Такого от Индии никто не ожидал — аномально холодная зима и нет электричества

Дата публикации: 27 марта 2013


Нью-Дели
В аэропорту нас встретил комфортабельный туристический автобус, который нам заказали знакомые, живущие в Нью-Дели, и повез в отель. Hotel Saina International, где у нас были забронированы номера, находится всего в 15-20 минутах езды — район Пахаргандж (здесь широкий выбор отелей — от дешевых гест-хаусов до трех и четырех-звездочных) почти в самом центре Нью-Дели, всего в 300 метрах от ЖД-вокзала и станций метро New Delhi и Rama Krishna Ashram Marg. Помимо всего прочего, как выяснилось позже, отель располагался еще и посреди одного из самых лучших рынков города – так называемого Main Bazar.

Даже в отелях нужно торговаться
В каждой индийской гостинице, даже самой дешевой, на ресепшене обязательно висит портрет какого-нибудь святого или гуру, увешанный гирляндами из цветов, и дымятся палочки с благовониями. Стоимость двухместного номера в Hotel Saina International в сутки составила 800 рупий, причем, на следующий день нам сделали небольшую скидку, потому что мы понравились руководству, да и вообще в отелях в Индии, как и на рынках, можно и нужно торговаться (когда вернулись в Дели уже в конце путешествия, то нашли отель не хуже через дорогу «Yeas, please! Hotel» — сторговались за 500 рупий в сутки, правда номера уже были поменьше). С собой брали доллары — на тот момент 1 доллар равнялся 54 рупиям — меняли прямо на улице, так как обменники и банкоматы на каждом шагу.

Туалетная бумага — роскошь
В моем номере была одна большая кровать, телевизор, вентилятор на потолке, маленький холодильник, шкаф и не было окна. Постельное белье и полотенца — сероватого цвета, но у нас с собой были туристические спальные мешки и свои полотенца. Еще нам выдали очень маленький рулончик туалетной бумаги, еще меньшего размера мыльце и две литровые бутылки якобы питьевой воды. Воду эту пить мы побоялись, потому что она была незакупорена — каждый раз покупали в заводских бутылках на рынке и в мини-маркетах (10-12 рупий за литр). С туалетной бумагой отдельная песня. Большинство индусов ею просто не пользуются, потому что у них принято после этого дела омываться водой — в туалетах, где они конечно есть, стоят ведра с водой и ковшами, а в особо продвинутых — к унитазам подведен шланг с водой. Поэтому туалетную бумагу продают в основном для туристов и то, только в цивилизованных городах — чем дальше от столицы, тем труднее ее найти. Например, в Ранчи торговцы уже не понимали, что мы от них хотим.

Аномально холодная зима
В номерах во всех отелях, где мы жили в разных городах, было очень холодно, потому что в Индии в принципе нет центрального отопления. Местные нам объяснили, что в этом году у них аномально холодная зима — температура опускалась до плюс 10 градусов. В некоторых школах из-за этого даже отменили занятия на несколько недель. Особенно холодно было и на улице, и в помещениях, ночью и утром — приходилось укутываться всеми пледами, одеялами, куртками, которые только были, а днем, ближе к обеду, на солнышке — было уже лучше, ходили в футболках и сандалиях. Это стало для меня самым большим разочарованием — я ведь ехала в Индию еще и за тем, чтобы погреться. Хотя, когда мама написала в смс, что в Омске мороз за минус 30 — мне стало намного теплее. Согреться можно было еще горячей водой в душе. Но! Как оказалось, в Индии это большая редкость и то, предусмотренная в основном для туристов и обеспеченных людей. Большая часть населения по этому поводу вообще не заморачивается и моется, где придется — кто в реке, кто под колонкой на улице, кто под дождем постоит, а кто и вовсе считает, что мыться каждый день — это излишество. Поэтому не во всех отелях, а уж тем более ашрамах, в которых мы жили, была горячая вода, а если и была, то в строго отведенные часы и определенное количество литров.

