19 апреля Райффайзенбанк провел пресс-день для ведущих СМИ Западной Сибири. Главной темой мероприятия стало обсуждение состояния дел и перспектив развития банковского сектора России и Сибири. Начал этот разговор председатель правления Райффайзенбанка Сергей МОНИН, а продолжила макроаналитик банка Мария ПОМЕЛЬНИКОВА, поскольку банковский сектор лишь часть единого общеэкономического организма и потому чутко реагирует на все «болячки» последнего.
Для начала – о приятном
По мнению г-на МОНИНА, российский банковский сектор имеет пока хорошую динамику развития, что особенно хорошо видно на фоне других рынков. Руководитель российского Райффайзенбанка может судить об этом не понаслышке: банк является одним из сегментов финансовой группы Райффайзен Банк Интернациональ АГ, остальные сегменты которой работают в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, а также СНГ.
По итогам 2012 года на долю сегмента «Россия» приходилось 11,5% активов финансовой группы. При этом на российском рынке было заработано 48,3% всей полученной ею прибыли. Наверняка весомую роль в этом сыграло предпринятое в 2012 году усиление розничного блока: если в 2011 году розничные операции принесли Райффайзенбанку 16,5% его доходов, то в прошлом году – уже 33,5%.
Причем Сергей МОНИН особо отметил, что «Россия – очень привлекательный рынок» не только в отношении темпов роста и доходности на капитал, но и по уровню просроченной задолженности. В нынешнем году темпы роста розничного сегмента чуть ниже прошлогодних, но все равно весьма высоки. Руководитель Райффайзенбанка связывает это снижение в основном с повышением требований Банка России к нормативам капитала коммерческих банков.
В корпоративном секторе нормативы не менялись, однако снижение темпов роста оказалось весьма заметным. По мнению г-на МОНИНА, в этом году прирост рынка составит 6-7%. «По доходности показатели этого года будут хорошими, потому что посткризисный импульс развития был очень сильный, но дальше будет уже сложнее», — уточняет он.
О причинах и следствиях
Мария ПОМЕЛЬНИКОВА посвятила свое выступление основным тенденциям в экономике и главным причинам, повлиявшим на развитие событий именно в этом направлении. Главный вывод: в этом году российская экономика будет расти медленнее, чем в прошлом. Согласно базовому прогнозу аналитиков Райффайзенбанка прирост составит 3%, причем рост на 2-3% в год может стать новой среднесрочной тенденцией.
«После кризиса основной движущей силой экономики было потребление, что связано с отложенным спросом. В то же время инвестиционная активность ослабла, и это стало главной причиной замедления роста ВВП в последние годы», — отметила г-жа ПОМЕЛЬНИКОВА. Было и еще две причины, которые на сегодня исчерпали себя. Во-первых, это накапливание товарно-материальных запасов, типичное для посткризисного периода. Но уже в прошлом году их прирост был практически нулевым
Как показывает статистика, самое сильное замедление демонстрируют отрасли, ориентированные на внутреннее потребление – производство транспортных средств, а также машин и оборудования. Постепенное исчерпание роста внутреннего спроса все более негативно влияет на производственную активность. «Дальнейший рост промышленности возможен только за счет активного роста частных инвестиций, но пока такой тенденции мы не наблюдаем», — сетует Мария. В последние годы рост инвестиций происходил в основном за счет финансирования из бюджета крупных госпроектов – к примеру, олимпийских объектов.
Ожидать активного роста потребления тоже не приходится. Посткризисный бум, обусловленный отложенным спросом, уже заканчивается. В последние годы немалую роль в обеспечении расходов населения на потребительские товары играло кредитование, темпы роста которого сейчас замедляются. Еще одним источником роста потребления после кризиса было сокращение сбережений. Соответственно, теперь этот фактор будет ослабевать. И остается один источник: стабильный рост зарплат, отмечаемый в последнее время. Соответственно, базовый сценарий предполагает некоторое замедление роста розничной торговли в этом году.
Отток капитала из России постепенно сокращается, и аналитики ожидают, что в этом году он будет сопоставим с притоком валюты в страну, что обеспечит умеренное негативное давление на рубль. Базовый сценарий предполагает, что при средней цене на нефть выше 100 долларов за баррель ослабление рубля не превысит 3%. Согласно негативному сценарию, в случае падения цены на нефть на 20 долларов относительно текущего уровня ослабление составит 10-15%. Но вероятность негативного сценария крайне мала.
Поддержку росту экономики могло бы оказать смягчение монетарной политики Центробанка и снижение им базовых ставок. Склонить ЦБ к принятию такого решения способны несколько аргументов. Прежде всего, это замедление роста ВВП, которое уже вызывает беспокойство у властей, а также удорожание ликвидности на фоне оттока капитала. Базовый показатель инфляции, очищенный от сезонных и прочих привходящих факторов, сейчас стабилен. Таким образом, монетарные риски инфляции сейчас достаточно низки, и это тоже аргумент для ЦБ в пользу снижения ставок.
Аналитики Райффайзенбанка ожидают снижения ставок по операциям Банка России на 0,25 процентного пункта уже в мае. А следующая корректировка потребуется, скорее всего, в августе-сентябре текущего года.