Подведение политических итогов года в масштабах области чем-то напоминает забивание гвоздей. Выбираешь событие. Примериваешь, насколько оно значимо. Р-раз, и вбил в материал. Причем большинство событий — гвозди мелкие. Стираются из памяти еще до конца отчетного года. О таких и вспоминать не стоит. Потому что случился такой «гвоздь», каких в Омской области уже 20 лет не было: в регионе сменился губернатор. Это основное событие не только прошедшего года. Уход ПОЛЕЖАЕВА будет влиять на ситуацию в области еще очень долго.
Когда долго ждешь каких-то изменений, они наступают неожиданно и вдруг. Двадцать лет жесткой авторитарной власти — это как ледниковый период. После семи месяцев после прихода НАЗАРОВА уже можно говорить о том, что в области наступает «глобальное политическое потепление». Стал меняться политический ландшафт, кормовая база и «пищевые» цепочки власти. Все как в природе: динозавры вымирают, крокодилы выживают, другие виды приспосабливаются и видоизменяются. Иначе и быть не могло. Закон жизни. Сегодня невозможно спрогнозировать, каким будет политический климат в области в ближайшие пять лет. Но изменения начались, они заметны и выстраиваются в определенную логику.
Чужие лампасы
Основное послевкусие прошедшего политического года — контраст двух губернаторов. Они разные настолько, что даже в игру «найдите десять отличий" не сыграешь. Почему? ПОЛЕЖАЕВ создал культ власти. Свою вертикаль он выстроил задолго до того, как этим стал заниматься ПУТИН. Потому и долгожитель. По этому поводу можно приводить много примеров или исторических аналогий. Позволю себе лишь один штрих: даже самые мелкие чиновники, как говорится, шестые подползающие в административной иерархии, откровенно говорить о нем в своих кабинетах боялись. Всерьез опасались, что он все слышит, что он все знает. Да, это выглядит анекдотично и даже дико. Все оценки деятельности этого человека сегодня преждевременны. Не случайно, что отзывы о ПОЛЕЖАЕВЕ тех, кто работал и общался с ним, настолько противоположны. От придыхательного «папа» до почти нецензурного. Всякое при нем было: и хорошее, и плохое. Хорошее возвеличивали, о плохом молчали, а в последнее время и черное называли белым. Бесспорно одно: он создал систему личной власти, которая воспринималась почти сакральной. Это стиль руководства, методы реагирования и управленческая культура, заточенные для выполнения его воли.
ПОЛЕЖАЕВ ушел, а система осталась. Остался механизм работы власти. И по большому счету, не какие-то конкретные цифры бюджетного долга, о котором сейчас много говорят, а именно система работы власти и есть главное политическое наследство ПОЛЕЖАЕВА, которое досталось его преемнику. В этом, на мой взгляд, и есть главная проблема для Назарова. Ведь это система не столько государственной, сколько личной власти первого лица в области. И создается впечатление, что именно такая власть Назарову не очень-то и нужна. Он человек абсолютно другого склада, другого времени, других взглядов. Он хочет самоидентифицироваться по своим канонам. Полежаевская власть для него, как чужие генеральские штаны с лампасами. Их надо надевать, чтоб по лампасам все видели, кто генерал, и неудобно как-то носить. Штаны устаревшего фасона, сзади жмут, спереди висят. Это бросается в глаза по его действиям, решениям и поступкам (об этом чуть позже). Нового губернатора меряют полежаевскими мерками. Так привыкли. Других-то мерок в области и быть не могло. Отсюда складывается мнение, что политическое потепление в области приводит к вакууму власти, что НАЗАРОВ слабый. Но других штанов с лампасами у НАЗАРОВА пока нет.
Чистая анкета
При назначении губернатора в 2012 году сработало много факторов. И тайных, и явных. Явных два: менеджер в структуре Газпрома и то, что не входил в политическую элиту при ПОЛЕЖАЕВЕ. (Да, был депутатом ЗС, но в Омской области это не показатель политического влияния, а почти как скидочная карта или почетная грамота.) Когда в 2003 году ПОЛЕЖАЕВ избирался губернатором в последний раз, НАЗАРОВ еще работал простым юристом в ОО. В 2012 году Кремлю понадобился свежий человек, который был бы независим от прежней власти и смог бы зачистить все коррупционные и кумовские связи. Нужна была чистая анкета для перезагрузки. Что дальше? А дальше тайные факторы назначения все больше становились явными, а плюсы — минусами.