Конец света в Индии каждый день
Некоторые из нашей группы, особо находчивые, поспешили купить на рынке большие кипятильники и электрические обогреватели. Но не тут-то было! Такой подставы от Индии никто не ожидал — оказалось, что здесь очень часто отключают электричество! Ладно, в столице это бывало всего 1-2 раза в день от 30 до 60 минут, а вот в некоторых городах, например, в Ришикеше или Джамалпуре, электричества могло не быть почти целый день или всю ночь — мы бились за розетки, чтобы успеть зарядить телефоны и фотоаппараты, какие уж там обогреватели. А если нет электричества, то и горячей воды, разумеется, тоже нет, потому что она нагревается с помощью бойлеров. Потом мы все-таки обнаружили, что в некоторых отелях хитрые экономные индусы специально отключают постояльцам розетки — возмущению нашему не было предела. Зато после такого отдыха мы все начали ценить те комфортные условия, в которых живем в России. У тебя есть дома горячий душ, отопление и электричество? Да ты просто счастливчик! И еще мы поняли, что если в мире и в правду случится конец света, то индийцы этого даже не заметят, потому что у них такое — каждый день. Надо отметить еще одну удивительную вещь — Интернет в Индии был почти везде! В отелях за символическую плату подключался Wi-Fi, на улицах легко можно было найти Интернет-кафе, даже, казалось бы, в довольно глухой местности.

Утро в Дели
Подъем в 5.00 и медитация на крыше отеля. Затем йога-класс и завтрак там же. Работники отеля — это в основном мужчины — очень удивились тому, что белые люди тоже медитируют, да еще и встают так рано. В Индии-то даже дети знают, что проснувшись до восхода солнца, мы заряжаемся его энергией, которая дает умиротворение, легкость и в то же время уверенность, силу, поэтому это самое лучшее время для медитаций и молитв. А мы удивились, когда в меню на завтрак нам предложили всевозможные виды лепешек — чапати (пресная тонкая), пури (жареный в масле пузырь), алу-парадха (с начинкой из картофеля), вареный рис с кучей острых соусов и масала-чай (черный чай с молоком и острыми специями). Для завтрака, конечно, тяжеловато (мы привыкли к фруктам и йогуртам), но вкусно. Потом, проехав полстраны, мы поймем, что рис и лепешки индусы могут есть круглосуточно — это самая привычная для них еда.

Интересно было наблюдать с крыши, как просыпается город. На улицах появляются мужчины (местные нам пояснили, что женщины у них в городах в основном сидят дома и воспитывают детей) в цветных свитерах, полосатых шарфах, некоторые в вязанных шапочках, в основном в сланцах на босую ногу, кто на велосипедах, кто на мопедах, кто на велорикшах. Одни убирают огромные кучи мусора, скопившиеся за предыдущий день, другие разворачивают лавочки с фруктами и иными товарами, третьи, сидя на земле, жарят на огне лепешки и омлет для желающих позавтракать. Тут же шныряют торговцы газетами, стаи рыжих собак, выползают на проезжую часть сонные коровы, где-то пробегают черные кабанчики с эрокезами на спине. Появляется все больше машин, моторикш, город начинает гудеть все громче, и даже не верится, что всего-то полчаса назад стояла первозданная тишина.

ЖД-вокзал
После завтрака мы отправились на ЖД-вокзал, чтобы купить билеты на внутренние поезда, на которых собирались перемещаться из города в город. Пытались забронировать их заранее, еще в России, но оказалось, что сделать это можно почему-то только непосредственно на месте. Столичный вокзал немного побольше, чем в других городах, но грязь, запах туалета и еды — все те же. Чтобы пробраться на перрон или в кассу, нужно преодолеть препятствия из множества спящих прямо на мраморном полу и на лестницах тел. Один платок постелил на пол, а другим укрылся с головой — вот тебе и постель. А еще, завидев белых людей, высыпают стайки чумазых детей-попрошаек, бегут за тобой, дергая за рукава, и чуть ли не по-русски кричат: «дай-дай-дай!». С другой стороны напирают торговцы арахисом, газетами, сувенирами, и просто зеваки, которые жаждут снять на телефон белых иностранцев. И все постоянно спрашивают, из какой мы страны: «Вот кантри? Вот кантри?», благо английский язык более менее знают даже дети.

