Дмитрий ШАДРИН, президент Омского областного союза предпринимателей: «Предприниматели – это атомная электростанция общества, их надо сохранять и использовать, а не бетоном, свинцом и песком заваливать»

Дата публикации: 04 июля 2013

8 мая на очередных «кухонных посиделках» в редакции “КВ” побывал новый президент Омского областного союза предпринимателей (ООСП), депутат Заксобрания Омской области, учредитель ООО «Формат», генеральный директор компании «Наш магазин» Дмитрий ШАДРИН. “КВ” представляют наиболее интересные моменты беседы журналистов с ним.

— Дмитрий Юрьевич, вы, член Союза с 2003 года, на некоторое время приостанавливали свое членство. Почему вы из него выходили, что в Союзе было не так?

— Этот вопрос один из самых популярных, мне его постоянно задают. Намекая, наверное: а не уходил ли я, например, на волне конфликта города и области, чтобы доказать лояльность на тот момент губернатору Леониду Константиновичу и чтобы мне разрешили избраться в областные депутаты? У меня даже мысли такой не было. Мой уход был связан с тем, что мы собирались объединяться с крупной розничной сетью «Кировский» в Екатеринбурге, принадлежащей предпринимателю Игорю КОВПАКУ и его сыну Льву. Это потомки известного партизанского командира дважды Героя Советского Союза Сидора КОВПАКА. На тот момент у них было 117 магазинов. Объединение предполагалось под моим руководством, поэтому я несколько месяцев провел в Екатеринбурге. Но по ряду причин не получилось, я вернулся в Омск и избрался в Законодательное собрание, попав на новое поле деятельности, потребовавшее от меня сил и времени, чтобы его познать, сориентироваться и начать действовать. Поэтому на некоторое время я просто и не думал о Союзе. На одном из собраний членов ООСП, после того как на очередных выборах никто из кандидатов в президенты бизнес-организации не набрал положенных по уставу 2/3, мой партнер по бизнесу Виктор ШКУРЕНКО предложил мою кандидатуру. А до того он же пообещал, что если члены Союза проголосуют за Юрия ЧАЩИНА, то в ООСП вернусь я, ПУТИНЦЕВ и многие другие, кто из него вышел. Мне ШКУРЕНКО сказал, что уже анонсировал мое возвращение в Союз и мне нельзя его подвести. Так я и вернулся.

— Чувствуется разница между Омском и Екатеринбургом?

— Конечно. С тем же количеством магазинов, с теми же квадратными метрами торговых и складских площадей, с тем же количеством затрачиваемой энергии, если переместить всю систему – например, мою или любого другого омского предпринимателя – в Екатеринбург или Новосибирск, то она там будет себя чувствовать гораздо успешнее. Место у нас здесь для бизнеса не самое комфортное.

— Но что нужно сделать, чтобы в Омске предпринимательству жилось и работалось хорошо?
— Я согласен с задачами, прописанными в Уставе ООСП: «содействие становлению и развитию всех видов предпринимательства». Главная цель — чтобы в Омской области, регионе, где мы живем, было как можно больше успешно и стабильно работающих, расширяющих свою деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся малым и средним бизнесом. Чтобы все они работали на благо региона, обеспечивали комфортную и достойную жизнь его жителям, получали бы большую зарплату, чтобы продукция, производимая негосударственным сектором, была как можно более конкурентоспособна. Я за то, чтобы негосударственный сектор был доминирующим в экономике, потому что от развития предпринимательства все будут в плюсе — и регион, и его жители, и государство, и сами предприниматели. Повторю всем известный факт, что если одним и тем же делом занимается государство и частный бизнес, то частник ведет дело намного эффективнее. Возьмем рынок такси — это полностью частный бизнес, который сегодня успешно развивается в конкурентной среде, у потребителя есть широкий выбор. Или торговлю во всех ее видах и формах — так развита, как сегодня, она никогда не была. Чем больше конкуренция на рынке товаров или услуг, чем меньше он регулируется со стороны государства или муниципалитета, тем лучше там обстоят дела. Однако сегодня в России перекос в сторону государственного сектора. Над этим надо работать на всех уровнях. Проблема в том, что субъект Федерации и муниципалитет мало на что могут влиять в плане предпринимательского инвестиционного климата, слишком мало рычагов им оставлено — примерно 70% правил и норм задают федеральные органы власти.

