О том, как читать все, что попадается под руку.
Генри МИЛЛЕР
Плексус
Пер. с англ.
Серия «Классическая и современная проза»
М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006 год. — 685 стр.
Доп. тираж 3 000 экз.
«Спору нет, знать классиков необходимо; но, быть может, еще важнее знать в деталях литературу своего времени, которая сама по себе неисчерпаема. Что касается писателя, для него важнее того и другого читать все, что вообще попадается под руку. Читать, читать и читать. Все подряд. Повсюду совать свой нос. В подернутых плесенью толстых фолиантах, хранящихся на полках каждой большой библиотеки, погребены горы сведений, собранных сгинувшими в безвестности авторами, изучавшими неисчислимое множество тем и предметов. Эти предметы и темы порой малоинтересны и незначительны; однако статьи о них насыщены таким количеством мыслей, идей, дат, фактов, фантазий, чудачеств, чудес и пророчеств, что действуют сильнее экзотических наркотиков». Так обращается к читателю своей книги «Плексус» ее автор Генри МИЛЛЕР (1891-1980) — американский писатель и художник, известный в мире своей автобиографической трилогией (одной из двух), названной «Благостное распятие» (в некоторых изданиях «Роза распятия»), куда вошли «Сексус» (1949), «Плексус» (1953), «Нексус» (1960). Когда-то его книги шокировали, теперь же это глубоко интеллигентское чтиво, позволяющее современному российскому читателю, получившему вдруг два десятилетия свободного, неподцензурного чтения, оценить степень собственной эрудиции. Герой «Плексуса» хочет стать писателем, для чего в один прекрасный момент расстается с фирмой «Космодемоник», где служил, и начинает новую жизнь.
«Самые волнующие приключения нередко начинались для меня с поисков определения незнакомых слов. Коротенькое словцо, мимо которого рядовой читатель пройдет, не заметив, для писателя может стать настоящей золотой жилой. От словарей я кидался к энциклопедиям, указателям, громоздя вокруг себя высоченные груды всевозможной справочной литературы. Соорудив такую книжную цитадель, я закатывал там настоящий пир духа».