На днях прочитал любопытную статью, основанную на материалах проведенного в Англии исследования. В ней убедительно доказывалось, что развитие велоинфраструктуры не должно основываться на мнении и опыте активных велосипедистов. По одной простой причине – они являются меньшинством, которое, вопреки всем трудностям, так замечательно приспособилось к агрессивной внешней среде, что сегодня их желания имеют очень мало общего с потребностями широких масс.
Например, велосипедисты-спортсмены часто выступают против строительства велодорожек паркового типа, которые нужно делить с гуляющей публикой, роллерами и детьми на самокатах. Здесь профи чувствуют себя неуютно и признаются, что в потоке машин на обычной улице им намного безопаснее.
Однако там, где велосипед вошел в жизнь людей так же прочно, как в нашу маршрутки, главным ориентиром для властей являются совсем другие люди. Они не состоят в клубах, не знают значения слова «каденс», а манетки называют «штучки на руле, которыми я никогда не пользуюсь». Но именно эта публика является главным и самым благодарным потребителем всех тех благ, которые дает городская велоинфраструктура: дорожек, прокатов, парковок и далее по списку.
И не только городская. Вообще довольно наивно считать, что если разрисовать все улицы велодорожками, это в одночасье позволит пересадить всех автовладельцев с четырех колес на два и развязать транспортные узлы.
В европейских городах с дорожками проблем давно нет. При этом пробки никуда не делись. А в повседневных поездках велосипед использует едва ли половина тех, у кого он есть. Но каждый уик-энд миллионы европейцев устремляются прочь от постылых городов по замечательным веломагистралям, которых за два последних десятилетия построено просто неимоверное количество.
Именно внегородские маршруты делают велосипед таким популярным способом отдыха и поддержания физической формы. Принцип, сформулированный еще в 70-е годы голландскими велоэнтузиастами, «постройте – и они приедут», работает безукоризненно. Дело в том, что отправиться семьей на загородный пикник на велосипедах – это отличная идея. Но девяносто девять человек из ста отбросят ее как дикую и бессмысленную, если ехать придется по обочине шоссе, глотая выхлопы фур. Однако стоит чуть в стороне появиться тихой велодорожке, петляющей по берегу реки от одного перелеска к другому, как о таком способе досуга задумаются уже многие и многие тысячи.
Еще раз повторю, что все это вещи, далекие от спортсменов и фанатов велосипеда. Те, кто не слезает с седла по 24 часа в сутки, чувствуя себя как рыба в воде и в городских пробках, и на федеральной трассе, прекрасно обходятся без каких-либо выделенных дорожек. Более того, часто без дорог совсем. Поэтому все вышесказанное не имеет никакого смысла, если относиться к велосипеду исключительно как к кузнице олимпийских медалей или же занятию для молодых экстремалов, у которых кости еще не утратили способности быстро срастаться.
Если же ставить задачу сделать прогулки на двух колесах действительно массовым занятием (без необходимости при этом каждый раз перекрывать центр города), то, быть может, стоит задуматься о том, какие испытания ждут сегодня каждого, кто легкомысленно решит отправиться на велосипеде в условное Чернолучье.
Тем более что велосипед в этом случае изобретать совершенно не нужно.
Виталий ВОЛДИН