Дмитрий МАЕВСКИЙ, исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса»:«Как показал прошлогодний мониторинг, все омские вузы, подведомственные Минобрнауки, недофинансированы и страдают от нехватки площадей»

Дата публикации: 13 февраля 2013

На минувшей неделе, 8 февраля, завершилась процедура выдвижения кандидатов на должность ректора Омского государственного института сервиса. О перспективах этого вуза, который периодически штормит в течение уже трех с половиной лет, о реформе высшего образования и ее имитации, а также о нежелательности объединения ОГИС с Омским государственным университетом обозревателю «КВ» Николаю ГОРНОВУ рассказал исполняющий обязанности ректора ОГИС Дмитрий МАЕВСКИЙ.

— Дмитрий Павлович, самый актуальный, наверное, вопрос из сегодняшней повестки дня о предстоящих выборах. Когда же наконец будет избран легитимный руководитель ОГИС?

— Процедуру выборов мы запустили 21 января. 8 февраля завершился срок подачи документов для кандидатов. Следующий этап — обсуждение кандидатур на ученом совете вуза, которое будет оформлено соответствующим решением. Когда свое заключение на решение ученого совета даст правительство Омской области и совет ректоров, все документы будут направлены в Минобрнауки РФ. После этого кандидаты еще будут проходить процедуру собеседования в аттестационной комиссии министерства, по итогам которой уже сформируется окончательный список для голосования и будет назначена дата выборов ректора. На все это потребуется время, естественно. Я думаю, что выборы могут состояться не раньше чем в конце апреля.

— И сколько претендентов?

— Четверо. Я, декан факультета туризма и прикладной математики Олег ЛУЧКО и заведующий кафедрой гостиничного дела Евгения КУЛАГИНА. А четвертый кандидат, который первым подал документы, — это Сергей МЕТЕЛЕВ, директор филиала бывшего РГТЭУ, а сейчас Российского экономического университета им. Плеханова.

— Вы уже второй руководитель ОГИС с приставкой «и. о.», и уже дважды не состоялись выборы ректора. Ну а третья попытка завершится успехом? И означает ли этот ваш выборный процесс, что тема объединения ОГИС и классического университета потеряла актуальность?

— Как показывает практика, запуск процедуры выборов — это еще не гарантия того, что ректор будет действительно избран. А если говорить про объединение вузов, то на этот процесс выборы ректора ОГИС не влияют никак. В каком именно статусе будет руководитель конкретного вуза — не имеет значения. Такое решение может принять только учредитель — Российская Федерация в лице Министерства образования и науки РФ.

— Тогда хотелось бы понять, что происходит. Про объединение вузов областная власть говорила много лет. Потом все разговоры затихли. А 31 января на совещании в облправительстве, когда обсуждались проблемы развития высшего образования в регионе, эта тема зазвучала опять...

— В принципе оптимизация структуры образовательных учреждений на федеральном уровне обсуждается достаточно давно, еще с 2007 года. Возник этот вопрос в связи с демографической ямой, если помните. А также с реформой государственного и местного управления, перераспределением полномочий между субъектом и Федерацией и муниципалитетами. Примерно в это же время в Омске стали активно озвучивать идею создания некого большого университета по аналогии с федеральными и национальными исследовательскими университетами, чтобы войти в пул основных игроков, которые будут определять, скажем так, лицо российской образовательной системы. Но время идет. С тех пор никаких конкретных шагов не предпринято. И возникает закономерный вопрос: а почему так и не был создан этот колосс, который должен был затмить все солнце в Омской области? Более того, за два года, что я возглавляю ОГИС, я ни разу не видел ни одного документа, который можно было бы интерпретировать как программу создания этого большого университета. Зато постоянно слышу риторику про страшную Москву, которая от нас требует того, что мы не сможем обеспечить. И на совещании 31 января я это слышал, и на заседании совета ректоров, которое проходило 3 октября прошлого года, где присутствовал и губернатор Омской области.

— То есть вас смущает неопределенность?

