Накал спора между обанкротившимся ООО «Омск-Полимер» и омскими энергетиками достиг критической отметки еще в прошлом году, когда Омскэнергосбыт (на тот момент гарантирующий поставщик) отказался снабжать банкрота электроэнергией из-за хронических долгов. Тем не менее, как уверяет ОАО «МРСК Сибири», должник не прекратил потреблять электроэнергию и за это должен быть наказан по всей строгости закона. Однако штрафные санкции такого размера выбить не просто. Предыдущий процесс по истребованию с «Омск-Полимера» 987 млн рублей ОАО «МРСК Сибири» уже проиграло. Чем закончится попытка взыскать 880 млн рублей — пока непонятно. Предварительное рассмотрение нового иска ОАО «МРСК Сибири» начнется в омском арбитраже 23 мая.
Судя по материалам предыдущего судебного процесса, в котором МРСК Сибири проиграла уже и в апелляции, договор электроснабжения с «Омск-Полимером» был расторгнут Омскэнергосбытом в одностороннем порядке с 7 августа 2012 года. Как уверяет МРСК Сибири, должник знал, что с этого дня ему необходимо было самостоятельно ввести режим полного ограничения, но законных требований он почему-то не выполнил и продолжал пользоваться электроэнергией без договора, что и было, мол, выявлено в ходе проверки, проводившейся 5 октября сотрудниками омского филиала МРСК Сибири, которым не удалось попасть на территорию предприятия. Сетевая компания оформила акт бездоговорного энергопотребления заочно, выставила «Омск-Полимеру» счет за неполных два месяца в размере 987 млн рублей, но добровольной оплаты не дождалась.
По мнению же конкурсного управляющего «Омск-Полимера» Сергея КУДЛАЕВА, энергетики явно злоупотребляют правом. Зная о том, что предприятие-банкрот по закону о банкротстве не может рассчитываться за энергоресурсы, имея долги по заработной плате, они, мол, осознанно загнали «Омск-Полимер» в угол, чтобы предъявлять потом гигантские суммы за бездоговорное потребление (в июне вступило в силу новое постановление правительства, согласно которому объем бездоговорного потребления энергетики могут рассчитывать по предельно допустимой длительной токовой нагрузке каждого ввода, то есть не по мощности принимающих устройств потребителя, а по сечению кабеля).
Еще одна проблема в том, что через сети «Омск-Полимера» электроэнергией снабжаются восемь сторонних предприятий, так называемых субабонентов. Как уверяет конкурсный управляющий, они оплачивали свои счета за электроэнергию вовремя и в срок, тем не менее юристы МРСК Сибири, насчитав «Омск-Полимеру» гигантскую сумму неосновательного обогащения, почему-то не стали минусовать объемы потребления электроэнергии субабонентами, из чего можно сделать вывод, что энергетики пытаются взыскать стоимость оплаченной электроэнергии еще раз. Сам «Омск-Полимер», как пояснил суду Сергей КУДЛАЕВ, после реализации всего имущества с торгов потребляет электроэнергию в минимальном объеме, необходимом лишь для обеспечения безопасности и поддержания жизни в помещениях заводоуправления, где работают только юрист, бухгалтер и секретарь.
Правда, арбитраж не стал копать слишком глубоко и в январе отказал в иске МРСК Сибири лишь из-за того, что энергетики нарушили процедуру уведомления потребителя о проведении проверки (они направили уведомление на адрес «Омск-Полимера» слишком поздно, когда проверка уже фактически завершилась). В середине апреля с выводами первой инстанции согласилась и апелляция, подчеркнув, что акт безучетного энергопотребления, составленный в отсутствие представителей «Омск-Полимера», не является весомым доводом, чтобы взыскать с банкрота без малого миллиард рублей. Надо полагать, энергетики учтут предыдущий опыт и при рассмотрении иска на 880 млн рублей юристам «Омск-Полимера» придется попотеть.
Конкурсное производство в «Омск-Полимере», напомним, началось 30 ноября 2010 года. Начальная цена продажи всего движимого и недвижимого имущества, в том числе производственных и административных зданий, транспортных средств, оборудования, используемого в производстве полистирола, красок, лаков, ионообменных смол и полимерно-металлических труб, была заявлена конкурсным управляющим на уровне 1 млрд рублей. 18 августа 2012 года имущество реализовано с торгов московскому ООО «ГринЛайт» на электронной площадке «Сбербанк-АСТ» по цене в десять раз ниже начальной. Три дня спустя, 21 августа, этот аукцион был отменен решением Омского УФАС России, и уже более полугода антимонопольщики, конкурсный управляющий «Омск-Полимера» и «Грин-Лайт» выясняют в арбитражных судах Омска и Москвы, кому же принадлежит сегодня имущественный комплекс банкрота.