Амангельды МЕНДУБАЕВ, директор ГП «Омский центр ТИЗ»: «За весь прошлый год мы приняли документов на приватизацию жилья меньше, чем за пол-января и февраль текущего года».

Дата публикации: 15 мая 2013

К концу апреля Омский центр технической инвентаризации и землеустройства завершил гигантскую работу по техническому обследованию подвалов, чердаков и иных помещений в многоквартирных домах по заказу ТГК-11 и ОмскВодоканала. Опираясь на эти данные, ибудут корректироваться платежи по ОДН. Чем еще занимается «Омский центр ТИЗ» – об этом его директора Амангельды МЕНДУБАЕВА расспросил корреспондент «КВ» Андрей ВЛАДИМИРОВ.

— Амангельды Темиржанович, скажите, что сейчас представляет собой Центр технической инвентаризации и землеустройства?

— Наш центр — большое и динамично развивающееся предприятие, в котором работают 405 человек. В Омске прием граждан у нас осуществляется в пяти офисах, а также есть офисы в каждом из 32 районов области. Даже такие наши государственные структуры, как кадастровая палата, росреестр, налоговые и следственные органы не имеют структурных подразделений в каждом районе. А у нас они есть. Тем не менее мы активно развиваем и онлайн-услуги, мобильные услуги. Так что заказы можем принимать дистанционно. Через некоторое время будет разработана система оплаты через платежные терминалы.

— Если сравнить сегодняшний ЦТИЗ с тем, что был года два назад, есть разница?

— Сегодня мы существуем в рыночных условиях. Раньше мы были монополистами, осуществляли технический учет и выдавали технические паспорта. Теперь кадастровый учет осуществляет кадастровая палата и выдает кадастровые паспорта. Скептиками предполагалось, что у нас произойдет снижение темпов, но мы как работали с прибылью, так с прибылью и работаем. Несмотря на то, что с 1 января 2013 года технические планы готовят кадастровые инженеры. Их сейчас в Омской области зарегистрировано 407. И они — наши конкуренты. Хотя не все из них имеют специальное образование.

— Для чего нужен кадастровый паспорт? В чем отличие от технического паспорта?

— Для регистрации права на объект недвижимости. Раньше это делалось на основании технического паспорта, теперь хватает кадастрового. Однако техническая инвентаризация — более широкое понятие. В техническом паспорте мы учитываем и материалы, использованные при строительстве, и год застройки; фиксируется вся инфраструктура, а также наличие комнат. Когда граждане покупают квартиру, то, естественно, им хочется получить качественный товар. В кадастровом паспорте они увидят только адрес, этаж и площадь. А если ранее там осуществлялась перепланировка? Причем чаще всего она незарегистрированная. То есть покупатель берет кота в мешке. Технический паспорт эту проблему решает. Я уже не говорю об обманутых дольщиках: там технический паспорт – возможность дольщикам избежать обмана. И его роль прекрасно понимают, например, банки. Они ипотеку никогда не дадут по данным кадастрового паспорта, а отправят получать технический. Правда, государство уже, взамен этого документа вводит другой — технический план. По сути тот же технический паспорт, но в нем еще есть геодезические данные с привязками к местности.

— В какие сроки?

— С 1 сентября по 1 декабря 2012 года был переходной период, когда кадастровая палата принимала и технический паспорт, и технический план. Теперь для постановки на кадастровый учет необходим только технически план. Но с 1 января 2014 года изготавливать технический план вправе только кадастровые инженеры. Мы с позапрошлого года начали обучать наших специалистов, чтобы они стали сертифицированными кадастровыми инженерами. На сегодняшний день их 24. Мы уже начали работать с техническими планами. Процентов 20 от наших сегодняшних доходов — это работа по изготовлению технических планов.

— Новая услуга – новые цены?

— Я бы не сказал, что они стоят громадных денег: технический паспорт на квартиру среднего размера стоит 1300 рублей, технический план – 2500 рублей. Цены утверждает РЭК. Интересно, что в течение прошлого года по Омской области кадастровая палата отказала в государственной регистрации трех тысяч кадастровых паспортов. Все паспорта, подготовленные нашими инженерами,были зарегистрированы. В Омской области создана СРО, куда входят порядка 150 кадастровых инженеров. Объединение было создано, чтобы навести порядок в этой сфере. Как я уже сказал, кадастровым инженером может быть после курсов любой. Я думаю, огромное количество ошибок, которые находит в поступающих документах кадастровая палата, с этим недостатком квалификации и связано.

— Для инженеров из-за выявленных ошибок последствий не возникает?

— Вообще при министерстве существует комиссия, которая после рассмотрения этих случаев может лишить кадастрового инженера статуса. Но я думаю, пока идет переходный период. СРО и создана, чтобы регулировать подобные вопросы. Вот, например, стандартная ситуация: наложение двух земельных участков. Мои специалисты, к примеру, работу выполнили качественно, а по соседству — нет, в итоге может начаться судебный спор.

