Мучительный и порой драматичный процесс отказа государственных служащих от бумажного документооборота продолжается уже десять лет. Принятая в январе 2002 года федеральная целевая программа «Электронная Россия» предусматривала «перевод в электронную цифровую форму большей части документооборота, осуществляемого между хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и органами местного самоуправления». Однако даже беглый анализ выполнения программы со всей убедительностью показывает, что результатом внедрения автоматизированных технологий стало прежде всего создание дублирующих традиционное делопроизводство информационных систем. Что это означало на практике? Это означало, что все усилия не только не привели к ожидаемому повышению эффективности работы аппаратов органов публичной власти, но, наоборот, значительно увеличили нагрузку на сотрудников, потребовали увеличения штатной численности. Главной нерешенной проблемой оставались фрагментарность автоматизации, отсутствие единых общегосударственных стандартов, а иногда и политической воли. Бумаг на столах в государственных учреждениях меньше не стало.
Попытки перейти на электронное взаимодействие между органами власти происходят периодически. Последняя волна интереса к проблеме перевода взаимоотношений органов власти на электронную форму возникла в 2009 году, когда было принято новое положение о системе межведомственного электронного документооборота. Тогда же были изменены всевозможные инструкции по делопроизводству, приняты технические требования к системе. Вместе с тем региональный аспект введения электронного документооборота во многом остается факультативным: исключения в виде отдельных регионов, серьезно продвинувшихся в этом вопросе, не в счет.
В лучшем случае, и то далеко не везде, внедрение систем электронного делопроизводства позволило создать базу электронных документов, но, как и прежде, все печаталось на бумаге, поскольку обмен документами между организациями, работа по кадровой тематике, долговременное и постоянное хранение документов – все это делается только по традиционным бумажным технологиям. Да та же работа с обращениями граждан, переписка по так называемой секретке: там власть бумаги до сих пор абсолютна.
Кроме того, система государственных и муниципальных архивов вообще только подступается к теме внедрения системы хранения электронных документов: процесс сканирования поступивших, опять же, бумажных документов по некоторым направлениям архивного делопроизводства пока не начат вообще.
На мой взгляд, в случае с введением электронного способа подготовки документов на региональном государственном уровне без железной политической воли обойтись нельзя. Слишком инертно эти нововведения воспринимаются в «толще чиновного люда», слишком много узких бюрократических проблем связывает исполнителей, а мотивация в отличие от бизнеса крайне затруднена. Эта действительно важная для модернизации публичной власти проблема без силовых, административных мер решена не будет никогда.