Андрей СЕРГИЕНКО, директор филиала МТС в Омской области:«Конкуренция идет на пользу и операторам, и потребителям, с 2000-го по 2013 год услуги связи подешевели в 19 раз. Это статистика»

Дата публикации: 27 февраля 2013

Несмотря на очевидные признаки стагнации на российском сотовом рынке, омский филиал МТС продолжал активно расширять свою сеть, увеличивал количество абонентов, вводил новые услуги, наращивал голосовой и интернет-трафик и 2012 год завершил с весьма оптимистичными финансовыми показателями. О проблемах рынка, драйверах роста и перспективах телекоммуникационного бизнеса в регионе с директором филиала МТС в Омской области Андреем СЕРГИЕНКО побеседовал обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.

— Андрей Владимирович, не секрет, что 2012 год для телекоммуникационной отрасли был сложным. На рынке стагнация. А как завершил год омский филиал МТС? Довольны ли вы результатами?

— Доволен, мы все планы перевыполнили. Говорят, что рынок телекоммуникаций стагнирует, и действительно прирост рынка в 2012 году был на уровне прироста ВВП страны (3%. — Прим. ред.), но омский филиал смог заработать на стагнирующем рынке гораздо больше, чем в 2011 году. И по развитию сети мы план перевыполнили. За год увеличили территорию покрытия в Омске и области на 30%. Новые базовые станции третьего поколения установили в Калачинске, Павлоградке, Полтавке, Саргатском, в Больших Уках, Знаменском, в селах Воскресенка и Дружинино. Сегодня сеть 3G МТС доступна уже для 90% жителей Омской области. Был завершен и проект модернизации оборудования существующих базовых станций: все они переведены на современные IP-технологии, а значит, наши абоненты имеют возможность пользоваться мобильным Интернетом на скорости до 21 Мбит/с. И это не предел.

Хочу отметить, что мы стабильно прирастаем как по доходам, так и по абонентской базе: мы одни из немногих, кто не потерял, а увеличил количество абонентов. У МТС есть очень хороший продукт, который дает нам преимущество на массовом рынке, — тарифный план «Супер МТС». Мы обошли по росту голосового трафика всех: наши абоненты за год стали разговаривать больше в среднем на 27%. А интернет-трафик за этот же период вырос на 135%. Одно с другим всегда взаимосвязано. Если люди приобретают смартфон, они обязательно будут пользоваться интернет-сервисами. Нужно лишь предложить им смартфон, который был бы доступен по цене.

— Вы им предлагаете брендированный смартфон МТС?

— Вообще-то мы продаем в своих салонах продукцию всех вендоров. В том числе и недорогие брендированные смартфоны, произведенные по заказу МТС. Это же рынок, и у каждого мобильного девайса своя ниша. Смартфоны МТС можно купить сегодня менее чем за 3 тысячи рублей, и они находят своего потребителя, я вас уверяю. Доступная цена в данном случае — не показатель низкого качества. МТС заказывает смартфоны большими партиями, что уже влияет на цену положительно, к тому же мы можем себе позволить продавать смартфоны МТС в своих салонах почти по себестоимости. Как результат, в 2012 году в сравнении с 2011 годом продажи брендированных смартфонов в нашей сети выросли на 35%, доля смартфонов МТС в продажах всех телефонов возросла с 20% до 29%, а районы области стремительно прирастают по интернет-трафику. Знаете, почему мы в прошлом году увеличили количество своих салонов в Омской области на 30% и в этом году планируем расширить количество точек продаж еще на 50%? Именно для того, чтобы продвигать смартфоны и интернет-сервисы, сделать их ближе к потребителю. Кто от этого выиграет в конечном итоге? Люди, проживающие в сельской местности. Они получат, наконец, возможность пользоваться современными интернет-сервисами. Давайте не будем забывать, что у жителей области, в отличие от жителей Омска, пока нет возможности подключиться к фиксированному ШПД. Цифровое неравенство — это, к сожалению, наша реальность.

— Какие города в Омской области наиболее динамично прирастают по трафику?

— На втором месте после Омска — Исилькуль. А после Исилькуля — Калачинск. Если судить по количеству базовых станций, которые находятся в этих городах, аналогичная картина, я уверен, и у других операторов.

— Кстати, как вы оцениваете уровень конкуренции на региональном рынке? Он растет?

— Конкуренция растет, и это нормально. Конкуренция идет на пользу и операторам, и потребителям. С 2000-го по 2013 год услуги связи подешевели в 19 раз. Это статистика. Сегодня в Москве связь дешевле, чем в Европе. А в Омске цены на сотовую связь еще ниже, чем в Москве. Для примера, сейчас услуги связи – голос плюс Интернет – на тарифном плане Макси Smart обойдутся омичу в 200 рублей в месяц.

