Мертвые маршрутки – 3

Дата публикации: 19 июня 2013

В понедельник, 17 июня, «КВ» отправили запрос на имя председателя региональной энергетической комиссии Омской области Константина МАРЧЕНКО с вопросом о том, были ли заложены в тариф на проезд, который в феврале поднялся до 18 рублей, налоговые отчисления. Практически каждый год бюджет Омской области с сегмента пассажироперевозок получает налогов в несколько десятков, а то и в сотни раз меньше, чем должен.
Напомним, что 4 марта в управлении муниципального заказа и организации торгов администрации Омска были озвучены итоги открытого конкурса. Победителями стали 3 730 больших и маленьких автобусов, а также пассажиров могли перевозить 152 троллейбуса и 75 трамваев МП города Омска «Электрический транспорт». Центр инновационных и правовых технологий «Перспектива» совместно с еженедельником «Коммерческие вести» решили выяснить, что изменилось после конкурса в сфере омских пассажироперевозок (см. статьи «Мертвые маршрутки» в «КВ» № 20 и «Мертвые маршрутки-2» в № 21). В ходе проверки конкретного маршрута № 322 было выявлено, что две трети «газелей», выигравших городской конкурс, не появляются на данном маршруте, зато пассажиров возят машины, в конкурсе не участвовавшие, при этом половина даже в базе данных автодорожного надзора не значится.

Две трети лицензиатов вообще не платили налогов

Корреспондент «КВ» обратился в Управление федеральной налоговой службы по Омской области с вопросом о том, сколько денежных отчислений поступает в бюджет региона от сегмента пассажироперевозок.
В УФНС ответили, что, по данным Управления Госавтонадзора по Омской области, лицензии на перевозку пассажиров маршрутными такси в 2012 году имели более 200 предпринимателей города Омска, общий автопарк которых насчитывал свыше четырех тысяч транспортных средств. При этом у самих лицензиатов на праве собственности была оформлена лишь пятая часть автомобилей (914 единиц). Налоги платила лишь треть лицензиатов: 24 предпринимателя (на их лицензии — 435 машин) применяли упрощенную систему налогообложения (УСН), 49 (имеющие 293 машины) уплачивали единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
Общая сумма исчисленных данными лицами налогов за 2012 год (УСН, ЕНВД) составила лишь 3,6 млн рублей.
Работодателями из них являются только 17 человек (23%), и с выплаченных работникам доходов за 2012 год ими заплачен НДФЛ около полумиллиона рублей (за 123 человека). То есть в среднем на 1 работника годовой доход составил чуть более 31 тысячи рублей, что несопоставимо даже с уровнем прожиточного минимума.
Таким образом, две трети лицензиатов (137 человек) со своего бизнеса вообще не уплачивали налогов (примечание: на их лицензиях оформлено 3,5 тысячи машин).С большинством водителей, работающих на маршрутах, не оформлены трудовые отношения, соответственно, не только данные граждане социально не защищены, но и бюджет несет колоссальные убытки.
Предполагалось, что налоги от перевозок пассажиров могли уплачиваться не только лицензиатами, но и самими собственниками автомобилей, фактически работающими на маршрутах. Но и здесь результат анализа был таков: по госномерам автомобилей собственников установлено около трех тысяч машин, из которых налоги (преимущественно, ЕНВД) в прошлом году платились лишь 11 предпринимателями за 14 машин (0,5%).
Если взять в расчет общее число маршруток, осуществлявших пассажироперевозки, то налоговых отчислений в бюджет должно было поступить, как минимум, триста пятьдесят миллионов рублей, то есть в сто раз больше. Другой пример — за 2009 год при работе 4 500 маршруток налоговые поступления должны были составить сотни миллионов рублей, в реальности же и 20 миллионов не набралось.
Конкретно информацию по налоговым отчислениям за первое полугодие 2013 года УФНС к моменту сдачи материала в печать предоставить не успело. Но если опираться на то, что только на одном из маршрутов — № 322 — большое число автомобилей, которые перевозят пассажиров, ни в конкурсе не побеждали, ни в базе данных УГАДН не значатся, то уже можно утверждать, что и в этом году налоги платят далеко не все.

УФАС проверит законность проведения конкурса

На минувшей неделе Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области возбудило дело по факту нарушений при проведении конкурса среди омских автоперевозчиков. С жалобами обратились несколько предпринимателей, заявляющих о том, что на конкурс предоставлялись недостоверные сведения. После этого, как прокомментировал «КВ» начальник омского УФАС Сергей СУМЕНКОВ, ведомство запросило документы из департамента муниципального заказа, и буквально сразу были заметны некоторые нарушения. Дело назначено к рассмотрению 4 июля, приглашены на него 9 предпринимателей.
Одним из таких раскритикованных маршрутов был № 326. Единственным победителем на нем стал ИП ЛОКОТКОВ с 16 автомобилями. К слову, у него же, но на маршруте № 322, на момент проверки (с 23-го по 30 мая) не было обнаружено вообще ни одного автомобиля.
Жалоба конкретно по этому маршруту в УФАС поступила от ИП ЗАХАРОВОЙ Галины Ивановны, которая выиграла в конкурсе два маршрута для 70 машин, но на № 326 проиграла. Однако, по ее словам, проигравшие автобусы с рынка пассажироперевозок не ушли и продолжают возить пассажиров на этом маршруте, но работая теперь на ИП ЛОКОТКОВА. Сам ЛОКОТКОВ утверждает, что на самом деле водители по-прежнему сотрудничают с ЗАХАРОВОЙ и тем самым мешают ему выставить на маршрут конкурсные автомобили. Судя по тому, что оба этих мнения были озвучены в официальном запросе в департамент транспорта, водители ни с тем, ни с другим лицензиатом договоры не заключали, и получается, что ездят нелегально.
При этом в жалобе она заявляла о том, что неправильно был составлен протокол о рассмотрении заявок, «в одном пункте говорится, что ЛОКОТКОВ отстранен от участия в конкурсе, а уже в другом он объявляется единственным победителем». Большая часть автомобилей при этом, как она рассказала «КВ», на конкурс были выставлены только для того, чтобы набрать больше очков, так как у них большая вместимость. Действительно, на маршруте № 326 работать продолжили старые машины, а новые либо работают под заказ, либо осуществляют междугородние пассажироперевозки, что, видимо, выгоднее. На маршруте они появляются только на момент проверки департаментом транспорта, и то, как говорит ЗАХАРОВА, пассажиров по городу они все равно в те дни не возят. А среди старых маршруток встречаются и такие, которые были выпущены в 2000 году.
«КВ»Ю в свою очередь, тоже решили проверить маршрут № 326, и были зафиксированы два автомобиля, которые вместо того, чтобы заниматься городскими перевозками пассажиров, регулярно выезжают по маршрутам Омск — Тара и Омск — Большеречье.
А в понедельник 17 июня Галина ЗАХАРОВА заявила, что накануне, в пятницу, встречалась с директором департамента транспорта администрации города Омска Олегом ОСИНСКИМ, понимания со стороны властей не нашла и приняла решение из бизнеса выйти, все машины передать в доверительное управление.

