Градостроительный совет города Омска, 15 февраля впервые заседавший в новом здании мэрии и впервые во главе с мэром Вячеславом ДВОРАКОВСКИМ, рассмотрел эскизный проект комплексной жилой застройки между улицей Красный путь и правым берегом Иртыша. Речь идет о площадке компании «Летур-Инвест», которая стала дочерним подразделением московского холдинга. Напомним, что в апреле 2012 года в интервью «КВ» прежний застройщик площадки Леван ТУРМАНИДЗЕ сообщил, что он и его партнеры уступили право аренды на эту землю московскому СУ-155 и к данному участку он уже не имеет никакого отношения.
«В долгострой превращать не намерены»
Со вступительным словом на градсовете выступил заместитель генерального директора ЗАО «СУ № 155» Илья МИХАЛЬЧУК, который рассказал, что их компания входит в тройку крупнейших организаций стройиндустрии России и состоит из 69 предприятий, в которых работает более 45 тысяч человек. По словам докладчика, в Омске они планируют ввести почти полмиллиона квадратных метров недвижимости и вложить в проект около 15 миллиардов рублей. В плане застройки – «свечки» высотой до 35 этажей, школа на 1 500 учащихся и два садика, на 320 и 350 мест, которые компания также обещала построить своими силами, а затем передать муниципалитету. Все здания будут возводиться по индивидуальным проектам и планировкам по монолитно-каркасной технологии с использованием местных строительных сил и материалов.
— Высотные дома – это стремление построить больше и эффективнее использовать территорию в 30 с лишним гектаров, — не скрывал Илья МИХАЛЬЧУК. — Земля, которая передана инвестору в 10-летнюю аренду, составляет более 20 гектаров. На этой арендованной земле мы планируем построить порядка 290 тысяч кв. метров жилья, а также социальные объекты.
Застройщик сообщил, что в этом году они предполагают начать подготовительные и инженерные работы и уже со следующего года выйти на площадку. «Если все будет идти хорошо, с каким-то пилотным объектом мы будем стараться выйти, может быть, даже к концу текущего года, — добавил г-н МИХАЛЬЧУК. — В год наш холдинг вводит порядка 1,5 млн кв. метров жилья и в долгострой превращать этот объект мы не намерены».
Главный архитектор проекта обособленного подразделения «Нижегородский филиал ООО «ОКС СУ № 155» Денис БАТЮТА подробнее рассказал о самом проекте. По его словам, застройка будет состоять из зданий высотой от 21 до 35 этажей с двухэтажными подземными паркингами на 6 292 машином-еста. Их позволяет сделать террасность застройки с большим перепадом рельефа. Дефицит стоянок составляет около 200 мест, которые планируется расставить по территории в специально организованных карманах. Это будет решаться при дальнейшем проектировании.
Микрорайон рассчитан на 14 тысяч жителей, общая площадь квартир – 463 тысячи кв. метров. Строительство предполагается вести в две очереди, начиная с 20 гектаров территории «Летур-Инвеста», а затем на соседней площадке.
— Территория практически свободна от застройки, за исключением части, где находится немного частного сектора, молочный завод и ВНИМИ молочной промышленности, а также коммунально-складская зона и некоторые другие предприятия, — рассказал Денис БАТЮТА. — С западной стороны планируется хоккейная академия «Авангарда» — это ближайший сосед жилого комплекса. На берегу возле моста и хоккейной академии предполагается клубный дом со своей развитой инфраструктурой.
Квартал по композиции обстраивается жилыми домами по периметру, а внутри оказываются школа и два садика. Высоту в 35 этажей имеют только высотные акценты на набережной и дом клубного типа, расположенный у моста, который намеренно решено было сделать максимально эффектным и высоким. Квартал по проекту разбит поперечными пешеходными бульварами на систему дворовых территорий – общими для всей застройки, так как дворы по замыслу архитекторов перетекают друг в друга. В итоге люди смогут свободно попадать как к Красному пути, так и на берег Иртыша. Набережную предполагается сделать прогулочной с видовыми площадками и пешеходным мостиком на Зеленый остров, правда, сама перспективная магистраль по берегу Иртыша в границы застройки инвестора не входит.
— Застройка вдоль Красного пути носит шумозащитный характер для остального квартала, — добавил Денис БАТЮТА. — Поэтому, вероятно, здесь будут квартиры среднего уровня комфортности. Дома, выходящие на набережную, с видами на реку Иртыш, могут быть уже более дорогими, там планируется высококомфортное жилье. Все первые этажи отданы под офисы и торговлю, это 18 тысяч кв. метров. В восточной части предполагается большой торгово-развлекательный центр площадью 14 тысяч кв. метров со всей инфраструктурой для квартала.
«Необходимо опуститься на нашу грешную омскую землю»
Вопрос с аэропортом, по словам заказчиков, решен – им разрешили заявленную максимальную высоту зданий. Однако может возникнуть вопрос с безопасностью – у омских пожарных имеется техника, позволяющая провести эвакуацию максимум с 17 этажа. «Нам сказали, что это, как и везде, решается спецтехусловиями, которые должны разрабатываться в Москве», — пояснили заказчики.
Омские архитекторы покритиковали проект за повышенную плотность застройки, которая, по их словам, в два раза превысила нормативную (вместо 270 человек на гектар – 544 человека). Директор городского департамента транспорта Олег ОСИНСКИЙ высказал опасения, что из-за дополнительных перекрестков возникнут новые заторы на Красном пути. Кроме того, многих омских архитекторов испугала предложенная высотность, особенно повышенная этажность со стороны Иртыша, и некоторые из зодчих посчитали такой квартал инородным телом.
— Здесь должно быть в два раза больше школ и детских садов, а жилье должно быть более социальным, — выступил Михаил ПАРФЕНОВ (ТПИ «Омскгражданпроект»). — Многоподъездные дома в 30 этажей я в Омске просто не представляю, на такую высоту можно подниматься отдельными «свечками». Поэтому основную застройку не нужно поднимать выше 24 этажей. Данная трактовка микрорайона неприемлема. Необходимо опуститься на нашу грешную омскую землю и попробовать выбить не количеством метров. Максимум, что здесь можно выжать, это 300 тысяч кв. метров жилья, чтобы это был человечный микрорайон.
— На первый взгляд проект немного шокирует, — резюмировал все выступления главный архитектор Омска Анатолий ТИЛЬ. — Но 20 этажей для Омска уже не порог. Нам наконец-то надо выйти из этого провинциального мышления и перестать всего бояться. Здесь выйти на повышенную этажность — это совершенно оправданно, ведь здесь огромные пространства, которые нужно стягивать. Поэтому меня этажность нисколько не смущает, но нормативы есть нормативы, их надо выполнять. Надо переходить к следующей фазе – проектирования конкретных объектов, но язык архитектора здесь должен быть на уровне 21-го века.
— Нельзя же все время строить девять этажей и на этом ограничиться, — добавил мэр Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ. — Я думаю, что шаг смелый, но все замечания нужно принимать во внимание. Я бы обратил внимание на одну проблему – высокая плотность застройки.
В итоге мэр предложил принять проект за основу, но учесть все замечания. В дальнейшем проект застройки было решено еще раз рассмотреть в Союзе архитекторов.