НАЗАРОВ был чужим для политической элиты? Спорный вопрос. Однокашники Германа ГРЕФА на дороге не валяются. Рядом оказался еще один однокашник — Юрий ГАМБУРГ, и на многие ключевые посты в областном правительстве переехали люди из мэрии. В результате полежаевская элита во власти стала частично заменяться на шрейдеро-гамбургскую. С одной стороны, где других найти для ротации? А с другой, поменяли шило на мыло. Клановая возня по принципу свой-чужой продолжается, но по-тихому.
НАЗАРОВ был далек от управления областью при ПОЛЕЖАЕВЕ? Прямо как в филиале «Место встречи изменить нельзя», где Шарапов любил в разведку свежего человека посылать, с незамыленным взглядом. Но областное правительство не наблюдательный пункт и не курсы повышения квалификации с отрывом от производства. Здесь не наблюдатель нужен. Проблемы надо решать, а о них пока только больше говорится. Да и то не о всех, а только о тех, которые свежим взглядом видно.
НАЗАРОВ с помощью Газпрома и Сбербанка приведет инвестиции? Обещанного три года ждут, но мы молока не видали пока.
Конечно, семь месяцев в должности не срок. И может быть, в наступившем году область ждет прорыв? Но тогда это какая-то тщательно законспирированная спецоперация. Не настаиваю на объективности, но предпосылок для этого пока не видно. Зато другие предпосылки просматриваются.
Слякоть после оттепели
Впрочем обывателю все эти политические расклады до лампочки. Социально-экономическая ситуация в области помещается у него в кошельке. Его содержимое — один из показателей деятельности власти. Приведу несколько примеров этой деятельности, которые сегодня обсуждают на омских кухнях.
РЭК утвердила предложенные Москвой нормативы потребления воды на общедомовые нужды. Как говорят специалисты, нормативы эти просто драконовские, а проще говоря, дурацкие. Московские чиновники посчитали, что для помывки подъезда девятиэтажного дома и полива газонов в месяц нужен объем воды, сопоставимый с объемом 50-метрового бассейна. Известно, что председатель РЭК Константин МАРЧЕНКО был на приеме у НАЗАРОВА с этим вопросом. Губернатор утверждение одобрил. МАРЧЕНКО и утвердил. Прокуратура отреагировала на обращения граждан. Будет суд. Кстати, рекомендованные нормативы в полном объеме были утверждены только в двух регионах России. Что сделали в остальных? Региональные власти, РЭК и прокуратура искали и находили компромиссное решение, чтобы смягчить последствия для людей от московской дури. В таких случаях, как правило, работает своеобразное прецедентное право: чиновники связываются с коллегами из других регионов, изучают опыт, советуются, чтобы не изобретать коммунально-энергетические «велосипеды». Почти везде в России такой компромисс был найден. А у нас взяли под козырек: «Москва сказала «надо», Омск ответил «есть». В итоге конфликт интересов перешел в публичную стадию. Крайним формально останется МАРЧЕНКО. А НАЗАРОВ вроде бы как и ни при чем. Хотя справедливости ради необходимо отметить, что позже губернатор наложил вето на введение аналогичных нормативов по теплу. Получается, что понял свою ошибку, что в первом случае просто не хватило политической воли?
Аналогичная ситуация с тарифом на проезд в городском транспорте. Город повысил его на 30 процентов. Можно долго объяснять людям экономическую целесообразность, кивая на прежних руководителей города, но крайними остались жители. Сразу на 30, а в апреле вообще на 50 — это беспредел. Губернатор вроде бы был против, но не более. Не повлиял. Формально вопрос в компетенции мэрии, вот пусть и решает. И опять НАЗАРОВ остался наблюдателем.
То же самое случилось с решением об установке памятника Колчаку: пусть мэр решает. Этот памятник — политический динамит, а НАЗАРОВ просто перебросил его соседу через забор. Как будто на территории Омска губернатор области не высшее должностное лицо государственной власти, а просто самый высокооплачиваемый бюджетник.
Тенденция, однако. Получается, что либеральный стиль управления, выбранный НАЗАРОВЫМ, пока нельзя назвать эффективным. И это очень чутко улавливается политической элитой.
Ребята, давайте жить дружно!