— Но что-то, наверное, можно сделать и здесь?
— На местном уровне мы можем изменить в пользу бизнеса налоги на землю, тарифы на коммунальные услуги, систему штрафов за административные правонарушения. Помните кадастровую оценку, которую приняли в 2007 году? Ее же на местном уровне сделали и, слава богу, потом в 2011-м поправились.
— В итоге бюджет понес миллиардные убытки.
— Были ли эти убытки? Одни по кадастровой оценке 2007 года платить не могли, другие не собирались. Так что мэрия в какой-то мере потеряла мифические деньги, которых у нее бы и не было. Недавно при прокуратуре Омской области создана межведомственная рабочая группа по защите прав предпринимателей. 7 мая состоялось первое заседание. Я принимал участие в ее работе. Главное мое предложение к прокуратуре было в следующем: в случае первого правонарушения к предпринимателю необходимо применять самое минимальное наказание, возможное по закону, или ограничиваться предупреждением и таким образом дать возможность ему исправиться. Я считаю, что в любом случае не нужно строго наказывать предпринимателя, если он впервые совершил правонарушение. И в том случае, например, если покупателю попался некачественный товар. Ведь это в подавляющем количестве случае происходит неумышленно. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Пример с «Дариной» самый яркий, когда власти и проверяющие органы нанесли предприятию огромный урон и чуть было не уничтожили его, придав еще до окончательных анализов спорную ситуацию широкой огласке вплоть до обсуждения на федеральных телеканалах. Что получилось в итоге? Потребители, особенно иногородние, перестали покупать не только пельмени «Дарины», но и вообще любую продукцию, произведенную в Омске, — и колбасу, и мясо, и молоко, и даже сгущенку. Любинский молочно-консервный комбинат тогда забил все склады, потом арендовал вагоны и они, заполненные сгущенкой, долго стояли в тупиках. То есть все колом встало и рассасывалось очень медленно.

Сколько убытков понес наш регион — об этом кто-нибудь подумал? Почему власти и контролирующие органы поступили так недальновидно? Безусловно, нужно заботиться о безопасности потребителей, но ведь делать это нужно с головой! Можно принять меры для устранения возможной угрозы, меры для профилактики, можно в конце концов наказать предприятие, но зачем же его уничтожать, создавать все условия для того, чтобы оно разорилось? Зачем наносить урон всей пищевке целого региона? Сейчас «Дарина» продолжает работу, еле-еле ей удалось избежать банкротства, но теперь уже в других регионах, включая Москву и Тюменский Север, а в Омской области практически нет ее товаров. Предпринимательскому сообществу, к сожалению, не удалось защитить «Дарину». Для того чтобы такие ситуации не повторялись впредь, нам нужно еще больше объединить усилия предпринимателей в оказании взаимопомощи друг другу, нужно попытаться наладить с властью и проверяющими и органами взаимоуважительные отношения.

Помните, как компания «Бритиш петролеум» допустила утечку нефти в Мексиканском заливе? Так вот, когда последствия аварии были устранены, то, чтобы вернуть приток туристов в эту местность, сам президент США Барак ОБАМА приехал туда отдыхать с семьей, и все телеканалы транслировали, как он спокойно там купается, загорает, как рыбак ему рыбу принес, выловленную в заливе, а он попросил поджарить ее в ближайшем ресторане. Таким образом он поддержал местный бизнес, помог ему вернуть доверие потребителей. Так вот в случае с «Дариной», после того как спорная ситуация завершилась и много тонн продукции было уничтожено как обоснованно, так и для перестраховки чиновников, нашим властям — губернатору, министру экономики, главе Роспотребнадзора — не помешало бы сесть за стол вместе с предпринимателями и СМИ и прилюдно есть и хвалить пельмени «Дарины», чтобы успокоить граждан и показать им, что проблема решена, что эта продукция полностью безопасна, что ее смело можно покупать. И пищевку бы в регионе спасли, и предприятие не пострадало бы.

