Василий МАМОНТОВ, вице-спикер Омского городского совета: «Мне больше нравится работать хирургом, чем вице-спикером горсовета»

Дата публикации: 19 июня 2013

На заседании горсовета 19 июня депутаты планируют утвердить исполнение бюджета города Омска за 2012 год. Итоги прошедшего бюджетного года на встрече с журналистами подвел вице-спикер горсовета Василий МАМОНТОВ. «КВ» предлагают интересные моменты состоявшейся пресс-конференции.

О бюджете 2012 года

Бюджет исполнен, прошли публичные слушания, осталось утвердить его на пленарном заседании. У меня лично по нему есть некоторые разночтения и с администрацией, и с нашими юристами. Я считаю, что исполнение бюджета — это процесс. Мы бюджет 2012 года приняли 21 декабря 2011 года и после вносили 10 раз изменения. Администрация считает, что отчитываться она должна по тем цифрам, которые были на дату последнего изменения. А я считаю, что по начальным цифрам нужно отчитываться. Если у нас изначально в целевой программе стоял 81 млн рублей, а исполнена она в итоге на 4 млн рублей, то указывать, что исполнение составляет 98%, мягко говоря, не совсем корректно.
Большинство изменений, которые мы вносили, — перечисления по программе подготовки к 300-летию города. Федерация дает деньги только при софинансировании, и упускать их не хочется, поэтому вкладывали и свои. В итоге за 2012 год мы получили из Федерации трансферами 4,6 млрд рублей. Вроде бы и неплохие деньги, но вот Красноярск, к примеру, получил 16 млрд рублей из федерального бюджета. Так что нужно с Федерацией работать, заинтересовывать дельными программами.

О МУПах

Я удивлен тому снижению доходности МУПов, которое мы видим последние три-четыре года. Взять тот же «Комбинат специальных услуг». Эта деятельность достаточно криминальна (будучи главврачом, я с этим сталкивался) и достаточно прибыльна. При этом директор департамента финансов и контроля Инна ПАРЫГИНА объясняет их убыточность тем, что они много денег тратят на содержание закрытых кладбищ. Но я придерживаюсь другого принципа. Думаю, что МУПы должны всю свою прибыль, кроме зарплаты и других текущих расходов, передавать мэрии, а мэрия при планировании бюджета уже будет учитывать эти статьи расходов, к примеру, на то же содержание кладбищ. Если раньше «Муниципальные рынки» приносили 32 млн прибыли в бюджет, то за 2012 год принесли лишь 834 тысячи. А я вспоминаю, что году в 2002-м был у нас директором муниципального рынка «Торговый город» Бореслав ПИДГОРОДЕЦКИЙ — так он один приносил 70 млн рублей в год. А рынок «Левобережный» приносил в это время 470 тысяч рублей за год. Потом выяснилось, что директор этого рынка всю землю оптом сдает одному предпринимателю, а тот уже частями, и намного дороже, отдает в аренду торговцам. Вот так уходили деньги из бюджета частному лицу. Так что есть необходимость еще раз проанализировать деятельность МУПов, направить КСП на значимые предприятия. И принимать какие-то решения — или по руководителю, или само предприятие отдавать в концессию.

О земельном налоге и муниципальном имуществе

Снижение земельного налога после пересмотра кадастровой оценки очень сильно ударило по бюджету. У нас в городе более 56 тысяч гектаров земли. Мы запланировали в 2013 году с этой земли получить земельный налог в размере 1 млрд 341 млн рублей. У Новосибирска земли меньше на 6 тысяч гектаров, но он будет получать 2,8 млрд рублей. То же самое с продажей муниципальной недвижимости. Если мы отдаем в долгосрочную аренду объект на улице Ленина и получаем 9 рублей за квадрат, это не дело. Надо смотреть, сколько приносит аренда, – если она окупает в течение трех-пяти лет стоимость здания, надо оставлять его в собственности, если нет – продать. Мы ведь когда-то, при Евгении Ивановиче БЕЛОВЕ, продавали в год собственности на 2,5 млрд рублей.

