Как я перестал беспокоиться и полюбил бомбу.
Джеймс НЭРМОР
КУБРИК.
М.: Rosebud, 2012 год. — 400 стр.
Тираж 2 001 экз.
Обратите внимание на тираж книги: явно это сознательная перекличка с одним из самых известных фильмов Стэнли КУБРИКА «Космическая Одиссея 2001 года». Своеобразная издательская шутка. Фильм был для своего времени (1968 год) очень дорогостоящ, и в нем, что особенно беспокоило студию MGM, практически отсутствовало действие. Сомнение студии подтвердили кинокритики, первыми просмотревшие фильм: «Time счел, что фильм слишком затянут и КУБРИК проигнорировал «такие банальные элементы, как характер и конфликт». Newsweek сообщил, что «попытка режиссера показать, как скучен межпланетный полет, обернулась тоской зеленой для зрителя». Но совершенно неожиданно на «самый медлительный научно-фантастический фильм в истории жанра» повалила молодежь, а сам фильм изменил жанр, повлияв на все значительные последующие работы — от «Соляриса» Андрея Тарковского до «Звездных войн» Джорджа Лукаса.
Впрочем, практическая каждая новая работа КУБРИКА вызывала взрыв негативных откликов в прессе. «Заводной апельсин» известнейшие американские кинокритики называли «скучным и претенциозным», «декадентским и нигилистическим» и даже призывающим зрителей «получить удовольствие от сцен сексуального насилия и избиения». Фильм легально не демонстрировался в Англии при жизни режиссера. Любителя Бетховена и садиста Алекса государство жестко пытается переделать, но лучше ли оно этого самого жестокого подростка? Видно, что именно от «Заводного апельсина» отталкивался Люк БЕССОН, делая «Никиту». Автор книги пристально вглядывается в своего героя-режиссера, в 60-е покинувшего США и снимавшего свои американские фильмы неподалеку от загородного дома в Англии. Вокруг его имени ходили легенды. Одно время в Штатах был широко распространен слух, что никакой высадки на Луну не было, а постановочную «прямую трансляцию» снял КУБРИК по заказу NASA. Под влиянием этих слухов был даже снят фильм «Козерог-1» об инсценировке полета на Марс. До сих пор у приверженцев авторского кинематографа КУБРИК не находит единомышленников. Его стиль считают «нравоучительным», «мишурным». Однако мало кто из режиссеров прошлого века оставил после себя такой яркий след в кинематографе.