— Меня смущает многое. Объединение — это не самоцель. Это всего лишь механизм для решения какой-то задачи. А какую задачу мы решаем? Какая у нас цель? Я не знаю. И никто не может внятно ее сформулировать. Если мы вспомним историю, предложение организовать классический университет в 70-х годах поступало сначала Омскому педагогическому институту, поскольку университеты создавались на базе пединститутов и в других регионах. Но ректор нашего пединститута САМОСУДОВ Вениамин Михайлович отказался от этого предложения, мотивировав тем, что педагогическое образование по сути своей технологическое, а классическое образование — это несколько иная ипостась. Появление любого учебного заведения в Омске всегда было напрямую связано с наличием отраслей, нуждающихся в подготовке кадров. Политехнический институт, транспортный, автодорожный, педагогический, технологический — все они готовили специалистов под конкретные задачи народного хозяйства. Университеты в Томске и Новосибирске вели подготовку научных кадров для структур Академии наук. А какова потребность в выпускниках будущего объединенного университета, получивших классическое образование? Какова ниша этого объединенного университета с множеством корпусов и 30 тысячами студентов? Чем мы будем отличаться от университетов Новосибирска и Томска? Прежде чем вести речь о каком-то объединении, нужно ответить на эти вопросы хотя бы самим себе. Если не ответим, получим в итоге все то же самое, только еще с большими проблемами. А лично я не вижу необходимости спасать университет любой ценой.

— Правильно ли я вас понял: вы за то, чтобы сначала разработать концепцию большого университета, а если она получится качественной, то можно и объединяться?

— Совершенно верно. Разработать и обсудить открыто и публично. Проблемы существуют, с этим не поспоришь. Но решать их можно по-разному. Создание большого университета — это всего лишь один из возможных вариантов. Как показал прошлогодний мониторинг, у всех омских вузов, подведомственных Минобрнауки, общие недостатки. Все эти вузы недофинансированы. И у всех нехватка площадей. Даже если мы объединим несколько бедных, то все равно не получим один богатый. В Минобрнауки не глупые люди работают. Я, как участник программы «Новые лидеры высшего образования», которая проводится под эгидой министерства на площадке Московской школы управления «Сколково», имел возможность пообщаться с идеологами реформы. Суть реформы профобразования не в том, что Москва пытается победить регионы, а регионам ничего не остается, как попытаться перехитрить Москву, от вузов добиваются качественных изменений, содержательных. А сегодняшняя реакция вузовского сообщества на действия Минобрнауки — мимикрия. Все пытаются предугадать будущие требования и успеть к ним подстроиться, не меняя ничего по сути.

— Имитация деятельности?

— Совершенно верно. В министерстве тоже понимают, что происходит. И я более чем уверен, что следующий мониторинг вузов будет проходить иначе. И оценку эффективности будут давать уже по другим показателям. По каким — не знаю. Но точно не по тем, которые были.

— Какие, на ваш взгляд, перспективы у омских вузов?

— Лично мне импонирует кластерный подход к профобразованию, зачатки которого мы сегодня уже видим. Передача образовательных учреждений среднего профобразования на уровень субъектов Федерации уже произошла. Весьма вероятно, что следующими будут учреждения высшего профобразования, поскольку они готовят кадры для локальных рынков труда. Ну не поедут сегодняшние абитуриенты учиться педагогике в Москву. Точно так же и выпускники столичных педвузов не поедут работать в Омскую область.

— На мой взгляд, Омская область такая же недофинансированная, как и омские вузы...

— И все же, я думаю, областному правительству не избежать участия в судьбе омских вузов.

— Мне представляется, что и родителям будущих абитуриентов этой участи не избежать. Очень многим из них придется нести финансовые затраты на высшее образование своих детей. Сколько сегодня студентов в вашем вузе и какое количество из них учится на бюджетных местах?

— Всего у нас порядка 3,5 тысячи студентов. Это вместе с заочниками. На бюджетных местах — чуть больше половины.

— А каков годовой бюджет ОГИС?

— В этом учебном году финансируются уже не образовательные учреждения, а образовательные программы. То есть сколько бюджетных мест, столько и денег. На обеспечение госзадания нам дали более 100 млн рублей. Еще порядка 75-80 млн рублей — это внебюджет.

— Отрицательная реакция на реформу высшей школы заметна почти у всех, кто имеет отношение к высшему образованию. Мне трудно поверить, что у вас не вызывают никакого внутреннего сопротивления инициативы Минобрнауки...

