После открытия бизнес-конференции «МЕТРОПОЛИЯ» журналистам удалось задать дополнительные вопросы в формате брифинга представителям «МЕТRО Кэш энд Керри». Анастасия ЛАСКА — член совета директоров, директор по работе с клиентами и маркетингу «МЕТRО Кэш энд Керри Россия», родом из Санкт-Петербурга, работает в московском офисе МЕТRОтри года, до этого работала на аналогичных должностях в российских и западных компаниях. Алена ЕЛЬШИНА — директор по продажам региона Сибирь, родом из Екатеринбурга, в МЕТRО работает уже 9 лет, стояла у истоков того, как данная компания приходила на Урал в 2004 году. В Сибири Алена работает 2 года — сначала была управляющим торгового зала, заместителем директора торгового центра, затем директором ТЦ и региональным менеджером по Уралу, а затем по Сибири. Предлагаем читателям наиболее интересные моменты беседы с ними.
СМИ. Зачем МЕТRО проводит такие конференции?
Представители МЕТRО. Главное, что отличает нашу компанию от конкурентов и других оптовых игроков в России, — широта ассортимента во всех категориях, которые представлены в наших торговых центрах, а также то, что наша компания оказывает поддержку развитию бизнеса своих клиентов. Мы проводим бесплатное обучение предпринимателей на различных семинарах и треннингах, в том числе реализуем долгосрочные обучающие программы, начиная от бизнес-планирования, выбора ассортимента, позиционирования на рынке до проведения за свой счет реконструкции магазинов клиентов, рекомендаций в выборе современного оборудования и т. п. В каждом нашем торговом центре имеются специалисты, которые дают такие консультации в рамках семинаров «Школы торговли». Мы надеемся на то, что, пообщавшись таким образом с нашей компанией, предприниматели захотят выстраивать с нами уже долгосрочные отношения. На данной конференции собрались клиенты 10 торговых центров компании «METRO Кэш энд Керри», расположенных в восьми городах Сибири, — это около 2 000 клиентов. Подобные конференции уже проводились и в других федеральных округах РФ и охватили более 11 000 клиентов компании.
СМИ. Кто ваши основные клиенты?
Представители МЕТRО. Это частные предприниматели: владельцы 1-3 маленьких продуктовых магазинов формата «у дома» — в России их сейчас 170-190 тысяч, владельцы небольших ресторанов, гостиниц, а также офисные компании, которые нуждаются в канцелярских товарах и в принадлежностях для уборки офиса. Эти люди конкурируют с крупным сетевым бизнесом. Сегодня, к сожалению, есть всеобщий тренд — уменьшение на рынке доли традиционной торговли. В нашем государстве, опять же к сожалению, даже по сравнению с Восточной Европой делается очень мало для развития малого и среднего бизнеса, либо, наоборот, создаются условия, которые ухудшают его положение. Так вот, «METRO Кэш энд Керри», как говорится, не от хорошей жизни приходится занимать эту нишу и поддерживать малый и средний бизнес, потому что ресурсов для того, чтобы самостоятельно конкурировать с крупными компаниями, имеющими отделы маркетинга, кадровые и финансовые службы, у малого бизнеса нет. Также у предпринимателей появляется возможность узнать о новых технологиях, тенденциях и т. п. А для METRO это возможность установить с клиентом долгосрочные отношения.
СМИ. Как измеряете результативность такой вашей поддержки бизнеса?
Представители МЕТRО. Ну, во-первых, у нашей компании увеличилось количество заказов от клиентов — большинство из них поступают прямо на конференциях. Во-вторых, мы замеряем уровень закупок наших самых активных клиентов в торговых центрах МETRO после их участия в наших конференциях и обучающих семинарах — он тоже, как правило, резко возрастает по сравнению с теми клиентами, которые не так активно общаются с нами. В-третьих, мы проводим исследования, связанные с характеристиками брэнда METRO — насколько он ассоциируется с поддержкой и партнерством. Здесь результаты также превосходят ожидания.
СМИ. Какова активность ваших клиентов в разных городах Сибири? Насколько отличаются в этом смысле ваши объемы продаж?
Представители МЕТRО. Про объемы продаж мы никогда не говорим в прессе — это политика нашей компании. В Сибири на данный момент работают 10 торговых центров «METRO Кэш энд Керри» — в восьми крупных городах, в том числе по два — в Новосибирске и Красноярске, куда METRO пришло в 2007 году. В конце года планируем открыть второй торговый центр в Омске. Естественно, что в городах-миллионниках клиентов больше, потому что там в принципе рынок более развит. Новосибирск, Омск и Красноярск развиты с точки зрения поддержки малого предпринимательства, по активности клиентов, по желанию развивать свой бизнес. Новокузнецк, Томск, Барнаул проявляют огромный интерес к участию в нашей «Школе торговли». Например, в нынешней конференции «Метрополия» приняли участие 140 предпринимателей из Омска — METRO арендовало для них четыре вагона в поезде, 130 предпринимателей приехали из Новокузнецка. Эффективность уже открытых торговых центров оказалась гораздо выше инвестиционного плана, даже в Иркутске, где очень высоки затраты на логистику, так как это самый восточный, самый дальний наш комплекс, мы очень довольны их работой.
СМИ. Как выстраивается ценовая политика в ваших торговых центрах?
Представители МЕТRО. В зависимости от локального рынка, от локальных конкурентов. У нас есть преимущество — большой масштаб логистики, с которым могут сравниться только «Ашан» и X5 Retail Group.
СМИ. Расскажите про собственные продуктовые торговые марки METRO...
Представители МЕТRО. На конференции состоялась презентация собственных торговых марок компании «METRO Кэш энд Керри» — FineFood и ARO. Выпускать товары под этими марками смогут местные производители по всей территории Сибири, в первую очередь — воды, растительного масла, молока, крупы. Вести данную продукцию из центра России становится все менее и менее выгодно, так как дорого. Местных поставщиков мы приглашаем также для поставок свежих и ультрасвежих продуктов. Чтобы стать партнером, нужно принять участие в тендере, условия которого выложены на сайте нашей компании. Многие наши поставщики, которые начинали только как локальные, на сегодня уже стали региональными и даже федеральными, например, в Сибири это поставщики пельменей, колбасных изделий и другие.
СМИ. Какова доля местных производителей среди ваших поставщиков? Каковы условия сотрудничества с ними?
Представители МЕТRО. В Сибири доля локальных поставщиков у нас на сегодня выше, чем в любом другом регионе, что обусловлено ее географическим положением. Самое большое их количество, около 100, естественно, из Алтайского края и Барнаула — поставляют нам сельхозпродукцию, свежие и ультрасвежие продукты с короткими сроками хранения, локальный алкоголь. Для местных условия сотрудничества являются даже более льготными, чем для крупных федеральных, — условия контрактов есть на нашем сайте. Например, из Иркутска — всего 20 поставщиков, потому что не все из них готовы отвечать очень высоким требованиям, которые METRO предъявляет к соблюдению стандартов качества, сохранению температурного режима поставок, к упаковке товара и т. п. Наш отдел качества готов консультировать местных предпринимателей, помогать им настроить производство под наши стандарты.