— К вопросу о доверии потребителей к предпринимателям. Хозяин «Дарины» ведь признал в суде, что в пельменях действительно была конина, несмотря на то, что в составе на упаковке об этом ничего не говорилось. Обманул ведь. Если предприниматель будет лгать, а надзорные органы брать взятки, то куда нам крестьянам податься?

— Согласен. Но все равно нужно было решать ситуацию с «Дариной» более разумно, мирно, а не рубить с плеча. Я перед вами сейчас отстаиваю право на ошибку предпринимателя. Это люди активные, движущиеся, они могут иногда и переступить, но их за это не в тюрьму надо, а назад – в правовое поле, и он будет дальше работать. Предприниматели – это атомная электростанция общества, их надо сохранять и использовать, а не бетоном, свинцом и песком заваливать.

— Это вы точно сравнили с атомной электростанцией: если ее не контролировать, она же взорвется. Поэтому и нужны графитовые стержни, чтобы регулировать процесс. Мы просто за то, чтобы все этапы производства были чистыми, чтобы предприниматель брал за это ответственность на себя — тогда и доверие к нему будет. Все не замолчишь, и если предприниматель что-то делает плохо, то это рано или поздно выйдет и тогда его бизнес рухнет.

— Я тоже за качественный продукт, но если мы допустили впервые нарушение, то мочить нас, предпринимателей, не надо! Давайте все же вернемся к созданию условий для работы предпринимателей.. Если бы отменили ряд налогов, которым облагается бизнес сегодня, то это, конечно же, было бы огромным плюсом. Например, в середине 90-х годов, когда количество создаваемых малых предприятий было очень большим и был введен трехлетний мораторий на выплату ряда налогов, и тогда было не 2% желающих заниматься бизнесом, как сегодня, а 20%. Все это потому, что тогда было очень мало регулирующих функций государства. Например, вообще не было никаких лицензий на спиртное, была круглосуточная работа. Я согласен, что в каком-то смысле это был беспредел и нужно было наводить порядок, но развитие предпринимательства было бурное. При той зарегулированности, которая существует сегодня, количество эффективно работающих предпринимателей не увеличивается. Даже наоборот — за период с 1 ноября по 31 марта текущего года в Омской области закрылось 7,5 тысячи индивидуальных предпринимателей — в основном из-за увеличения пенсионных платежей.
— Союз предпринимателей существует с 1991 года. Все его президенты, ваши предшественники ставили перед собой точно такие же задачи, как и вы сегодня. В итоге пришли к тому, что предпринимательство в Омске находится на начальном этапе. Почему так произошло? Почему ряд предпринимателей отодвинулся от ООСП, посчитав, что в нем работать неэффективно? Чем ваша политика будет принципиально отличаться от предыдущей? Какие механизмы до вас работали неэффективно?

— Свои конкретные идеи я вам, конечно, раскрою, но для начала скажу общие фразы о том, что нужно работать с властью, законодательными органами, стараться убедить конкретных депутатов Заксобрания и горсовета, чтобы они приняли те законы и нормы, которые улучшат и облегчат деятельность предпринимательства. С разной степенью успешности у разных президентов ООСП это получалось. Мы в Союзе скоро сделаем два перечня, где укажем меры, которые принимались для развития бизнеса за последние 2-3 года в регионе, и их результат и степень влияния на предпринимательство. Бизнесменов вообще надо беречь и не то чтобы на руках носить... Если бы нас было не 2,2%, а 22%, мы бы сами всю страну на руках носили, и всем было бы хорошо.

