Александр ИДРИСОВ, управляющий партнер Strategy Partner s Group:«Правительство региона может быть существенно меньше. Но я бы не рекомендовал менять структуру именно сейчас»

Дата публикации: 20 февраля 2013

Обсуждение очередных предварительных итогов разработки региональной стратегии, над которой уже полгода трудится компания Strategy Partner’s Group, состоялось в правительстве Омской области 11 февраля. На этот раз стратегические консультанты представили проект основного документа региональной стратегии — программы социально-экономического развития Омской области на ближайшие 12 лет, которая после окончательных согласований с профильными министерствами может быть принята уже в марте. Предлагаем вниманию читателей «КВ» наиболее интересные фрагменты из полуторачасовой презентации управляющего партнера Strategy Partner’s Group Александра ИДРИСОВА.

О трех этапах стратегии

В ближайшее время в России будет заявлен и принят закон о стратегическом планировании, поэтому мы сразу готовили документ в соответствии с этим законом. Стратегию мы назвали «Сибирский лидер роста», и она предусматривает три горизонта. На первом важно создать определенные институты, которые будут заниматься реализацией стратегии. Необходима корпорация развития с фокусом на создание современной промышленной инфраструктуры, привлечение прямых иностранных инвестиций. Второй этап, с 2015-го по 2020 год, мы назвали«Промышленные центры Южной Сибири. Омская область». Акцент на нефтехимическом кластере с элементами конечных продуктов, на развитии малого и среднего бизнеса вокруг сырья, которое будет на территории, на межрегиональной транспортно-логистической инфраструктуре, на создании межрегионального медицинского центра и лесном кластере. К этому моменту должны уже быть новые программы профессионального образования, поддержки малого и среднего бизнеса. Третий этап, до 2025 года, — основной фокус на новых секторах, развитых промышленных предприятиях, биотехнологиях в сельском хозяйстве, новой системе планирования территории, экологической чистоте, зеленых технологиях.

О целях

Три группы целей, которые должны быть достигнуты. Первая группа: рост конкурентоспособности региона, в первую очередь за счет повышения производительности труда увеличение экспорта, поскольку сегодня очень маленький экспорт из области; развитие транспортной инфраструктуры. Вторая группа: улучшение качества жизни и создание благоустроенной среды для жизни. Главная проблема в области, которую мы выявили еще при первичном анализе, — отсутствие работы. Соответственно, создание новых качественных рабочих мест должно быть приоритетом. Третья группа целей — это все, что связано с повышением эффективности регионального правительства. В России, как вы знаете, и ресурсы есть, и люди, но живем мы при этом плохо и бедно. И вызвано это прежде всего плохим управлением ресурсами.

О приоритетах

Мы выделили при разработке стратегической концепции четыре ключевых кластера. Это все, что связано с военно-промышленным комплексом, машиностроением и радиоэлектроникой, а так же агропищевой кластер, продукты из древесины, нефтехимия и нефтепереработка. Сразу хочу ответить на вопрос, почему мы не придумали ничего сверхъестественного. Во-первых, набор секторов в мире ограничен. Мы, конечно, могли придумать и космический туризм, но хотелось бы предложить региону те сектора, которые обеспечат максимальный потенциал роста. Поэтому если вы ставите такой критерий, как максимальный потенциал роста экономики, то фантазии, к сожалению, не работают. Нужно быть прагматичными. Агропищевой сектор и сегодня является основой области, но он может развиваться и в будущем. Лесопромышленный комплекс обычно не вносит большого вклада в экономику, но он важен для развития северных территорий. А нефтехимия и сегодня вносит существенный вклад в экономику и обладает при этом высоким потенциалом роста.

Об омских предприятиях ВПК

Создание промышленной инфраструктуры — это основной драйвер инвестиций. Учитывая то, что доля промышленного производства сегодня недостаточная, а там самый высокий потенциал роста производительности труда, именно создание промышленной инфраструктуры может сдвинуть фактор инвестиций в область.

Эта программа наиболее сложная, на наш взгляд. С одной стороны, у вас есть неплохая система образования. С другой стороны, нет компаний, которые могут самостоятельно существовать и развиваться. К сожалению, традиционные продукты, которые производились на предприятиях космической, авиационной, радиоэлектронной и в целом оборонной промышленности, не обеспечат устойчивого роста. Они, конечно, будут поддерживать региональную экономику какой-то период времени, но объективности ради нужно сказать, что стабильного финансирования оборонного заказа после 2015 года не может сегодня гарантировать никто, поэтому необходимо встраиваться в существующие производственные цепочки с экспортным потенциалом.