Андрей АЛЕХИН, депутат Законодательного собрания Омской области: «На ближайшем заседании Законодательного собрания мы рассмотрим законопроект о назначении штрафов внеконкурсным перевозчикам».

— Нынешний рынок пассажироперевозок организован безобразно. Получается, что конкурс прошел формально: выиграли одни, а ездят совершенно другие. При этом еще и хорошие автомобили по каким-либо причинам не могут начать работу на своих законно выигранных местах. Поэтому на ближайшее заседание Законодательного собрания в четверг, 20 июня, будет вноситься проект изменений и дополнений в закон Омской области в плане административной ответственности за работу на маршруте внеконкурсных автомобилей. За нарушение условий договоров будут назначаться штрафы. Отмечу, что эта инициатива поступила от правительства Омской области, озвучил ее первый заместитель губернатора Юрий ГАМБУРГ.

Игорь БАСОВ, собственник двух маршруток: «Мне сказали, что лицензия у меня есть, а вместо этого предстоит судиться из-за ее отсутствия»

В среду 5 июня после выхода статьи «Мертвые маршрутки» к корреспонденту «КВ» обратился собственник двух «газелей» Игорь БАСОВ. На момент проверки (с 23-го по 30 мая) его машина была зафиксирована среди внеконкурсных маршруток.

— Игорь, на маршруте № 322 водителем и собственником маршрутки являетесь вы сами. С какого дня?

— С 22 апреля. К тому времени у меня закончилась своя лицензия и мне необходимо было найти другого лицензиата. Мне посоветовали ИП СИТНИКОВА на маршруте № 322. Он согласился, пригласил меня в здание автодорожного надзора, якобы для заключения договора. Однако когда я попросил себе копию, он ответил, что все зарегистрировано и мне договор не нужен.

— Договор так и не дал?

— Нет. Потом через некоторое время СИТНИКОВ стал требовать с меня деньги за маршрут – 3 тысячи рублей. Это как бы везде так полагается, и через несколько дней я заплатил. Потом с меня стал требовать деньги за страховку. Я предложил ему сначала страховку сделать и только потом деньги с меня требовать. Он мне ее не привез. Зато позже среди водителей прошел слух о том, что я уже три дня нахожусь в розыске, причем ищут на маршруте № 322 только мою машину. 28 мая меня остановил инспектор ГИБДД, вместе с ним был инспектор УГАДН, который первое, о чем попросил, так это показать ему пассажирскую страховку. В итоге мне пришлось пройти к нему в автомобиль, где он объяснил мне, что за отсутствие страховки и работу без лицензии мне грозит штраф в размере 50 тысяч рублей.

— В итоге на вас составили протокол?

— Да, предметом протокола стало то, что по состоянию на 28 мая машина не состояла в базе данных. Впрочем, так как СИТНИКОВ являлся моим лицензиатом, по крайней мере на тот момент я так думал, он согласился вместе со мной проехать в УГАДН. Там нам инспектор сказал, что штраф можно уменьшить, сославшись на то, что путевой лист неправильно составлен. Таким образом, сумма штрафа составила бы 3-4 тысячи, плюс еще 2 тысячи за отсутствие системы ГЛОНАСС. В чем тогда здесь моя вина, если путевой лист медик составлял? Но я согласился. После того как мы вышли с СИТНИКОВЫМ из кабинета, он предложил мне новые условия. Чтобы решить все вопросы, он предложил заплатить ему 10 тысяч рублей.

— Вы говорили, что причиной составления протокола стало то, что ваша машина не числилась в базе данных УГАДН.

— Да, и я решил потом снова пойти в УГАДН. Однако внятного ответа я получить так и не смог. Тем не менее сейчас мне грозит суд за то, что я езжу без лицензии. Но я думаю, что на все эти события повлияло то, что я не привез СИТНИКОВУ деньги за страховку. Я знаю еще, как минимум, двух водителей, у которых тоже нет договоров на этом маршруте. Беря в учет, что «вмененка» в налоговой инспекции составляет 3 тысячи 400 рублей, а он с нас каждый месяц собирает по 3 тысячи рублей с машины, думаю, что и налоги за нас никто не оплачивает, а это новые судебные угрозы.



 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/06/22/mertvie_marshrutki__3