Билеты для иностранцев продавались в отдельном небольшом зале, где была уже огромная очередь и всего четыре кассира. Очередь регулировал специальный человек, он подавал сигналы ожидающим, чтобы те вовремя пересаживались со стула на стул, которые длинной змейкой были выстроены вдоль стен зала по кругу до кассиров. Это напоминало веселую детскую игру — как только кто-то задремал или зачитался, регулировщик тут же сигналил ему, а соседи вежливо указывали на следующий стул. На это у нас ушло полдня, а когда очередь все-таки подошла, то кассир, увидев наши 20 паспортов, с ужасом в глазах выставил табличку «перерыв» и долго-долго пил масала-чай. Он реально замучился нам все это оформлять. В благодарность мы подарили ему российскую шоколадку «Аленка». Индус был счастлив. Мы читали в Интернете предупреждения туристов о том, что билеты с местами на поезда в Индии очень сложно купить, что их просто нет в кассах, что существует вэйтинг-лист и т. п. Однако нам, видимо, дико повезло — купили билеты с местами на 20 человек по всем направлениям (8 городов) в недорогой спальный вагон класса «С» (как наш плацкартный, только в купе по 6 полок плюс две боковые).

Кафе «Тадка»
В очереди на вокзале познакомились с руской девушкой из Киева, она в Дели уже больше месяца, посоветовала нам недорогое и более менее чистое кафе «Тадка» — в двух шагах от нашего отеля. Там принимают карту «Виза»! Там реально вкусно и недорого (напиток, два блюда и сладкое — всего 100-200 рупий)! Есть европейское меню для тех, кто устал от очень острой индийской кухни. Там подают ложки, вилки и европейскую посуду! Дело в том, что в Индии принято есть руками, поэтому не в столичных городах в кафе, особенно в забегаловках, вам могут и не дать столовые приборы, а вместо тарелок принесут металлические подносы с углублениями для риса и соусов. Порадовало, что абсолютно во всех кафе, даже в уличных забегаловках, есть отдельное вегетарианское меню и оно очень разнообразное. Ведь большая часть населения Индии — вегетарианцы, кому-то религия предписывает (индуисты, буддисты), а кто-то просто из этических соображений и ради здорового образа жизни (например, йоги). И еще, абсолютно на всех продуктах питания, которые продаются в магазинах и на рынках, стоит знак в виде белого квадратика с зеленым кружком внутри — если их можно употреблять в пищу вегетарианцам. И таких продуктов тоже очень много. Например, удивило, что печенье Choco-Pie, шоколад Twix и KitKat, которые в России изготавливаются с использованием яичного порошка, в Индии продаются без содержания яиц в своем составе (на упаковке стоит зеленый значок) — по вкусу они ничем не отличаются.

Советую попробовать в кафе «Тадка»: вег-бургер, «Доса» (большой блин с разными начинками), «Кофта» (остренькие овощные котлетки в соусе), суп с лапшой, лепешки с сыром, «Хот лемон джинджер хани ти» (горячий напиток с имбирем, медом и лимоном) и вкуснейшую индийскую сладость «Гулаб джамун» (обжаренные в масле коричневые шарики в сиропе). Обязательно записывайте себе, что вы заказали и стоимость блюда, иначе могут в спешке принести что-нибудь другое и придется платить за все. И тем, кто не любит острое (в Индии это в 10, а то и в 20 раз острее, чем в России!) лучше заранее несколько раз предупредить официанта уже банальным для русских туристов выражением: «ноу спайси!». Нам было сложнее, потому что мы не едим также лук, чеснок, яйца, грибы. Заучили скороговорку «ноу онион, ноу гарлик, ноу эгс, ноу машрумс» так, что потом приходилось сдерживать себя, чтобы не выпалить то же самое официанту уже в каком-нибудь омском кафе. Индусы с пониманием шли нам навстречу и готовили без продуктов, которые мы им называли.

