В здании регионального правительства 31 января с журналистами встретился заместитель министра строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области Игорь КВАСОВ. На пресс-конференции он рассказывал, в основном, об организации транспортного обслуживания в регионе и о задачах и планах на 2013 год. Так, стало известно, что населенные пункты севера Омской области предполагается связать речным сообщением с помощью катеров костромского производства. А государственные предприятия дорожной отрасли планируется акционировать, чтобы они стали привлекательны для инвесторов. Кроме того, будет изучаться опыт европейских регионов страны по применению частно-государственного партнерства при строительстве дорог, чтобы привлечь инвестиции в эту отрасль. «КВ» предлагают другие интересные фрагменты пресс-конференции.
О городской электричке
Идея действительно будет воплощена в жизнь, об этом уже можно говорить серьезно, потому что она всех заинтересовала. И здесь есть достаточно много составляющих, чтобы ее реализовать. Во-первых, это экологический эффект. Во-вторых, создано много инструментов – есть подвижной состав, есть сама дорога, то есть железнодорожные пути. По сути дела, осталось немного – это платформы, подходы и определение трафика населения и того, где сооружать остановочные комплексы. Но при интересе сторон, конечно, играет роль временной фактор, потому что есть РЖД, с которыми необходимо будет согласовывать маршруты движения, прилегающие земельные участки и так далее. Кроме того, будет необходимо пересматривать схему движения и конечных остановок, чтобы осуществлять подвоз пассажиров к этой линии городской электрички.
Пока еще никто не знает пассажиропотока, насколько она будет заполняться и насколько РЖД разрешат ее эксплуатировать, ведь сейчас там проходят грузовые составы. Экономическая основа такова, что эти перевозки никогда не бывают прибыльными, все равно их дотируют. Но зато решаются некоторые проблемы, потому что мы видим, как загружены центральные улицы, а городская электричка пройдет по окраинам города и совершенно не будет мешать движению, то есть в этом плане будет разгружать центральные магистрали. Конкретно о дате ее запуска говорить пока сложно. На каждое мероприятие необходимо провести аукционы. Поэтому мы осторожно заявляем – конец 2013-го – 2014 годы. Там очень много субъектов, с которыми надо согласовать это мероприятие.
Кстати, буквально после того, как губернатор проехал на электричке, была встреча ПУТИНА с СОБЯНИНЫМ, и на ней докладывали, что в Москве будет практически то же самое.
О трассе Омск — Тюмень
Эта трасса нас действительно очень тревожит. Она узкая, была построена достаточно давно и сейчас не соответствует никаким нормам. Я сам по ней езжу, и бывает так, что фуры едва ли не касаются друг друга зеркалами, потому что в узких местах ширина трассы достигает 6,6 метра, и этого явно недостаточно. Причин, почему так произошло, несколько. Во-первых, при строительстве она не была рассчитана на такой трафик. Во-вторых, произошел резкий крен в сторону автомобильных перевозок. Тарифы на доставку грузов железнодорожным транспортом выросли, и мы видим, насколько она заполнена большегрузными автомобилями. Еще одна проблема в том, что эта трасса является федеральной, и здесь возможности региональной власти ограничены. Трасса содержится, обслуживается и должна быть реконструирована за счет федеральных средств.
Но мы делаем все возможное, чтобы уменьшить количество ДТП на этой трассе. С этой целью усилено патрулирование, совместно с ГИБДД мы совершаем рейды, смотрим на состояние этой трассы. На ней каждые сутки дежурят порядка 10 экипажей ГИБДД, облетает вертолет, применяется система видеофиксации. Но мы видим, что ДТП не становится меньше. Необходимо менять психологию самих водителей – это нарушение скоростного режима, выезд на встречную полосу, несоблюдение дистанции. Поэтому мы в настоящее время начинаем ставить плакаты, где указываем, сколько человек разбилось на определенном участке. А наши соседи в Тюмени и Новосибирске на постаментах ставят разбитые машины, которые побывали в авариях.
Мы обратились в Министерство транспорта РФ, Росавтодор, к членам Совета Федерации, депутатам Госдумы от Омской области о том, чтобы изменить категорию этой дороги. Это означает ее расширение и приведение до соответствующего уровня – 9 метров. Тогда мы получим нормальные условия, чтобы избежать этих трагических последствий. Есть осознание того, что надо делать, однако по финансам пока конкретного ответа нет. Но мы на всех уровнях будем доказывать, что эта дорога должна быть приоритетна в Сибири для реконструкции.
Об омском трамвае
В Омске трамвай необходим, но именно там, где он не мешает остальным участникам дорожного движения. Было много споров насчет трамвая на Левый берег, проведен мониторинг по дублирующему его маршруту № 90, переговоры с заинтересованными сторонами и департаментом транспорта. На сегодняшний день точка зрения такова: трамваю на этом мосту не место. Потому что он создавал определенные помехи и шел по проезжей части. Кто-то предлагает вынести его на сторону, кто-то – сделать отбойники и оставить его посередине. Но на сегодняшний момент перспектива возобновления трамвайного сообщения на участке моста им. 60-летия ВЛКСМ и улицы Лукашевича далека.
В новой схеме и в дорожной карте мы изучаем опыт других городов, и мнение большинства участников рабочих групп, что в таком городе, как Омск, трамвайное сообщение наряду с автобусным должно присутствовать.
О платных парковках
Этот проект должен быть реализован вместе с другими мероприятиями. Рассматриваются самые креативные идеи, но мы должны понимать, насколько готов менталитет наших граждан. Например, в Китае, в некоторых городах по четным дням в город могут въезжать автомобили с четными номерами, по нечетным – с нечетными, но, транслируя это на наше население, мы не знаем, что получим. Во многих городах Европы и США есть муниципальные перехватывающие парковки – когда человек въезжает в город, ему выгоднее поставить машину на эту недорогую парковку и двигаться на муниципальном транспорте, который в определенные часы ходит бесплатно. То, что в Омске рассматривается как пилотный проект – платные перехватывающие парковки, — они должны присутствовать. Нужно сделать все возможное, чтобы ограничить передвижение в центре города, и для этого все средства хороши.
О тарифах
Что касается муниципального транспорта, мы смотрели, делали экспертизу, привлекали заинтересованные стороны и пришли к выводу, что при том подорожании комплектующих, ГСМ, как сейчас, рост тарифа неизбежен. И сдерживать его очень сложно. Это веление времени, и сказать сейчас однозначно, что та цена за проезд, которая определена, будет сохраняться на протяжении 2013 года, я не могу. Во-первых, это вопрос мэра, во-вторых, тех средств, которые сейчас поступают в бюджет от транспортных предприятий, явно будет недостаточно для обновления автобусного парка.