Книжный клуб: Волку так холодно зимой

Дата публикации: 06 февраля 2013

Жена Локи стоит над ним и держит чашу, в которую капает яд. 

Бенджамин ТОРП. Нордическая мифология.

Серия «Ariana Mystica»
М.: Вече, 2008 год. — 560 стр.
Тираж 3 000 экз.

— По всему северу Германии у крестьян распространен обычай в канун Рождества впускать в дом человека с длинной бородой, одетого либо в меховую одежду, либо в гороховую солому. Человек спрашивает детей – умеют ли они молиться, и если они выдерживают испытание, награждает их яблоками, орехами и имбирными пряниками. В срединных областях страны этого человека именуют Святой Христос или рыцарь Рупрехт. В других частях страны его называют Ганс Рупрехт, причем иногда его искаженно именуют Румпкнехтом. Иногда он ходит с длинным посохом и мешком с золой, а на его одежде звенят колокольчики. Своим мешком он бьет детей, которые не умеют молиться.

Такую историю рассказывает Бенджамин ТОРП, живший в 1782 – 1870 годах в Англии. Именно он познакомил соотечественников со «Старшей» и «Младшей» Эддами, Беовульфом, сделав, как утверждают специалисты «для сравнительной мифологии Европейского Севера намного больше, чем нередко за целое столетие делает какой-нибудь «институт этнологии». Самое известное его произведение — «Нордическая мифология», где помимо пересказа Эдд, приводится гигантский массив немецкого, датского, бельгийского и скандинавского фольклора. Здесь есть бесхитростные рассказы о троллях, гномах, эльфах, оборотнях и множестве иных существ, о которых мало кто нынче знает: бузинные матушки, мстящие за повреждения бузине; гонгеры, духи богохульников, самоубийц и тех, кто был несправедливо убит; клабойтерманны, которые живут под кабестаном корабля; финнгалкны с головой человека с огромными зубами, телом животного с клешнями и длинным тяжелым хвостом и так далее и тому подобное. ТОРП пересказывает в своем труде поговорки, поверья и необычные истории:

— Однажды некий человек вошел в одну из гамбургских церквей, нашел в алтаре книгу и начал ее читать. Шло время, а он все читал и читал, пока не понял, что вчитался крепко и не может оторваться от чтения. Это его испугало и попытался дать своим мыслям другое направление, но тщетно – он был обречен стоять и читать. Он бы и он умер в конечном счете, если бы его не заметил один старик, католический священник, который посоветовал читать слова в обратном порядке, чтобы освободиться.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/02/4/volku_tak_holodno_zimoy