— Я понимаю логику происходящего, поэтому не чувствую дискомфорта. Вопрос ведь стоит гораздо шире, чем судьба высшего образования в конкретном Омске или даже в России в целом. Проблемы с высшим образованием испытывают в той или иной степени все страны. Все пытаются найти золотую середину между массовым и не очень качественным образованием и элитарным, качественным, но очень дорогим. Во всем мире идет смена парадигм. А Россия еще и перешла не так давно на образование по Болонской системе, которая приживается у нас достаточно непросто. Я ведь тоже родитель. У меня растет сын. И мне, как родителю, тоже небезразлично, какое образование он получит и найдет ли потом применение своему образованию. Когда магистр истории приходит устраиваться на вакансию грузчика, это ведь не очень правильно, согласитесь.

— Была же у нас советская высшая школа. Было фундаментальное, на мой взгляд, высшее образование. Зачем разрушали систему, которая хорошо работала?

— Она, к сожалению, разрушилась сама. Рынок труда изменился.

— Кстати, ОГИС поддерживает связь с рынком труда? Востребованы ли на омском рынке ваши специалисты?

— Рынок труда для специалистов, которых готовит наш институт, — это преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса. И мы, конечно, стараемся взаимодействовать с различнымиобъединениями работодателей. С Ремесленной палатой Омской области поддерживаем контакт, с Содружеством парикмахеров и косметологов Омска и Омской области, с председателем Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Омской области Вадимом МОРОЗОВЫМ у нас нормальные рабочие отношения. Нам есть что предложить работодателям. На мой взгляд, мы понимаем их проблемы, исходя из которых формируем свои предложения. Хотелось бы надеяться, что эти наши предложения будут интересны и министерству образования Омской области.

— За последние три с половиной года ваш вуз штормило неоднократно. Были и протестные движения, и чуть ли не забастовки, и в прокуратуру на вас поступали жалобы со стороны инициативной группы преподавателей. Сейчас все утряслось?

— Согласие элит при смене управленческой парадигмы достигается всегда тяжело. Мы этот период, к счастью, прошли, сохранив все хорошее, доброе, светлое. На сегодняшний день общественный договор сформулирован, и мы все его придерживаемся. Сейчас в связи с процедурой выборов ректора может начаться, естественно, некое обострение, но это тоже вполне нормально. В полном соответствии с теорией развития через кризисы.

— И набор у вас растет?

— Растет. Хотя, конечно, негативный информационный фон вокруг нашего вуза и нестихающие дискуссии о необходимости объединения с классическим университетом они оказывали свое влияние.

— Какие специальности ОГИС пользуются самым большим спросом у абитуриентов?

— Спросом пользуются и «Туризм», и «Гостиничный сервис», и «Товароведение». Но наша визитная карточка — это, конечно, «Дизайн». Направление «Дизайн костюма» — это уже практически элитарное образование. Подготовка ведется штучно.

— Надо полагать, что штучное обучение дизайнеров обходится дорого. Сколько нужно заплатить за год?

— За год — 120 тысяч рублей.

— А если вузы передадут на уровень области, то уже не Минобрнауки, а областное правительство будет решать, сколько нужно бюджетных мест и какой штат будет у каждого конкретного вуза...

— Я не утверждаю, что передача вузов с федерального уровня обязательно произойдет. Я говорю лишь о том, что такой процесс был бы в логике тех реформ, которые проводятся федеральным правительством. Но давайте не будем забывать, что реформа — она не только устанавливает некие ограничения, она открывает и другие возможности. В прошлом году, например, процедура распределения бюджетных мест в вузах была уже более открытой, она проходила через конкурсы, в которых могли поучаствовать и негосударственные вузы. В этом году, насколько я в курсе, появится возможность принять участие в конкурсах, которые будут проводиться не только в Минобрнауки. Правительство распределяет контрольные цифры приема на бюджетные места и другим распорядителям бюджетных средств — Министерству транспорта, Министерству иностранных дел, Министерству экономического развития. Это я к тому, что даже если вуз перейдет на уровень субъекта Федерации, то никто не запретит ему выполнять и федеральный заказ. Не надо ничего бояться. Надо просто работать.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/02/5/175493