Проблема не в том, что нет спроса. Спрос на машиностроение большой. Не хватает качественных поставщиков. Это я вам могу сказать точно, так как мы работали и с судостроением, и стратегию для российского авиапрома разрабатывали, а сейчас у нас есть ряд космических клиентов. Мы видим, что спрос присутствует, поэтому необходимо сфокусироваться на диверсификации производств, на новых сегментах, на стимулировании спроса на новых рынках, в том числе зарубежных. А самое главное — нужна сильная перетряска менеджмента, чтобы они оторвались от стульев и пошли искать себе заказы. Мы понимаем, что региональной власти вмешиваться в действия предприятий сложно, но это нужно сделать. А иначе предприятия останутся заложниками у людей, которые не готовы и не хотят двигаться вперед.

О рисках холдингов

Вхождение в холдинговые структуры не обеспечивает омским предприятиям больших преимуществ. Более того, создает существенные риски. На наш взгляд, нужно как можно быстрей провести переговоры с руководством холдинговых компаний, оценить, насколько реально получение гособоронзаказа. Насколько я знаю, концерн «Орион» и концерн «Сириус», которые входят в холдинг «Ростехнологии», оба находятся сейчас не в лучшей форме. Вероятно, что потребуется их реструктуризация внутри холдинга, и за этим процессом нужно следить, а еще лучше — в нем активно участвовать. Ростехнологиям нужно четко высказать позицию области. И в случаях, когда нет гарантии загрузки, областной власти имеет смысл потребовать выкупа этих предприятий или передачи их в управление. Они уже почти ничего не стоят, да еще и обременены долгами. И риски гораздо выше, если такие предприятия будут оставаться в рамках холдингов. Имущество в процессе реструктуризации холдингов распродадут за копейки, чтобы получить краткосрочную выгоду, а область лишится своих предприятий. И кроме областной власти никто не будет задумываться над этой проблемой.

О конкурентоспособности Омской области

Для понимания: сегодня выработка на одного занятого в Омской области примерно в три раза ниже, чем у российских лидеров. Среднемесячная заработная ниже в полтора-два раза. По доле экспорта обратите внимание на ваших соседей. У Новосибирской области огромный экспорт высокотехнологичной продукции. А у Омской области доля высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта составляет всего 1%. О чем это говорит? О том, что потенциал у региона очень высокий. Объем выпуска в машиностроительном кластере вполне реально увеличить в шесть раз. Уровень занятости поднять на 25%. Размер инвестиций- в 2,5 раза. Совокупные налоговые поступления — на 100%. А производительность труда в машиностроительном кластере — до пяти раз. Такие примеры мы видели и в Калуге, и в Татарстане. Президент России ставит сегодня задачу по увеличению производительности в отрасли хотя бы до 3,5 млн рублей на одного работающего, а в Калуге уже есть предприятия с выработкой в 30 млн рублей.

О перспективах ракетной отрасли

Мы довольно хорошо изучили этот рынок с точки зрения спроса. Сегодня Россия пока еще остается лидером по космическим запускам, но это лидерство уже под вопросом из-за большого количества неудач в космосе. Инвестиции в новые космические комплексы за последние годы по большому счету не производились. Я имею в виду разработку новых ракет-носителей. Летаем мы до сих пор в основном на ФАУ-2, если кто не знает. Только с небольшими трансформациями. К сожалению, проблем в этой отрасли много. Тем более что в Омской области нет собственных НИОКР. И они ниоткуда не появятся.

О невозможности создания в Омске транзитного узла

Была критика в наш адрес, кто-то писал о том, что Омск может стать хабом, большим транзитным узлом. Я прямо отвечу, что это бред. Мы против того, чтобы так бездарно тратить деньги. Вы можете, конечно, попытаться поконкурировать с Новосибирской областью, вы можете, инвестировав колоссальные деньги, отвоевать часть грузов. Но транзитным лидером вы не станете. И на транзите не заработаете. Новосибирская область находится в лучшем положении.

О реформировании омского образования

Мы считаем, что в регион нужно срочно привлекать несколько зарубежных вузов по каждой из тем. Это недорого и просто. Можно взять партнеров немецких, и мы вам несколько таких партнеров найдем. К сожалению, отставание в российской высшей школе не менее критичное, чем в Российской академии наук. Можно организовать обучение по тому же принципу, как это сделали в Московской бизнес-школе «Сколково», куда приезжают зарубежные профессора на короткие курсы в два-три месяца. И предприятия сами готовы будут заплатить за повышение квалификации своих работников. Причем цена в Омске будет однозначно ниже, чем в Сколково.

