Что происходит с рынком финансов?

Дата публикации: 11 апреля 2013

22 марта на юридическом факультете Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского состоялось заседание круглого стола, посвященное проблемам регулирования финансовых рынков в современной России. Поводом послужили недавние: планы государства по введению финансового мегарегулятора, изменение политики Центробанка РФ и назначение его нового руководителя, финансовый кризис на Кипре. Грядущие реформы обсудили наиболее авторитетные в омских финансовых кругах специалисты — представители банков, микрофинансовых организаций, брокерских компаний и т.д. Предлагаем читателям наиболее интересные моменты из их выступлений.

«Банки-кредиторы плохо защищены»

Управляющий (пока еще на тот момент) филиалом ОАО «Банк ВТБ» в г.Омске Владимир КОПМАН, который 20 лет проработал в банковской системе, рассказал о недостатках законодательной базы, обеспечивающей функционирование финансовых механизмов российской экономики и их последствиях. Прежде всего, он отметил, что, по его мнению, интересы банка-кредитора сегодня очень плохо защищены:

— Законодательная база позволяет недобросовестным заемщикам достаточно грамотно и изящно выскальзывать из-под всех условий договоров — кредитных, залога недвижимости, поручительства и т.п., заключенных с банком. В реестре кредиторов помимо банка, впереди него часто оказываются подставные фирмы, фактически принадлежащие самому же банкротящемуся заемщику, претендующие на огромные суммы. В итоге банку-кредитору достаются крохи.

Банкир назвал еще одну проблему — отсутствие единого государственного реестра прав собственности на все виды имущества. Это, по его словам, не позволяет банкам проконтролировать наличие каких-либо обременений на имуществе заемщика, которое тот передает в залог.

КОПМАН опасается вала банкротств физлиц

Кроме того, Владимир Абрамович поделился своими опасениями по поводу возможного скорого введения закона о банкротстве физлиц. По его словам, рынок кредитования физлиц в последние годы растет гораздо более высокими темпами, чем юрлиц, потому что там доходность выше в 1,5-2 раза.

— Я не исключаю вала банкротств физлиц, прежде всего, тех, кто набрал потребительских кредитов без залога и поручителей. Однако гражданам надо помнить, что тот, кто объявит себя банкротом, больше не сможет выступать заемщиком, не сможет выезжать за границу и вынужден будет испытывать еще целый ряд ограничений, — предупредил КОПМАН.

На вопрос, насколько сегодня финансовый рынок России криминализирован, КОПМАН в ответ не решился назвать его таковым:

— Дело в том, что не все недобросовестные заемщики таковыми являются изначально. Многие становятся ими в силу своей неграмотности, а также недальновидности банков, и в силу несовершенства законодательной базы. Многие заемщики нечетко просчитывают риски в своем бизнесе. Когда люди оказываются в безвыходной для себя ситуации и настает время отдавать деньги, они вынуждены становиться недобросовестными — начинают выкручиваться, как могут. И ваши выпускники им в этом помогают, к сожалению.

— Лучшие из наших выпускников! — заметил ведущий круглого стола совладелец ГК «Музыка и кино», к.ю.н., доцент кафедры государственного и муниципального права ОмГУ им. Ф.М.Достоевского Денис КОШЕЛЬ.

Владимир Абрамович привел пример, когда находчивый, но недобросовестный заемщик, проживающий в одной из стран бывшего СССР, чтобы не возвращать кредит банку и вывести из залога недвижимость, договорился с муниципалитетом о том, чтобы изменили название улицы и нумерацию домов, где располагалась эта самая заложенная недвижимость. Таким образом получилось, что имущества, зарегистрированного по такому-то адресу, у заемщика просто нет.

«Проблема в уголовном законодательстве!»

Председатель совета директоров ОАО АКБ «ИТ Банк» Владимир ВОЛКОВ не согласился с КОПМАНОМ в том, что банки плохо защищены, по его мнению, вся проблема лежит не в гражданском, а в уголовном законодательстве:

— В Омске сегодня почти 50 филиалов банков. Редко есть такие люди, как Владимир Абрамович, которые долго занимают свои должности руководителей филиалов. Как правило, 2-3 года — и их меняют из-за того, что они оказались нечисты на руку. Вы же сами понимаете, что без сговора с менеджерами банка или сотрудниками юротдела, некоторые вещи сделать просто невозможно. Например, вовремя не заявиться и из-за этого не стать конкурсным кредитором. Нужно привлекать к уголовной ответственности таких сотрудников и поднимать вопрос о соблюдении профессиональной этики.