— Теперь к конкретным идеям...

— Первая — дать возможность бизнесу размещать в городе рекламные билборды, вывески и другие конструкции без какого-либо согласования с администрацией города Омска. Сегодня на подобное согласование отводится до 30 дней. Надо разрешить предпринимателям самим решать, какого цвета, размера, какого содержания будет эта реклама, потому что это их способ самовыражения и продвижения товаров и услуг. Есть ведь ФЗ «О рекламе», которым регулируются все необходимые нюансы, связанные с рекламой. Так зачем создавать еще какие-то препоны для бизнеса? Я за то, чтобы предпринимателю не могли отказать в размещении рекламы по городу только из соображений эстетики — потому что начальник городского управления внешней среды и дизайна считает, что якобы цветовое решение рекламы или ее содержание, не вписывается во внешний облик города. Конечно, нужно исключить самовольное размещение рекламы на крышах, на памятниках истории и культуры, установку стелл и т. п. Если ГИБДД говорит, что в данном месте не должна стоять рекламная конструкция, потому что она отвлекает, это, по моему мнению, веская причина, а вот если чиновники говорят, что им цвет не нравится или содержание рекламы — то это уже перебор. Часть предпринимателей не могут преодолеть такое согласование, потому что длится оно очень долго и муторно и в конце концов все равно вывешивают свои билборды и вывески нелегально. Так что это свободный порядок уже действует. Спустя какое-то время приходят, составляют протокол, предписание об устранении, он это не выполняет, его пытаются оштрафовать, он не платит, потом длятся суды. Вся это репрессивная машина работает, поглощает кучу денег…

Второе предложение — передать абсолютно весь городской общественный транспорт, включая муниципальный, в частные руки, а городской департамент транспорта ликвидировать за ненадобностью. Эта идея опять же поддерживает мой лозунг о том, что необходимо развивать частный сектор экономики. За малозагруженные и убыточные маршруты, так называемые социальные, предлагаю ввести доплату предпринимателям, которые возьмутся их обслуживать, из муниципального бюджета. Регулироваться данный рынок будет только с помощью СРО. Уверен, данная мера поможет муниципалитету сократить огромные расходы бюджета, предпринимателям даст возможность работать и предоставлять рабочие места, а жители города получат эффективное и качественное транспортное обслуживание. Проводить это все нужно аккуратно в течение 3-5 лет.

— Транспорт все-таки сложная структура... мы знаем массу городов, где муниципалитет отдал его в частные руки, но лучше от этого не стало, например, все города на Украине...

— Не знаком, честно, с опытом Украины, но меня вы все-таки не убедите, потому что я за частный бизнес, на мой взгляд, он лучше справится с работой, чем государство. В Новосибирске, например, доля частных перевозок по городу стремительно растет.

Еще одна тема. Грустно смотреть сегодня на неприбранные улицы города. Я предлагаю обязанность убирать муниципальную территорию отдать в руки частных предпринимателей. Разбить город на логичные сектора, определить требования к компаниям, которые вызовутся их убирать, цену услуги и провести конкурс. Такой подход, как мне видится, может оказаться намного эффективнее, чем существующий, потому что, как я уже говорил, частник всегда гораздо лучше ведет дела, чем государственные компании. Уверен, желающих занять данную нишу будет много — это и управляющие компании, и клининговые и т. п. Приведу пример со нашей сетью магазинов. Мы первоначально тоже боялись пользоваться услугами клининговых компаний — не возникнет ли перебой с уборщицами, будут ли они хорошо прибираться, как мы сможем контролировать людей, которые нам не подчиняются, и т. п. Рискнули и в итоге всю сеть, включая центральный офис, полностью передали на аутсорсинг клиниговым компаниям. Результат — отличный! Мы так сами убираться не могли — у клиниговых компаний ведь есть специальное оборудование, хорошие моющие средства и т. п. Они закупают их оптом и обслуживают не только нас, но и многие другие городские торговые сети и предприятия. Мы даже и не подозревали, сколько разных средств для уборки сегодня существует. Все требования по уборке прописаны в договоре на оказание услуг, а нашим директорам магазинов остается только лишь проверять сделанное и отмечать галочками нужные пункты либо высказывать замечания. Кстати, за нарушение требований по уборке мы сразу не штрафуем, а ограничиваемся сначала замечаниями. То есть то, к чему я призывал прокуратуру, у нас работает!

