Андрей ФЕДОРОВ, вице-президент фонда «Центр инновационных и правовых технологий «Перспектива»: "Если блок ГЛОНАСС не соответствует техническим требованиям Минтранса РФ, то это все равно, что его нет"

Дата публикации: 17 апреля 2013

С 1 апреля 2013 года вступили в силу изменения в КоАП, предусматривающие большие штрафы за отсутствие навигационных комплексов ГЛОНАСС на пассажирских автобусах и маршрутных «газелях». Разговоров и споров по поводу обязательных навигационных систем на пассажирском транспорте было много, но в реальности до сих пор остается масса вопросов. О реалиях рынка пассажирских перевозок обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ расспросил вице-президента фонда «Центр инновационных и правовых технологий «Перспектива» Андрея ФЕДОРОВА.

— Андрей Викторович, когда последний срок установки ГЛОНАСС-оборудования?

— Весь автотранспорт, который используется для пассажирских автоперевозок, необходимо было оборудовать навигационными терминалами еще до 1 января 2013 года. Со слов омских предпринимателей, ГЛОНАСС-оборудование имеют сегодня порядка 80% машин. В реальности, думаю, намного меньше. Дело еще в том, что технические требования к абонентским терминалам спутниковой навигации, которые должны быть установлены на транспортные средства, изложены в приказе Минтранса РФ № 285 от 31 июля 2012 года, но предприниматели, к сожалению, очень редко изучают законодательную базу. Простой пример: согласно требованиям прошлогоднего приказа Минтранса, абонентские терминалы спутниковой навигации должны иметь громкую связь, тревожные кнопки, с помощью которых водители могут связываться с экстренными службами. Фактически многие устанавливаемые блоки, насколько я знаю, ничего этого не имеют.

— Не совсем понимаю. А что, не все продавцы ГЛОНАСС-оборудования знали о новых технических требованиях?

— Вопрос, на самом деле непростой, и однозначного ответа на него нет. Вполне вероятно, что знали. Но оборудование, которое закупалось до момента публикации приказа Минтранса,осталось на складе. Не выбрасывать же его. По моей информации, и сегодня некоторые омские операторы продают устаревшее оборудование.
— И что делать владельцам пассажирских «газелей»?

— А какие у них варианты? Самый простой — устанавливать новое навигационное оборудование. В ином случае, во-первых, они не получат лицензию на перевозку пассажиров в Управлении государственного автодорожного надзора по Омской области, во-вторых, попадут под штрафы. Если навигационный блок не соответствует техническим требованиям Минтранса, то это все равно, что его нет вообще.

— Недавно Минтранс обещал, что инспекторы Государственного автодорожного надзора пока не будут наказывать за отсутствие навигационных комплексов...

— Право проверить наличие или отсутствие навигационного комплекса имеет не только УГАДН, но и ГИБДД. А штрафы, напомню, довольно значительные. Водителю за отсутствие терминала ГЛОНАСС — 3-5 тысяч рублей. Предпринимателям, которые являются владельцами машин, — до 50 тысяч рублей. А сколько стоит блок системы ГЛОНАСС? Порядка 10-11 тысяч рублей. Удельный вес таких затрат относительно штрафа и стоимости самого транспортного средства — он, согласитесь, не очень высок. К тому же со стороны государства транспортникам вышло недавно послабление в части установки тахографов. Минтранс выпустил приказ № 36 от 13 февраля 2013 года, которым освободил от необходимости устанавливать тахографы владельцев автотранспортных средств, используемых на городских и пригородных пассажирских маршрутах. Теперь перевозчикам не придется приобретать тахограф, который обошелся бы примерно в 50 тысяч рублей на каждую машину. Так что экономия налицо. И это действительно экономия. РЭК Омской области, когда рассчитывала тарифы на пассажирские перевозки в режиме маршрутного такси, учла стоимость тахографов в новом тарифе, который действует с января 2013 года.

— За 10 тысяч рублей, по правде говоря, не купить даже нормальный смартфон со спутниковой навигацией...

— Понимаете, проблема не только в стоимости терминала ГЛОНАСС. А в том, что при наличии спутниковых терминалов и данных телеметрии, которые поступают в центры обработки данных, владельцам пассажирских «газелей» уже трудно будет что-то скрыть. Не секрет, что у нас далеко не все предприниматели любят платить налоги. Пару лет назад, если помните, депутат Законодательного собрания Омской области Сергей ОРКИШ решил выяснить, сколько налогов платит пассажирский транспорт региона. Он направил запрос в УФНС по Омской области и очень удивился, получив ответ. По официальным данным за 2009 год, весь пассажирский транспорт заплатил в бюджет чуть более 19 млн рублей, то есть в десятки раз меньше, чем транспортники должны были заплатить исходя из объемов пассажирских перевозок. Просто раньше налоговым инспекциям было непросто доказать, что машина не стояла, а работала на маршруте. При наличии ГЛОНАСС-оборудования каждая «газель», как только ее двигатель завелся, окажется под непрерывным наблюдением. И не только налоговой инспекции. Доступ к мониторинговой информации получит и Госавтоинспекция. И тогда понятно будет, с какой скоростью водитель ехал, когда стал тормозить, пытался ли он уйти от столкновения. Для реализации механизма полного контроля потребуется, конечно, некоторое время, но он уже запущен.

— А как законопослушному владельцу пассажирской «газели» определить, не обманули ли его? То есть правильный ли ему навигационный блок установили?

— В том-то и дело, что разобраться во всех нюансах самому предпринимателю непросто. Многое здесь зависит еще и от совести продавца. Но перед покупкой ГЛОНАСС-оборудования советую уточнять: имеется ли в приобретаемом оборудовании энергонезависимая память, которая сохраняет мониторинговую информацию, есть ли громкая связь с диспетчером, кнопка тревожного вызова, которая в новом навигационном оборудовании должна присутствовать обязательно. Ну а если собственник «газели» в чем-то сомневается, то лучше ему проконсультироваться предварительно со специалистами из УГАДН.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/04/14/983824