса МАСЛОВА. — Но это земля РЖД, и они ее отдавать не хотят».
Еще одна проблема возникла из-за того, что при газификации в мае 2012 года газовые трубы проложили под дорогами, которые в будущем должны были асфальтировать. И теперь возникает дилемма – либо обеспечивать эти кварталы дорогами с твердым покрытием, либо оставлять проселочную дорогу с проведенным газопроводом, как этого требуют правила безопасности. «Теперь нужно либо газ перекладывать, либо дороги передвигать, но мы не берем на себя ответственность принять такие решения, — рассказала г-жа МАСЛОВА. — И то и другое связано со сносом частного сектора. Предложение газовиков – оставлять эти дороги без асфальта».
Сегодня в микрорайоне живет 17 тысяч человек, а планировалось поселить еще 62 тысячи. Озеро Чередовое могло бы стать рекреационной зоной для жителей. Южнее улицы 14-я Чередовая планируется многоэтажная жилая застройка с элементами обслуживания. «Но поскольку здесь территория свободная, не было цели достичь максимальной плотности застройки, а разместить все необходимые объекты обслуживания», — добавила Лариса МАСЛОВА.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2012/12/51/port-artur_resheno_tselikom_ne_snosit