Другая идея. Нужно не сужать, а расширять правовые границы, в которых предприниматель мог бы легально действовать. Например, запретили ночную торговлю спиртными напитками — это привело к сокращению числа предпринимателей, которым это приносило основной доход. Другой пример — установка летних кафе. Всегда возникает много сложностей и вопросов по поводу того, как получить землю под них. Я за то, чтобы летних кафе в Омске было много. Для этого, на мой взгляд, нужно упростить для бизнеса процедуру создания таких кафе, конечно же, с учетом того, чтобы летники не вставали полурэкетирским образом на территории, облагороженные другими предпринимателями.

Кстати, о земле. Одна из самых непрозрачных сегментов связана с получением предпринимателями земельных участков под строительство и т. п. Я предлагаю здесь тоже выработать особый подход, который бы облегчил жизнь бизнесу. У нас в Союзе скоро будет встреча с мэром, где мы постараемся все эти нюансы прямо и гласно обсудить с ним. Как было бы классно, если вся информация о земельных участках, о строительстве, которое там ведется, размещалась на городском сайте в Интернете. Нажимаешь на карте на участок рядом с твоим домом, а там высвечивается вся информация о том, кто ведет на нем строительство, что за объект планируется, когда и на какой срок выдано разрешение на строительство или на аренду участка и т. д. Сейчас ведь в городе практически не осталось свободной земли, вся она кому-то выдана, и многие участки стоят мертвым грузом несколько лет. Чтобы разобраться, кому принадлежит какой-то конкретный пустырь, надо очень серьезно поработать. Некоторые из них даже не куплены, а арендованы на такой долгий период, что уже никто не помнит об этом. Нередко такие арендованные участки потом выкупают крупные федеральные компании, например, «Магнит». А ведь продавать такие участки мог бы муниципалитет, а не какие-то неизвестные арендаторы! Денег таким образом прошло мимо муниципальной казны как минимум на несколько миллиардов рублей.

— Думаете, что среди чиновников найдутся те, кто поддержит вашу идею о земле? Если это так непрозрачно, то, значит, кому-то выгодно.
— Мне кажется, что все поддержат, если им хорошо объяснить все выгоды. Это удобно не только предпринимателям, но и населению: рядом с домом появился забор, то в этом случае каждый может выйти на сайт и посмотреть что-там планируется. Еще одна идея от меня по поддержке предпринимательства — шикарной мерой могло бы стать заявление региональных властей о том, что присоединение бизнес-предприятий к сетям электро, тепло и водоснабжения в определенных параметрах будет производиться бесплатно. Такая форма поддержки уже давно успешно действует за рубежом. У нас пока это очень серьезный барьер для развития бизнеса, особенно среднего и малого. Такая поддержка, на мой взгляд, стоит всех вместе взятых грантов, выплат и т. п.