Очевидно, что НАЗАРОВ предлагает населению и региональной элите общение на языке, резко отличающемся от того, на котором говорил его предшественник. Он переводит административный окрик в формат собеседования. Он пытается изменить форму общения, но, судя по всему, вместе с формой меняется и содержание. В Омске так разговаривать не привыкли.
Не нужно быть очень проницательным, чтобы не увидеть: в области почти в открытую разворачиваются предвыборные кампании тех, кто не прочь занять место НАЗАРОВА. В прессе все чаще звучат фамилии ГОЛУШКО, ЗУГИ, ДЕНИСЕНКО. Кто-то называет и ГАМБУРГА. В этот же ряд можно поставить связку Шишов-Двораковский. Внешне все пристойно. Почти все называемые в СМИ соискатели заявляют о лояльности НАЗАРОВУ. Политес, гран мерси. Шикарный пример пиара продемонстрировал Андрей ГОЛУШКО, проведя в области конкурс «Утренняя звезда» с Юрием НИКОЛАЕВЫМ. С одной стороны, не придерешься, детям помогал, а с другой стороны — ну чем не работа на повышение рейтинга узнаваемости? НАЗАРОВ поддержал акцию своим присутствием на итоговом концерте и приветственным словом. А как он еще мог реагировать?
На появившемся в декабре интернет-ресурсе, который некоторые СМИ связывают с губернаторскими политтехнологами, практически любое общение губернатора с омскими политическими тяжеловесами называют очень изящно: «сохранение баланса омских политических противовесов». Иными словами, элита готова загрызть друг друга, а НАЗАРОВ их мирит. Заехал в кабинет к ДВОРАКОВСКОМУ — эта новость подавалась как сенсация и чуть ли не пример нового политического мышления(вот если бы еще с тарифами порешал). Поучаствовал в пуске газовой мини-ТЭЦ, построенной ООО «ТГКом» в Амурском поселке, хотя еще чернила не просохли после прокурорских проверок законности продажи «ТГКому» амурских тепловых сетей и котельных – вопрос с уголовным преследованием Евгения РЕДДИХА оказался закрыт. Встретился с руководством ИнтерРАО ЕЭС и «Полипластика», приезду которых поспособствовал Андрей ГОЛУШКО.Вроде бы как «ребята, давайте жить дружно». Когда кот Леопольд понимал, что от этих слов мыши еще больше наглеют, выпивал таблетку озверина и «мочил их в сортире». Только после этого мыши становились политически лояльными.
Есть и другие примеры эффективного «сохранения баланса». Однажды губернатор П. пообещал молодому управленцу Б. место своего преемника, то же самое он пообещал молодому управленцу Р. Тем самым стравил, в общем-то. умных и грамотных парней. Они из кожи вон лезли, чтоб оправдать доверие шефа. Очень эффективный метод сохранения баланса. Это не огурцы в теплице рассматривать.
В Свердловской области после авторитарного долгожителя РОССЕЛЯ события развивались по похожему сценарию. Достаточно либеральный губернатор МИШАРИН продержался в должности всего два с половиной года. Элита сожрала. Как огурчика.
Лишь бы не было войны
Сегодня любой критический материал принято расценивать как «эхо прошедшей войны» или начало новой. Наверняка и «КВ» после этой публикации обвинят в чем-то подобном. Зря. Эти обвинения будут еще одним подтверждением того, что любая публичная реплика о действиях нынешней власти до сих пор воспринимается по критериям политического этикета власти прежней. Рощупкина сравнивали с чеченским террористом, ШРЕЙДЕРА с ГИТЛЕРОМ. Гаденько все это выглядело, оскорбительно и малоэффективно. Но вот в чем парадокс омской политической жизни: новой информационной войны вроде бы никто не хочет, но другие публичные средства политической конкуренции в течение последних двадцати лет в нашей области не использовались. Возможно, они появляются только сейчас. И это уже тренд нового губернатора.
***
Видимость политического перемирия элит после смены власти — один из главных политических итогов прошедшего года. Почему видимость? Потому что равновесие еще не наступило. В начале 2012 года была полежаевская зима. К концу года она сменилась назаровской оттепелью. Новые веяния внесли нестабильность в политическую среду. Чтобы нестандартный и пока малопонятный для Омской области либеральный стиль управления НАЗАРОВА не воспринимался как его слабость, ему необходимо проявление собственной политической воли. Хватит ли ее у НАЗАРОВА? Ответ на этот вопрос станет главным политическим итогом наступившего 2013 года.
Ярослав ЛЕСОВСКИЙ
обозреватель