— Кстати, в названии вашей организации несколько лет назад появилось слово «землеустройство»…

— Мы с 2005 года примерно 50 тысяч земельных участков поставили на государственный учет. А в 2011 году в государстве начали говорить о появлении технических планов, которые на 50 процентов и состоят из геодезических работ. А мы уже как раз в связи с землей существенно развили отдел геодезии. Кстати, минимущества закупило для нас 14 новых российских стационарных спутниковых GNSS-приемников «ФАЗА+». До этого у нас было 8 американских, но российская техника оказалась не хуже. Эти приемники нам позволяют определять координаты объекта на территории Омской области с точностью до сантиметра. Они адаптированы и на ГЛОНАСС и на GPS. Один приемник охватывает около 100 квадратных километров. В связи с этим начали развивать геоинформационную систему Омской области.
Это программный продукт, позволяющий пользователям искать и анализировать цифровые карты региона с данными о земельных участках, дорогах, водоемах и водоохранных зонах, лесах, объектах недвижимости с их характеристиками. Кроме того, мы развиваем такое направление, как энергоаудит. Предполагаем, что скоро 10 процентов наших доходов будет приносить именно энергоаудит, потому что сейчас везде говорят об энергоэффективности, энергосбережении, сейчас много законов об административной ответственности в этой области. Более 100 организаций мы уже обследовали. Наши клиенты – ЗАО «Иртышская птицефабрика», торговый центр «Омский», УФАС, МЧС, РЭК и многие бюджетные организации. Еще из нововведений я бы отметил, что мы планируем заниматься оформлением перепланировок и переустройств, узаконивать их.

— Кто ваши главные конкуренты?

— Кроме нас кадастровую деятельность осуществляет филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». Затем МУП «Омскархитектура» и филиал ОАО «Госземкадастрсъемка» – ВИСХАГИ. Все военные объекты, например, обслуживает Федеральное БТИ. Понятно, что подавляющее большинство информации все-таки у нас.

— Филиалы, расположенные в районах области, вряд ли окупаются?

— Это зависит от позиции самих работников и местных органов самоуправления, желающих попасть в целевые программы. Любинский, Горьковский и Муромцевский районы в этом плане более активны. По прошлому году 60 процентов выручки нам дал Омск, 40 процентов – село. Но по деревням и расходная часть больше.

— Сколько человек работает в сельских филиалах?

— Везде по-разному — от двух до пяти человек. Есть и убыточные филиалы, но мы их держим: кто-то должен же там оказывать услуги.

— Какой объем выручки был за прошлый год?

— Около 200 млн рублей. Прибыль — порядка 8 млн рублей. Я бы отметил, что техническая инвентаризация нам приносит 70 процентов доходов, землеустройство — 17 процентов.

— Наибольший доход вам дают именно физические лица?

— Около 60 процентов. Мы еженедельно обслуживаем более 1000 человек. В ближайшие месяцы даже планируем открыть в разных частях Омска мини-офисы. Кроме того, мы осуществляем государственные функции по содержанию и выдаче документов. Органы БТИ существуют около 80 лет, все архивы сохранены. За прошлый год мы выдали по запросам около 170 тысяч различных справок из этих архивов. Однако совершенно не проработан финансовый механизм: мы за это не получаем денег, а федеральную собственность – эти архивы — содержим за свой счет.

— Но ведь получающие такие справки платят за них деньги.

— Часть денег идет в бюджет. Значительная часть справок предоставляется бесплатно. Другая наша государственная функция – это предоставление инвентаризационной стоимости в налоговые органы. Мы ежегодно эту работу выполняем в начале года. Еще один большой массив работ – это предоставление сведений в органы статистики по жилищному фонду.

— Это тоже за свой счет?

— Да. Небольшие субсидии из областного бюджета мы получаем только за счет ответов на запросы региональных органов власти. Но суды, прокуратура и иные контролирующие ведомства, в том числе и конкурсные управляющие, имеют право получать справки бесплатно. Причем в жестко ограниченные сроки, а за неисполнение — штраф от 5 до 150 тысяч рублей. Вот пример: в конце года в Омске работала приемная Генеральной прокуратуры, к ним поступило под тысячу заявлений от граждан по поводу ОДН, и по каждому нам приходилось срочно давать ответ прокуратуре, что там с чердаками, подвалами и иным в указанном в заявлении доме. А нам необходимо было год закрывать, и своих задач с отчетностью было выше головы. Я просил сотрудников задерживаться вечерами, выходить в выходные, и нам, понятно, все эти дополнительные расходы никто не компенсировал.

— Насколько я помню, ТГК-11 и ОмскВодоканал вам заказали предоставление большого массива сведений о технических характеристиках жилых домов в связи с ОДН?

— Эта работа уже завершена.

— Как быстро схлынула волна посетителей после того, как стало известно, что приватизация жилья все-таки продляется?

— За весь прошлый год мы приняли документов на приватизацию жилья меньше, чем за пол-января и февраль текущего года, мы чуть ли не в круглосуточном режиме работали. Как только стало известно, что сроки приватизации продлят, всех как корова языком слизала – полторы недели вообще никого не было. А потом опять народ потихонечку пошел.

— «КВ» уже писали, что губернатор направил в прокуратуру два письма, попросив разобраться, почему новая кадастровая стоимость нескольких сотен участков оказалась в разы меньше, чем при предыдущей оценке. Причем второе письмо напрямую касалось деятельности разработчика новой оценки ЦТИЗ, где при этой работе было принято около 400 индивидуальных оценок конкретных участков, оказавшихся в итоге значительно дешевле. По нашим данным, в итоге был полностью уволен весь отдел, занимающийся оценкой, – до последнего человека.

— Действительно после вступления в силу новой кадастровой оценки резко упал налоговый сбор и нужно было разобраться почему. Прокуратура Центрального округа нам внесла представление. Была проведена служебная проверка. Мы выявили определенные нарушения и объявили взыскания. Решение об увольнении они приняли самостоятельно. Ушли все.

Андрей ВЛАДИМИРОВ  



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/05/17/531227