— Расскажите о ситуации с ТРК «АТ-Маркет» на Левобережье, в котором находится ваш магазин «Победа»?
— За 2012 год удалось устранить нарушения пожарных норм внутри здания: вопросы по проходам, проемам, сигнализации, оповещению, пожаротушению и т. д. Сейчас к ЗАО «Агро-траст» предъявляется единственная претензия — ненормативное расстояние от газовой заправки. В самом комплексе около 70 арендаторов, которые, заключая договоры об аренде, о таких проблемах не подозревали. В частности, ООО «Формат» заключило договор на 10 лет. Я с закрытием комплекса категорически не согласен! У меня претензия к госорганам! Когда я заходил, то проверил государственные бумаги: ввод в эксплуатацию здания с подписями всех структур, свидетельство о собственности. Прошло два года и вдруг суд говорит, что работать в этом здании нам нельзя. Думаю, что иск прокуратура должна была направить против тех ведомств и конкретных чиновников, кто подписывал разрешение на ввод объекта. 7 мая на заседании межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей при прокуроре Омской области я, как президент Омского областного Союза предпринимателей, поднял этот вопрос. Если нас сейчас все-таки закроют, мы, все арендаторы, будем подавать иск о возмещении всех убытков и упущенной выгоды к госорганам, которые здание принимали в эксплуатацию. Мне не понятно противоречия в решениях судов. Сначала суд приостановил работу здания, затем 4 марта дал отсрочку на исправление всех замечаний на полгода – до 31 октября. Этого времени вполне достаточно, чтобы выполнить противопожарные мероприятия. Заказчик разработал специальные меры, которые одобрил экспертный совет МЧС в Москве: планируется произвести монтаж трубы с отверстиями для сплошной водной завесы по крыше здания в случае угрозы пожара со стороны заправки. Однако эту работу реально сделать только до 31 июля, а прокуратура по непонятной причине подала очередной иск, вследствие чего полторы недели назад суд Омской области отменил отсрочку и сейчас по сути комплекс работает незаконно. У меня есть подозрения, что это все не просто так, но я их оглашать здесь не буду.

— Появятся ли в Омске еще гипермаркеты «Победа»?
— В ближайшей перспективе в Омске должны открыться еще четыре гипермаркета «Победа». Один из них займет почти весь первый этаж бывшего магазина «Алпи», расположенного по адресу Нефтезаводская, 32. Мы планировали выкупить помещение, но собственники согласились только на аренду первого этажа — 5,5 тысячи кв. метров. Ориентировочно открытие запланировано на сентябрь 2013 года, если объект удастся ввести в эксплуатацию. Здание необходимо привести в соответствие с пожарными нормами. Еще один гипермаркет «Победа» разместится на первом этаже проектируемого сейчас двухэтажного дискаунтера, который расположится на территории «Торгового двора «Восточный» в Амурском поселке Омска. Площадь каждого этажа равна 7 тысячам кв. метров. На втором этаже будет непродовольственная торговля. Еще о двух планируемых гипермаркетах «Победа» я пока не хотел бы говорить, чтобы не спугнуть синюю птицу.

— Что ожидает «Наш магазин» по улице 70 лет Октября, который сейчас в ужасном состоянии?
— Этот объект один из самых древних, потому что и первый, и второй уже были полностью реконструированы, а до этого не доходили руки, потому что всегда были магазины, которые мы считали более важными. На сегодня магазин на 70-летии устарел полностью: физически и морально, в плане внешнего вида и оборудования. Это позапрошлый век! Поэтому летом 2013 года ожидается его полная реконструкция.

— Как показала себя смена концепции «Наших магазинов»?
— Уход в низкоценовую концепцию дал нам возможность по итогам 2012 года похвалиться рекордным приростом выручки. Так, за минувший год сеть «Наш магазин» получила на 47% больше, чем год назад. Для сравнения приведу годовой рост лидирующей компании по России, краснодарской сети «Магнит», который составил 34%. В целом оборот нашего с Виктором ШКУРЕНКО холдинга (сети под брендами «Победа», «Еда», «Низкоцен» и «24 часа») за минувший год составил 11,4 млрд рублей. Только выручка сети 22 продуктовых магазинов «Низкоцен», которая работает на селе, увеличилась на 64%.

— Спасибо за интересную беседу, Дмитрий Юрьевич, успехов вам!



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/05/17/416695