— У нас со стороны государства сегодня идет декриминализация уголовно-наказуемых деяний, — напомнил СОЛОМОНОВ.

— Да, одна надежда только на мегарегулятор, — плавно перешел к следующей теме КОШЕЛЬ и передал слово д.ю.н., профессору, заведующему кафедрой государственного и муниципального права ОмГУ им. Ф.М.Достоевского, консультанту Заксобрания Омской области Александру КОСТЮКОВУ.

Двуликий мегарегулятор

Профессор рассказал об интеграции Федеральной службы по финансовым рынкам и Центробанка РФ, которая произошла в январе текущего года. Изначально государство планировало сделать финансовым мегарегулятором в России именно эту службу, однако она не сумела наладить глубокий надзор за финансовыми рынками, поэтому эту роль теперь хотят отдать ЦБ РФ, несмотря на то, что многие высказываются против такой идеи, особенно участники небанковской сферы. КОСТЮКОВ проанализировал плюсы и минусы такого решения, а также добавил, что функции мегарегулятора в стране выполняет Центробанк только в Сингапуре, а вообще он есть в 50-ти странах, но там создан на базе других структур, а не ЦБ. В Китае же и США вовсе нету мегарегулятора. Сам КОСТЮКОВ считает, что лучше ФСФР и ЦБ РФ развивать по отдельности.

— ЦБ РФ ведь является коммерческой организацией и его эта функция расширяется. Его допустили с 2009 года на рынок ценных бумаг — 1/3 объемов создает, он является учредителем огромного числа коммерческих предприятий, значит уже появляется конфликт интересов. Получается, что он будет и регулятором, и одновременно участником процессов, которые будет регулировать, — добавил еще дегтя Денис КОШЕЛЬ.

— Я с вами согласен, что ЦБ РФ двулик — в этом его глобальный минус, — ответил КОСТЮКОВ.

— Коллеги, ЦБ РФ не является коммерческой организацией, потому что не отвечает ее основному признаку — получение прибыли! ЦБ РФ не получает прибыль — это не цель его деятельности! 50% своей прибыли, а то и больше, ЦБ РФ перечисляет в бюджет. Поэтому никакого конфликта интересов здесь не возникает, — возразил им к.э.н., начальник экономического управления ГУ Центрального банка РФ по Омской области Николай МЕДВЕДЕВ.

Небанковский финрынок на грани вымирания

КОШЕЛЬ предложил выступить МЕДВЕДЕВУ, но тут его перебил директор ЗАО «Октан-Брокер» Сергей ЗОЛОТАРЕВ:

— А как же я, моя ведь очередь сейчас? Вот видите, нас уже не замечают, все по Фрейду, скоро останется только один Центробанк РФ!

ЗОЛОТАРЕВ высказался резко против того, чтобы мегарегулятором был Центробанк. Основной его аргумент — у ЦБ РФ нет интереса развивать небанковский финансовый рынок, который, по его мнению, сейчас и так на грани вымирания. Он привел в пример Казахстан и Украину, которые ничего не выиграли от того, что у них ЦБ выполняет функции мегарегулятора. Директор «Октан-Брокер», ссылаясь на закон Паркинсона, считает, что сверхцентрализация финансового рынка неизбежно приведет к катастрофе, к конфликту интересов. Ведь ЦБ РФ сегодня — это крупнейший участник валютного рынка и ценных бумаг, крупнейший акционер в финансовой сфере (Сбербанк и другие банки), крупнейший акционер московской биржи, крупнейший эмитент и кредитор в РФ и т.д. Такой же позиции, по словам ЗОЛОТАРЕВА, который входит в совет директоров национальной ассоциации участников фондового рынка, придерживается большинство крупных участников российского рынка ценных бумаг.

— Мы официально высказывали свою позицию по поводу мегарегулятора — писали письма руководству страны, выступали с критикой, вносили предложения. МЕДВЕДЕВ и ПУТИН декларировали, что представители профессионального сообщества будут услышаны, однако, к сожалению, наши аргументы так и не были приняты. Теперь мы пытаемся понять, как нам с этим жить дальше, — пожаловался директор брокерской компании.

По мнению ЗОЛОТАРЕВА, на рынке финуслуг сегодня нет конкуренции, потому что банки насобирали вокруг себя все, что только можно — и кредитование, и страхование, и брокеридж и т.п.