О депутатах горсовета

Знаете, почему у нас в горсовете в самом начале то меня не могли выбрать, то еще какие-то вопросы вразнобой решали? Пришли молодые депутаты, успешные люди, которые уже многого добились, и они думали, что получат статус депутата, только стукнут по столу и все будет сделано. Отнюдь. Такого статуса ни у кого в нашей стране, кроме, пожалуй, президента, нет. Чтобы сделать что-то, нужно договориться с коллегами-депутатами, с администрацией, найти заинтересованных лиц и так далее, и по щелчку пальцев ничего не случится. И депутаты ушли в себя, они обиделись. И только сейчас приходит сознание, что депутатские возможности заключаются в другом. И мы теперь принимаем коллегиальные решения, мы работаем, не ругаясь, находя точки соприкосновения.

Об избирателях и тарифах на проезд

Я думаю, избиратели не должны думать о проблемах бюджета. Те люди, с которыми я общаюсь, далеки от бюджета, и, наверное, как везде, во всех бедах в первую очередь обвиняют мэра. Я пытаюсь убедить их, что это не так, но настрой такой. В памяти у людей остается именно мэр. В плохих дорогах винят мэра, в высоких тарифах – почему-то депутатов. Хотя мы к этому отношения и не имеем. Принимая решение о том, что проезд будет 16 рублей, мы же не тариф утверждали, а размер компенсации выпадающих доходов перевозчиков. Были разговоры о еще одном повышении, но мы сказали четко, что на это не пойдем. Не надо по рублю каждый месяц повышать, надо было сразу повышать на всю сумму. А то получается, как у плохого хирурга, – когда положено при гангрене ампутировать ногу до верхней трети бедра, а ему жалко, и он начинает мучить человека – палец, стопу, голень. А я всегда спрашиваю: зачем ты его мучаешь, ты же знаешь, к чему придешь. Так и здесь: рубль, два, три – этого не надо. Дайте экономически обоснованную сумму и объясните это людям один раз. Конечно, к депутатам и возникают вопросы. У меня даже жена, когда едем по городу, всегда спрашивает – почему грязно, что вы там делаете, в своем горсовете?

О городском здравоохранении

С тех пор как здравоохранение передали в область, по строительству поликлиник город не несет никаких обязательств. Но жители к нам все равно с этими вопросами обращаются. Поэтому мы работаем плотно и с минздравом, и с минстроем, и с Юрием ГАМБУРГОМ, который у нас вопросы эти курирует. Я недели три назад с ним встречался именно по вопросам здравоохранения. Меня интересовало, как реализуются планы по строительству поликлиники на 1000 посещений на Левом берегу, на которую идут федеральные деньги, по строительству поликлиники на 400 посещений на Конева, которая была заморожена на начальном этапе строительства. Было обещано, что к 2016 году все эти объекты будут сданы. Конечно, мы здравоохранением живо интересуемся. Я остаюсь профессором кафедры в ОмГМА, читаю лекции, экзамены вот недавно принимал у любимых студентов.
Если сравнивать, мне больше нравится работать по специальности, чем в горсовете, – именно хирургом, а не в должности главврача. А вообще все непросто сегодня в здравоохранении, нужны значительные суммы на повышение зарплаты. Почему врачи работают на полторы ставки, знаете анекдот? Потому что на одну есть нечего, а на две – некогда. Так и наши врачи – работают по две ставки, чтобы получить эти 30 тысяч, и то не всегда выходит. А что такое работа на две ставки? Он в понедельник пришел, работает в отделении, потом до 8 утра дежурство, потом опять работает во вторник в отделении, ночь поспал, в среду снова на работу, и так по кругу. Это большая физическая, моральная нагрузка. А еще убрали федеральные надбавки, и если участковые врачи получали 10 тысяч рублей президентских, то теперь их отменили, и это упало на областной бюджет. А еще оборудование надо менять, учить врачей, строить поликлиники, ремонтировать... Все очень сложно, но руки опускать не надо, надо работать.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/06/22/832579