Акшардам
В нашем отеле располагался офис местной турфирмы — заказали у них комфортабельный автобус, который возил нас три дня (Дели, Агра, Вриндаван и довез до Ришикеша — за все по 4000 рупий с человека). Потом уже мы поняли, что по Дели гораздо удобнее было бы передвигаться на метро — быстро и не стоишь в бесконечных пробках (например, от Дели до Агры всего 50 км, но ехали мы целых три часа, потому что встали в огромной пробке на выезде из столицы). Первым делом мы посетили в Нью-Дели известнейший храмовый комплекс Акшардам — вошел в Книгу Рекордов Гиннеса как самый грандиозный индуистский храм в мире. Открылся в 2005 году, строился 5 лет с участием 7 тысяч мастеров — все это обошлось в 500 млн долларов США, собранных за счет добровольных пожертвований. Храм посвящен святому Сваминараяну — в главном корпусе под стеклом хранятся вещи, которые он носил, локоны волос и другие атрибуты. В центре храма стоит его золоченая статуя, а по кругу вдоль храма — статуи индуистских богов и их жен (Кришна и Радха, Шива и Парвати, Рама и Сита и т. д.). Перед каждым богом стоит ящичек для пожертвований — выбираешь, кто тебе по душе, бросаешь ему денежку и просишь что-нибудь для себя, например, любви и семейного благополучия, успеха в бизнесе и т. п (так нам объяснил гид). Многие туристы, чтобы никого из небожителей не прогневить, бросают деньги сразу во все ящечки и с довольным видом выходят из храма, предвкушая то огромное счастье, которое должно после этого на них свалиться. Кстати, такие материальные отношения с богом, а-ля «сделка», как я поняла, в индуизме считаются нормой. Впрочем, наверное, как и во многих других религиях. Принес в храм пожертвования в виде денег, цветов, фруктов, зажег палочку с благовониями, помазал лоб пеплом и можешь смело рассчитывать на счастье, богатство и отпущение всех грехов.

Прежде, чем попасть внутрь Акшардама, нужно пройти строжайший досмотр через рамку с металлоискателем, а потом еще вывернуть все карманы охранникам (женщины и мужчины стоят в разных очередях) — проносить с собой абсолютно ничего нельзя, даже воду. Вещи, включая флешки, ключи, ручки сдаются в камеру хранения. Фотографировать внутри комплекса тоже нельзя. И медитировать там почему-то тоже не разрешили. На входе в главный храм нужно снимать обувь и сдавать ее в гардероб. Интересно, что на полу были отдельные дорожки из мраморной плитики с подогревом. Подробное описание храма можно найти в Интернете. Я могу только подтвердить, что он и в правду бесподобен и, что его стоит посмотреть — выделить на это целый день, потому что территория комплекса очень большая, очень красивая и очередь к нему очень длинная. Стоит задержаться там до вечера, чтобы увидеть чудесные цветные музыкальные фонтаны.

Сады Лоди и Ворота Индии
Сады Лоди — большой красивый парк с экзотическими растениями и птицами, с прудиками и озерцами, в которых цветут розовые и белые лотосы и плавают всяческие рыбы, утки, лебеди. По газонам носятся стайки смешных абсолютно ручных бурундуков, в воздухе громко трещат птицы-болтуны, ярко зеленые попугаи, птицы-носороги и т. п. Здесь мы посмотрели также музеи-гробницы Мухаммада Шаха, Сикандера Лоди, Шиш Гумбада и Бара Гумбада — примеры архитектуры 15 века, когда в Дели господствовали пуштунские династии Сайид и Лоди. Помедитировали, попели песни под гитару.

Гид пообещал отвезти нас в недорогое кафе, которое в итоге оказалось довольно дорогим рестораном. Уезжать от туда мы не стали, так как уже сильно хотели есть — решили, что для сравнения поужинаем хоть раз в приличном заведении (я потратила за два небольших блюда и масала-чай почти 1000 рупий). Потом этот же гид вместо того, чтобы ехать в Храм Лотоса, завез нас в дорогой торговый комплекс с сувенирами и коврами. Мы, наконец-то, догадались, что и ресторан, и торговцы, платили ему определенный процент за то, чтобы он всяческими путями заманивал к ним туристов. Это научило нас заранее четко и жестко объяснять гиду, который в такие моменты прикидывался, что плохо понимает по-английски, что мы не белые мешки с деньгами, что нас надо везти только туда, куда мы сказали, а не таскать по торговым точкам. До этого веселый парень-гид, тут же сник и уже не пытался с нами заигрывать и болтать, а когда мы с ним рассчитывались в конце поездки, сделал жалостливое лицо и попросил накинуть ему чаевых. Устоять было трудно. В итоге в Храм Лотоса мы не успели и еще много куда — будет повод вернуться в Дели. Зато по дороге в отель посмотрели на Ворота Индии — военный мемориал, посвященный индийским солдатам, погибшим во время Второй мировой войны. Красиво подсвеченная огромная арка, вечный огонь и цветные фонтаны.

Продолжение следует... 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/03/11/441028