— Это шикарный путь к неприкосновенности для них. Своей массой они задавят всякую мелочь на рынке. А в случае очередного кризиса, банки знают, что их спасет государство, потому что они слишком большие, чтобы упасть. Так может, просто напросто не создавать таких структур, чтобы потом под них не выстраивать надзор? — предложил ЗОЛОТАРЕВ.

К.ю.н., доцент кафедры государственного и муниципального права ОмГУ им.Достоевского Сергей АРБУЗОВ отметил несколько причин, почему частные инвестиции не идут на российский финансовый рынок:

— Во-первых, никто у нас не думает о спекулянтах, которые разгоняют рынок и делают котировки, потому что все остальные классические инвесторы, так называемые долгосрочные, еще долго будут сидеть лишь на бумаге. Тот же рынок Forex — тоже спекулятивный, потому что статус его участников не понятен и не понятна правовая суть этого института, но он является одним из инструментов привлечения инвестиций населения в фондовый рынок, чтобы создавать те самые длинные деньги.

Во-вторых, он назвал низкий уровень финансовой грамотности российского населения и отсутствие надлежащего налогообложения. АРБУЗОВ согласился с коллегами, что российский рынок не готов к тому, чтобы создавать финансовый мегарегулятор на базе ЦБ РФ.

ВОЛКОВ заступился за Центробанк РФ

Директор «Октан-Брокер» привел данные, что во Франции работает около 750 банков, а во французском Центробанке трудятся 13 тысяч человек, в Германии 1800 банков и 9,5 тысяч сотрудников ЦБ, в ЦБ РФ на конец 2011 года было 66 тысяч сотрудников при количестве поднадзорных банков всего около 1100.

— А теперь загадка — насколько увеличится число сотрудников ЦБ РФ, я уже не говорю о средствах, которые пойдут им на зарплату, если ему передадут полномочия мегарегулятора? — иронично поинтересовался ЗОЛОТАРЕВ.

МЕДВЕДЕВ возразил, что, несмотря на планируемое расширение функций ЦБ РФ, было дано указание сокращать численность его сотрудников и это уже происходит.

— Я заступлюсь, пожалуй, за Центробанк РФ. То, что в России очень низкая производительность труда — известно всем. У нас и на производство свинины приходится в пять раз больше колхозников, чем в Европе и в 10 раз больше, чем в США. Кроме того, у нас ведь государство существенно повысило зарплату судейскому сообществу, прокурорскому, по понятным причинам. Банкротства ведь крупнейших российских банков кто-то проглядел в ЦБ РФ, качество кредитного портфеля кто-то проглядел, а ведь там тоже, может быть, пардон, коммерческий подкуп и т. д., — заявил Владимир ВОЛКОВ.

В Омске спрос на деньги явно превышает предложение

Когда МЕДВЕДЕВУ все-таки предоставили слово, он поведал о региональных особенностях денежно-кредитной политики. По его данным, на омском денежном рынке сегодня наблюдается явное превышение спроса над предложением, то есть денег не хватает, а операции кредитования и депозитные носят лишь частный единичный характер. На территории области из 18 самостоятельных кредитных организаций осталось только шесть, имеется 40 филиалов банков и 80 внутренних структурных подразделений банков, находящихся за пределами региона (их доля в кредитном портфеле Омской области 37% на 1 января 2013 года и все операции с ними проводятся за пределами субъекта).

— Количество кредитов, которые омичи получают в банковской системе России, стабильно ежемесячно растет. Общий кредитный портфель (и физлица и хозяйствующие субъекты) на 1 января 2013 года — 215,6 млрд рублей. Объем депозитов — 96 млрд рублей. То есть обеспеченность банковскими услугами нашего региона на протяжении последних 5 лет составляет — 0,6 при том, что такой же показатель по России — 1. Это говорит о том, что изменение структуры банковского рынка, а именно сокращение числа филиалов и оставление лишь внутренних структурных подразделений, на этот показатель не влияет. Если бы бизнес-климат в Омске был бы лучше, то и масштабы размещения денежных средств были бы другие. До кризиса филиалы банков привлекли из московских офисов в Омск 68 млрд рублей кредитных средств, во время кризиса всего 2 млрд рублей, а на 1 января 2013 года — 29 млрд рублей, — рассказал МЕДВЕДЕВ.

Первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Омской области, д.ю.н., доцент кафедры государственного и муниципального права ОмГУ им.Достоевского Александр МАТНЕНКО выступил с темой недоступности кредитных средств для населения из-за слишком высокой процентной ставки. В частности он упрекнул банкиров в том, что они не хотят вкладывать в сферу образования и не предоставляют гражданам соответствующие кредиты, в отличие от цивилизованных стран, где это очень развито. На что ВОЛКОВ ответил, что банки, как и любой другой бизнес, не будут работать себе в убыток — кредиты на образование в России не имеют перспектив.