О структуре регионального правительства

Мы пока не готовы дать вам рекомендации по структуре правительства, нам нужно еще провести консультации с губернатором, но свое мнение я могу сказать. Структура управления может быть легче, проще и существенно меньше. Но это решение всегда политическое, и принимать его сейчас я бы не рекомендовал. Вот конкретно сейчас. В области и так много изменений происходит, и такие изменения могут вызвать дополнительную смуту в головах. Но готовиться к тому, чтобы в течении двух лет можно было перейти на облегченную структуру, необходимо уже сейчас. Совещаться должна небольшая группа людей, а остальные будут работать руками. Огромное количество совещаний — это общая, к сожалению, болезнь в стране. Вам нужно ежедневно встречаться с инвесторами. Даже если один из двадцати инвесторов, с которыми вы встретитесь, согласится прийти в область, — это будет хороший результат. А вы своим временем не распоряжаетесь, тратите его на совещаниях.

О нужности стратегии

Много вопросов было, в том числе в СМИ, по поводу стратегии. Может быть, мы как-то невнятно об этом говорили все время, поэтому я хочу в конце концов ответить. Любая инициатива, которая возникает у населения, предпринимателей, парламентариев, может быть интересна в принципе, но она выполнима только в том случае, если соответствует стратегическим приоритетам и не имеет ограничений с точки зрения ресурсов. Иначе говоря, наличие стратегии дает эффективный механизм для определения приоритетности любых инициатив и предложений. Бюджета никогда не хватит на все, а предложений будет много всегда. Этот поток остановить невозможно. Более того, его вредно останавливать, поскольку среди множества предложений нередко встречаются и полезные. Но в общем потоке даже хорошую идею трудно разглядеть. Для этого необходимо поток правильно структурировать, пропуская его через фильтр стратегических приоритетов.

О социальных задачах

Все главные социальных проблемы, которые заявлены населением — рабочие места, алкоголизм, наркомания, — они все связаны с тем, что в области очень слабая экономика. Вы не сможете решать социальные проблемы в отрыве от экономики. Тут у вас не специфическая ситуация. Мы недавно в Московской области проводили опрос, и там тоже на первое место жители поставили отсутствие работы. Для всех это сейчас шок. И для президента тоже. Он, видимо недавно узнал, что в стране люди без работы сидят. Это самая страшная ошибка, которую сделала Россия — пыталась поддержать занятость за счет производительности. Теперь ни производительности нет, ни занятости.

О совете по конкурентоспособности

Такой совет будет создан на уровне общероссийском. Президент уже согласовал, насколько я знаю, список его участников. Такой совет нужно создать и при правительстве региона, в который войдут не люди из администрации, а ведущие предприниматели, представители науки. Это должен быть регулярно работающий орган. Условно говоря, он должен выполнять роль и советника, и некоего критика. У вас, конечно, критика есть, но о ней я промолчу. А то скажу что-нибудь не то. Критика в первую очередь должна быть конструктивной. Когда люди выкладывают на стол факты, а не эмоции.

О доверии бизнеса к власти

Доверие бизнеса можно заработать только постоянным диалогом. Нужны ежемесячные встречи с предпринимателями, нужна обратная связь, нужны конкретные меры по конкретным обращениям. Предприниматели сами все вам расскажут, если не будут бояться. В качестве примера могу привести Московскую область. Новый губернатор собрал недавно предпринимателей, они встают и говорят: «Спасибо большое, что нас собрали, мы последний раз встречались с губернатором пять лет назад». А тот же самый калужский губернатор рассказывал, что у него почти каждый день совещания с МВД. Он идет и разбирается с каждым конкретным случаем, почему опять кого-то прижали.

О пессимистическом сценарии

Многое зависит, конечно, не от вас, а от того, как будет меняться страна в целом. Основной фактор, от которого зависит экономика России, — конъюнктура мирового рынка энергоносителей. Второй фактор — это качество институциональной среды. Это так мягко принято называть все проблемы, связанные с коррупцией и неэффективностью власти. Премьер-министр, как вы знаете, не согласился с выводом участников Международного экономического форума, что у нас неэффективная власть, вполне возможно, что власть попытается доказать свою точку зрения, и мы, таким образом, сможем рассчитывать на новый сценарий, более эффективный. Но все же ваша сверхзадача — не ждать изменений, а меняться самим. Нужно стать регионом, который может сказать иностранным инвесторам: «Да, в России есть проблемы, но мы вас защитим от этих проблем, несмотря ни на что». И даже если ориентироваться на пессимистический сценарий, Омская область все равно может сократить дефицит бюджета и обеспечить прирост экономики на уровне 5% в год.


 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/02/6/331702