Алексей МИТРОФАНОВ
Прогулки по старой Москве. Петровка
М.: Ключ-С, 2008 год. — 272 стр.
Тираж 3 000 экз.
«Улица Петровка — своего рода главное московское торжище. Во-первых, здесь находятся два очень дорогих и очень знаменитых магазина с богатейшим прошлым — ЦУМ и Петровский пассаж. Во-вторых, кроме них здесь размещалось (да и размещается поныне) множество различных лавочек, маленьких магазинчиков, каких-то закутков и ловушек, в которых тоже постоянно чем-нибудь торгуют. Ну и помимо перечисленного улицу пересекает Кузнецкий мост — исторически прославленный центр французского предпринимательства. Да и Столешников, который примыкает к Петровке, тоже имеет ярко выраженный характер», — напоминает читателю Алексей МИТРОФАНОВ перед тем, как отправиться в историческое путешествие по российской столице.
Вот, к примеру, Большой театр (Театральная площадь, 2/7; официально считается, что построен он в 1824 году по проекту архитектора Бове). Первоначально на том месте был выстроен Петровский театр, однако в 1805 году сгорел. Следом новое здание, построенное теперь уже по проекту Бове, пострадало от пожара, после чего в 1856 году было отстроено здание, но уже по проекту архитектора Альберта Кавоса. Однако, как намекает МИТРОФАНОВ, Кавос был зодчим «второго архитектурного эшелона», так что автором современного здания Большого принято считать все-таки господина Бове. Что до Малого театра (Театральная площадь, 16), то история его такова. Первоначально здание принадлежало купцу Варгину и было возведено в 1821 году по проекту все того же Бове. Затем купцу было предложено отдать свою недвижимость казне в аренду под театр. Варгин был завзятым театралом, а потому согласился. В 1824 году театр закрылся, а еще через несколько лет Варгин попал в опалу, его обвинили в растратах (был он, как утверждает МИТРОФАНОВ, не только купцом, но и госчиновником), так что здание театра полностью отошло казне. «В конце тридцатых, — пишет краевед, — его перестроили по проекту Тона, а Бове лишили авторства и даже отобрали ложу, выделенную ему как архитектору театра. С тех пор о том, кто автор этого архитектурного шедевра, говорить как-то не принято». В общем, как ни крути, а история занятная. И так вдоль всей знаменитой улицы.
Елизавета КРИВОЩЕКОВА
замредактора «КВ»
liza@kvnews.ru