На днях общался с новосибирским приятелем Игорем. Он большой фанат рыбной ловли и регулярно приобретает всякие хитрые штуковины, помогающие вводить рыбу в заблуждение относительно своих намерений. Заказывает в основном из США и Японии, но из Европы тоже.
Вот и в этот раз он попросил купить ему на немецком eBay одну безделицу. Я согласился, хотя и предупредил, что когда последний раз отправлял в Россию новогодние подарки, в Омск они добрались аккурат к 23 февраля. Но Игорь, как выяснилось, работой своей почты чрезвычайно доволен. Конечно, случается, что какой-нибудь виброхвост застрянет на таможне или навернет круг почета по сортировочным центрам. Зато финишная прямая от отделения до двери проходится максимум за день.
Поначалу я решил, что тут мой приятель слегка приукрашивает. Однако секрет оказался до банального прост. После того как один раз бандероль Игоря в отделении закинули в угол да там и позабыли, он не стал никому жаловаться. Вместо этого он просто послал самому себе телеграмму, а потом терпеливо дождался, когда к нему в дверь позвонит почтальон с радостной вестью. И в ответ на «получите-распишитесь» протянул сто рублей, с вежливой улыбкой сообщив, что отныне за любую корреспонденцию, доставленную ему в срок и лично, он будет платить такую же сумму. Аналогичное вознаграждение будет причитаться в случае своевременного звонка на мобильный Игоря о том, что в отделении его ждет посылка или заказное письмо. Для чего к купюре была присовокуплена визитка.
В результате Игорь и его почтальоны теперь друзья не разлей вода. И, собственно, теперь меня мучает вопрос — почему это простое и элегантное решение до сих пор не взяли на вооружение те многие тысячи граждан, которые ежедневно перемывают кости Почте России в социальных сетях, страдая в ожидании своих чрезвычайно выгодно заказанных через Интернет полезных вещей? И почему эти же самые люди чаще всего не знают ни в лицо, ни по имени скромного человека с толстой сумкой на ремне, который приходит к ним в дом?
Для европейцев такое отношение совершенно невозможно. Когда в прошлом году я готовил для «КВ» заметку про немецкую почту, мне не хватало какого-нибудь яркого примера, показывающего, насколько прочно бюргеры к ней привязаны. Несколько дней назад такой пример появился. Одним прекрасным утром почтальон принес мне два невзрачных серых конверта, адресованные Ольге и Константину Володиным. Увы, ни та ни другой прочитать содержимое пока не в состоянии по той простой причине, что им обоим всего месяц от роду. Однако этот факт нисколько не помешал германскому государству в лице федерального налогового ведомства вступить с малышами в официальную переписку и сообщить, что им присвоены персональные идентификационные номера (аналог нашего ИНН).
Этот случай может служить еще одним штрихом к легендарной немецкой тщательности или же иллюстрацией того, что некоторые процедуры при должном взаимодействии между чиновниками могут проистекать без всякого участия гражданина (для сравнения можно спросить у Яндекса «как получить ИНН на ребёнка»). Но прежде всего это история о том, что люди пока так и не придумали более универсального способа коммуникации с внешним миром, чем обычная почта. И пока очередной руководитель Почты России пытается понять, с чего именно начинать ее модернизацию, адресатам писем, бандеролей и посылок стоит попробовать хотя бы найти общий язык со своими почтальонами.
Даже если для этого понадобятся сто рублей.
Виталий ВОЛОДИН
Город Трир (ФРГ)