Олег СВИРИДОВСКИЙ, начальник управления по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия министерства культуры Омской области: «В ближайшее время новый проект застройки на улице Бударина должны вынести&quo

Дата публикации: 29 мая 2013

На прошедшей неделе стало известно, что министерство культуры отзывает свои давно вступившие в силу требования о сносе до основания известного недостроя на улице Бударина и подписывает с ООО «Строительная компания «Новострой» мировое соглашение. Подробности позиции ведомства рассказал обозревателю «КВ» Льву АБАЛКИНУ начальник управления по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия минкульта Олег СВИРИДОВСКИЙ.


— Олег Антонович, с кем министерство культуры подписывает мировое соглашение по недострою на Бударина?
— Со строительной компанией «Новострой», в отношении которой подавалось исковое заявление о необходимости сноса всего объекта строительства. Если говорить о формальной стороне, то площадка на Бударина по всем нормативным градостроительным документам подлежит застройке, другое дело – параметры, объемы, площадь. Но непосредственно на этом участке строить можно. И по сути с точки зрения министерства культуры должен рассматриваться только вопрос, насколько новые объекты будут влиять на сохранность памятников на улице Ленина – инсоляция, нагрузки в ходе строительства, и визуально-эстетически — насколько архитектура этих объектов будет сочетаться, а не входить в диссонанс с улицей Ленина. Застройщики в свое время начали строительство без согласования, а в 2008 году вышло постановление правительства об утверждении временных режимов зоны охраны памятников истории и культуры, по которым любое строительство должно было подлежать согласованию с министерством культуры. Параметры эти предусматривают, что основные видовые точки Любинского проспекта не должны перекрываться новыми постройками. А в случае со СК «Новострой» было явное нарушение этажности. Мы обратились в суд с иском о сносе и выиграли его во всех инстанциях. Те два этажа, которые реально возвышались над улицей Ленина и однозначно портили вид, застройщиком были снесены, далее СК «Новострой» предприняла ряд процессуальных действий, чтобы затормозить исполнение судебного решения о полном сносе. Параллельно министерством культуры был заказан проект зоны охраны, уже постоянный, где определены параметры строительства, и в конце прошлого года вышло доработанное постановление правительства Омской области, где не просто сказано, что можно, что нельзя строить в зонах охраны, но даны параметры, высотные в том числе. После этого СК «Новострой» обратилась в минкультуры, что готова преобразовать свой объект в параметры, которые соответствуют официальному документу, но просит отозвать иск о сносе всего объекта. Министерство культуры исходило из того, что если есть законное основание на этой площадке строиться, то требовать от инвестора сносить здание до нуля просто неразумно. Вот причина появления мирового соглашения.
— Но ведь с таким же предложением компания «Новострой» обращалась и раньше.
— Раньше было другое политическое решение.
— Что же за процедуры предполагаются далее?
— Сегодня мы ждем, когда администрация Омска объявит заседание градостроительного совета по комплексной застройке этой улицы. СК «Новострой» – знаковая фигура, которая первой начала строиться и затормозилась, и вслед за нею притормозили свои проекты и все остальные собственники земельных участков на улице Бударина.
— Ждали результата противостояния?
— Да. Было две встречи с застройщиками в администрации города, где министерство подтвердило свою позицию, что застройка этой территории возможна. Ее параметры – высотность, объем, архитектура – это второй момент, который необходимо решить. Застройщикам предложено отработать общую концепцию, чтобы рассматривать не один объект, а в целом застройку улицы. И вынести ее на градостроительный совет. После чего уже выдавать разрешение на проектирование и строительство. Из-за затянувшегося судебного процесса мы пять лет имеем на Бударина такую территорию, чтобы охарактеризовать которую, трудно найти корректный термин. Дискуссий, конечно, много, в какой архитектурной стилистике эти объекты должны появиться. Есть мнение, что новая застройка на Бударина должна максимально соответствовать улице Ленина, по сути, дублировать ее, стать зеркальным отражением. Другая точка зрения, что в мулежировании улицы Ленина нет резона, так как надо градостроительно нейтрализовать разницу между улицей Ленина и улицей Гагарина. Эта промежуточная застройки должна буферно смазать разницу восприятия улицы Ленина и современной застройкой улицы Гагарина. Чтобы стереть между ними диссонанс. Тем более что мы должны честно признать: улица Ленина сегодня экономически вырвана из контекста бизнеса.
— Она попросту умирает.
— Да, если мы пройдем по Ленина, то чем дальше от точек, где может остановиться транспорт, тем больше объявлений: «Продается», «Сдается в аренду».
— Некоторые объявления уже годами там висят.
— То есть улица Ленина после появления «Меги» нишу экономическую найти не может, так как не имеет ни парковок, ни подъездов нормальных. И как только улица Бударина начнет нормально работать, то поднимется и улица Ленина. Собственники помещений на Ленина очень ждут возрождения Бударина. Тогда люди будут заходить и на улицу Ленина, оживет бизнес, и можно будет с них требовать вкладывать деньги в восстановление улицы. Сейчас, когда я общаюсь с собственниками, дескать, к Дню города, к юбилею что-то надо делать, они говорят честно: мы уже под содержание ряда объектов вынуждены брать кредиты. Так что, если мы сможем вернуть в экономический оборот и Бударина, и Ленина, это будет здорово для города.
— Что предполагается сделать с пустующей дореволюционной постройкой на улице Музейной?
— Здание бывшего страхового общества «Саламандра» не эксплуатируется больше десятка лет. Первоначально предполагалось разместить там следственное управление Следственного комитета, но здание им не подошло, затем оно было передано под ЗАГС. Но и эта идея сошла на нет. Параллельно в рамках плана мероприятий к 300-летию города Омска была предусмотрена пристройка к Музею им. Врубеля на улице Ленина. И строительство это предусматривалось в сторону сквера. Сейчас мы думаем, что расширение в строну сквера не лучший вариант. Здание «Саламандры» находится в областной собственности и располагается на улице Музейной. Проектная документация под ЗАГС готова на сто процентов, мы посмотрели ее с музейщиками — они говорят, что в принципе ее можно подкорректировать под нужды музея. В этом случае мы получаем двойной эффект: сохраняем зеленую зону сквера и спасаем здание памятника. Что может быть лучше для сохранения памятника, чемего музеефикация? Там три с половиной тысячи квадратных метров, имеются коммуникации. Тем более что до революции на этой улице размещался первый городской музей. Музейщикам здание понравилось, потому что ни один новострой не даст той атмосферы, которую дает реальное старинное здание. К тому же мы приведем в достойный вид пешеходную зону по улице Музейной. В текущем году там начинается капитальный ремонт соседнего здания аграрного техникума. Строительная компания уже заключила контракт с Министерством культуры России, они будут выполнять в текущем году усиление фундаментов, начнут ремонт фасада. Это идет по федеральной целевой программе «Реставрация памятников федерального значения».
— Но как можно перенести пристройку, если она вошла в подписанную председателем правительства России программу подготовки к 300-летию города?
— На сегодняшний день предварительная договоренность с федеральным министром достигнута, он готов поддержать идею. К тому же на протяжении последних лет вносились изменения в этот план мероприятий. И особых проблем не было. Данный аргумент уже возникал: как мы поменяем правительственный документ? Знаете, когда есть желание не решать проблему...
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/05/19/479700