— 3G-модемы, с которых начиналось освоение сети третьего поколения, уже потеряли актуальность?

— Практика показывает, что большинство наших абонентов на самом деле нуждаются уже в смартфонах, а не в 3G-модемах. Именно поэтому уровень проникновения смартфонов растет такими высокими темпами – в 2012 году их продажи выросли на 60% по сравнению с 2011 годом.

— У МТС в Омске традиционно самая большая доля на корпоративном рынке, и эта доля не дает покоя всем...

— На корпоративном рынке мы уверенно сохраняем свои лидирующие позиции, несмотря на постоянные попытки «откусить» часть нашей доли. Омский бизнес активно продолжает осваивать мобильный Интернет и сервисы на основе мобильной передачи данных. За 2012 год потребление мобильного Интернета компаниями-клиентами МТС увеличилось более чем в два раза. А количество пользователей дата-тарифов и конвергентных услуг за аналогичный период увеличилось втрое. Стабильно растет спрос на навигационные сервисы МТС — количество пользователей ежемесячно увеличивается в среднем на 20%. А количество SIM-карт, установленных в автотранспорте наших клиентов, за 2012 год выросло в 40 раз по сравнению с 2011 годом.

— На ваш взгляд, омским предпринимателям хватает тех услуг, которые им предлагают операторы?

— Думаю, не хватает спроса на технологии. Много ли у нас камер видеонаблюдения и сигнализаций, которые используют сотовую сеть? В каждом ли терминале, приборе учета коммунальных услуг или ошейнике для собаки стоят SIM-карты? Ответы очевидны. А между тем спрос на М2М-сервисы, то есть решения, в которых сотовая сеть используется для передачи данных между устройствами, растет по одной простой причине — это позволяет предприятиям кардинально, порой до 40%, снижать издержки. Если вы установили, например, приборы учета электроэнергии, которые самостоятельно и оперативно пересылают информацию в диспетчерскую службу, то вам нет необходимости содержать штат из 100 инспекторов. Не говоря уже о выгоде М2М для транспортно-логистических компаний и их клиентов, которые хотят знать, нет ли отклонений от маршрута и где в данную минуту находится их груз. За год число пользователей M2M-сервисов МТС в Омской области выросло в два раза, и это, поверьте, только начало. Кому сейчас захочется возиться с проводами и учетчиками, когда «космические корабли бороздят просторы Вселенной»?

— Вы часто бываете в районах области? Или получаете информацию от сотрудников?

— Я не сижу в своем кабинете и в области бываю регулярно. На днях сам забирался на крышу, проверял состояние оборудования. Езжу не один, конечно, а с коммерческим директором и начальником отдела развития. Инспектируем салоны-магазины, общаемся с продавцами, проверяем знание тарифных планов, замеряем скорости доступа в Интернет. За одну поездку, бывает, наматываем по две тысячи километров. Меня многие продавцы наших салонов в области уже ненавидят, наверное.

— Сами за прилавком не хотели бы постоять, пообщаться с покупателями напрямую?

— У нас все менеджеры минимум раз в год выходят продавцами в салоны, и я не исключение. В прошлом году в нашем флагманском салоне, в ТЦ «Мега», поработал продавцом-консультантом. Я вообще-то начинал в МТС торговым представителем, так что для меня продажи — дело знакомое.

— Задачи на 2013 год у вас такие же, как в 2012 году: закрепление лидерства в корпоративном сегменте и расширение собственной розницы?

— И еще новые тарифы, дальнейшая оптимизация сети, модернизация радиоподсистемы, строительство ВОЛС. В 2012 году мы построили 1800 километров оптоволоконных линий и будем продолжать строительство. Бывают, конечно, и сложности. Вот есть поручение президента о выравнивании цифрового неравенства, все знают, что жители каждого, даже самого удаленного населенного пункта к 2016 году должны иметь широкополосный доступ в Интернет, и мы понимаем важность этой социальной задачи, но помимо нашей готовности и желания есть еще административные аспекты. Но мы все же надеемся, что согласование мест на установку базовых станций, как и решение прочих вопросов, в наступившем году будет проходить у операторов без проблем.

— Готовите транспортную сеть для внедрения технологии 4G?

— Совершенно верно. Все остальное уже готово. Базовые станции у нас интегрированные, LTE-Ready, так что в случае запуска для разворачивания сети LTE в Омске много времени не потребуется.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/02/7/119163