— Ага, потому что студент возьмет кредит, закончит юрфак и обанкротится, как физлицо, — пошутил СОЛОМОНОВ.

Международный финансовый центр — цель достижима?

Начальник отдела по обслуживанию на финансовых рынках Омского отделения №8634 ОАО «Сбербанк России» Сергей КРЕСТИНИН поделился своим мнением по поводу идеи создания в Москве к 2020 году международного финансового центра. Он считает, что эта цель не достижима. Потому что, во-первых, как уже отмечали другие выступающие, российское законодательство далеко от совершенства. Во-вторых, отмечается низкий спрос населения на инструменты фондового рынка — в России с инвестициями связано всего чуть больше 1% населения, а, для сравнения, в США — 50%. В-третьих, этому препятствуют неразвитость институтов коллективных инвестиций и высокая концентрация. В 2011 году, по данным КРЕСТИНИНА, на 6 эмитентов, чьи акции торгуются на бирже, приходилась половина капитализации фондового рынка, а сегодня — всего 2 эмитетнта, которые делают половину объемов на Московской межбанковской валютной бирже, это Газпром и Сбербанк. КРЕСТИНИН считает, что ликвидность уходит с отечественного рынка и переходит на Западные площадки:

— В Лондоне самая торгуемая акция, как не странно, тоже Газпром — ее доля 6% на Лондонской фондовой бирже. Всего объем наших ценных бумаг, торгуемых в Лондоне, составляет от всего объема ЛФБ — 20%. То есть получается, что деньги наши потихоньку уходят за рубеж. Дисконт наших акций к другим развивающимся рынкам составляет 30-40%, куда заложены всевозможные риски, включая политические и экономические.

— Для того, чтобы был фондовый рынок, необходимо, чтобы, как минимум, были эмитенты — ОАО. Но у нас такого нету, поэтому пройдет еще очень много лет, прежде чем мы придем к цивилизованному корпоративному управлению, — согласился с ним ВОЛКОВ.

— Кто-то из гигантов фондового рынка сказал: «Наши акционеры — глупые и наглые люди. Глупые, потому что покупают наши акции, а наглые, потому что хотят получать на них дивиденды», — добавил КОПМАН.

— На Россию махнули рукой. Приток на рынки развивающихся стран идет, а на российский — ноль, потому что Запад разочаровался. Так и говорят: «Россия не встала на путь демократического развития рыночной экономики», — поддержал коллег АРБУЗОВ.

— Международный финансовый центр — это то место, где инвесторы способны разместить любой объем средств под интересующую их доходность и с интересующими их рисками, а любого качества эмитенты способны привлечь необходимый объем средств. У нас этого не будет еще очень и очень долго, потому что нет ни своего качественного эмитента, ни инвестора, а ведь именно они фундамент. ЦБ РФ уже сейчас открещивается от тех функций ФСФР, которые по идее должны готовить эмитентов и защищать инвесторов, — высказался ЗОЛОТАРЕВ.

Что касается мегарегулятора, то по мнению КРЕСТИНИНА, ФСФР лучше справлялась бы с этими обязанностями, чем ЦБ РФ. А КОПМАН предложил оставить две структуры: ЦБ РФ пусть отвечает за денежную политику, а регулирование рынка — наверное, это задача отдельной организации, пусть то ФСФР или какой-либо другой.


— Сегодня мы рассмотрели проблемы экономического свойства в большей степени и не успели разобрать недостатки нормативной базы, которые существуют и, которые нужно ликвидировать, тем более в связи с переходом к мегарегулятору. Законодательная база сегодня у нас разрозненная — каждый сегмент регулируется своим нормативным актом. Однако законодательство многих стран строится на базе единого многофункционального закона о финансовых рынках, где заложены основы регулирования. Передача полномочий мегарегулятора ЦБ РФ, видимо, уже неминуема, поэтому хотелось бы, чтобы это шло все-таки не через расширение ФЗ «О ЦБ РФ», а за счет создания отдельного федерального закона, который объединил бы все виды финансовых услуг, оказываемых на территории РФ, и заложил бы основы регулирования, дал бы определения основных понятий, — резюмировал Денис КОШЕЛЬ.  



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/04/13/chto_proishodit_s_rinkom_finansov