Сельское самоуправление: без защиты никак

Дата публикации: 06 февраля 2013

В 2003 году с принятием нового закона о местном самоуправлении идеологи реформы говорили о том, что данная реформа станет поворотным историческим моментом: удастся, наконец, сформировать собственника на земле, поднять инициативу местных сообществ. Сделано было немало: подобраны люди, создана начальная материально-техническая база, проведено первичное обучение.
Но жизнь не стоит на месте: меняется законодательство, перераспределяются полномочия, детализируются требования, соответственно, активизируются контрольно-надзорные органы. Весьма тревожно наблюдать, что в последнее время тема сельского местного самоуправления из открытой, публичной темы становится если не наукообразной и келейной, то в любом случае совсем не популярной в СМИ. Как следствие – люди начинают разочаровываться в данной идее: начинается отток кадров, административная апатия, отсутствие веры в свои силы, отсюда даже и этакое муниципальное дезертирство. Последние события, которые, признаюсь, поразили меня, с массовой отставкой в одном из поселений Саргатского района тому подтверждение: дыма без огня не бывает.
К примеру, та же тяжба со штрафами. Практика судов сформировала полярные позиции. С одной стороны, суды признают, что «отсутствие финансирования само по себе не освобождает от ответственности должностное лицо, которое никаких доказательств о принятии мер к надлежащему финансированию, предотвращению нарушения не представило, несмотря, например, даже на отложение слушания дела по указанным основаниям». С другой стороны, апелляционные и кассационные инстанции всегда требуют, чтобы в материалах «штрафных» дел присутствовали «прямые доказательства наличия вины некоммерческого муниципального юридического лица, которые бы опровергали утверждения об отсутствии денежных средств и невозможности их взять из других источников на цели, указанные в предписании». Во всяком случае, в судах требуют от проверяющих «указания тех конкретных действий, которые муниципальное учреждение имело реальную возможность совершить в целях исполнения предписания».
Понятно, что в силу только административного «цика» решить проблему поддержки поселковых муниципалитетов нельзя: контрольные органы писали, пишут и будут писать постановления, предписания, определения, но создать для сельских муниципалитетов систему защиты от репрессивной административной практики — это дело чести. Здесь спрятать голову в песок или закрыть глаза мутными стеклами телевизионной картинки не получится. Надо не откладывать это на завтра, а и организационно, и экономически запускать процедуру тяжелых решений об объединении поселений, где-то активнее работать с земельным ресурсом. Но самое главное – не оставлять людей одних с проблемами, которые в одиночку решить они пока не в силах. Речь не идет о мелочной опеке, о поддержке активности, помощи в защите своих прав. От этого зависит главное. От этого зависит, превратится ли сельское самоуправление в фарс или станет реальной формой реализации общественной инициативы.







 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/02/4/selskoe_samoupravlenie_bez_zashchiti_nikak