Конституционный суд и свобода собраний

Дата публикации: 20 февраля 2013

Нет, с конституционным судопроизводством совершенно явно что-то происходит. Такой активности и конкретики в претензиях к федеральному законодателю у него не было никогда. 14.02.2013 Конституционный Суд РФ признал противоречащим Конституции РФ отдельные нормы федерального закона, регулирующего отношения в сфере проведения митингов, шествий, демонстраций. Рассмотрение вопроса проводилось на основании запроса группы депутатов Государственной думы и жалобы Эдуарда ЛИМОНОВА.
Суд проявил последовательность своей позиции, указав на то, что определенный законом минимальный размер штрафа за нарушения правил проведения митингов (10 тыс. руб. для граждан и 50 тыс. руб. для должностных лиц) не позволяет учесть все обстоятельства дела и не обеспечивает «должную индивидуализацию ответственности». Главный орган конституционного судебного контроля указал, что это положение противоречит Конституции РФ. Кроме того, судом постановлено, что до тех пор, пока размер штрафа не будет снижен законодателем, суды вправе по таким делам назначать их ниже минимального размера, установленного законодательством об административных правонарушениях.
Подтверждая суждение многих специалистов, что конституционное судопроизводство всегда имеет политический оттенок, суд также счел, что «назначение обязательных работ в качестве административного наказания за одно лишь формальное нарушение законодательства о публичных мероприятиях может быть расценено как средство подавления инакомыслия». Исходя из этого, суд постановил, что не согласуется с конституционными положениями норма федерального закона, позволяющая применять данную меру в качестве санкции за правонарушения, не связанные с причинением ущерба здоровью, нанесением вреда имуществу или иными подобными последствиями, наступающими вследствие незаконного митинга или шествия.
Кроме того, Конституционный суд РФ отметил, что норма о специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий (так называемых гайд-парках) направлена на создание не общих, а дополнительных условий для реализации права на свободу собраний. И эта цель не будет достигнута, если в субъекте РФ недостаточное количество подобных мест и их параметры приводят к неравенству юридических условий реализации гражданами своего права. Согласно позиции суда, закон не исключает этого и тем самым противоречит Конституции РФ. Впредь до внесения надлежащих изменений региональные власти должны исходить из необходимости наличия мест, специально отведенных для проведения публичных мероприятий, как минимум, в каждом городском округе и муниципальном районе.
Лишь слегка отшлифованная мягкими оборотами резкость в критике законодательных нововведений прошлого года со стороны главного судебного органа конституционного контроля видна невооруженным взглядом. Еще немного и мы перейдем к французской модели конституционного судебного контроля, когда законопроекты предварительно будут направляться в орган конституционного надзора, а уже потом в парламент. Для России это будет означать одно: от парламента останется одно название…


 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/02/6/konstitutsionniy_sud_i_svoboda_sobraniy