СТРУГАЦКИЕ. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники. 1967-1971.
Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2013 год. — 736 стр.
Тираж 100 экз.
«Авторы не говорят, в какой стране происходит действие, не говорят, какую формацию имеет описываемое ими общество. Но по всему строю повествования, по тем событиям и рассуждениям, которые имеются в повести, отчетливо видно, кого они подразумевают... Фантастическое общество, показанное в повести «Улитка на склоне», — это конгломерат людей, живущих в хаосе, беспорядке, занятых бесцельным, никому не нужным трудом, исполняющих глупые законы и директивы. Здесь господствуют страх, подозрительность, подхалимство, бюрократизм. Устами своих героев авторы высмеивают благородные человеческие чувства и порывы, утверждают неверие в какие-либо перемены к лучшему».
Это цитата из рецензии т-ща Александрова, которой был дан старт идеологической травле братьев СТРУГАЦКИХ. Речь идет об опубликованной в двух номерах бурятского журнала «Байкал» за 1968 год «Улитке на склоне». После этого редактора уволили, а редакцию почистили. К точно таким же последствиям привела публикация повести «Сказка о тройке» в иркутском журнале «Ангара»: «Бюро обкома отмечает, что в 1968 году на страницах альманаха «Ангара» опубликована идейно порочная, аполитичная повесть СТРУГАЦКИХ «Сказка о Тройке». Под предлогом фантастического сюжета, широко используя средства иносказания (аллегории), авторы повести в нарочито искаженном виде, субъективно и тенденциозно представляют советское общество, охаивают историю развития Советского государства, деятельность его учреждений, жизнь советских людей, строящих коммунизм». А из планов Ленфильма был снят фильма Алексея ГЕРМАНА «Трудно быть богом», здесь, правда, причина была иная: советские войска вошли в Чехословакию. В таком контексте работали тогда братья СТРУГАЦКИЕ. В книге, выпущенной тиражом сто экземпляров только для специалистов, в большом количестве приводятся отрывки из рабочих дневников, переписка Аркадия и Бориса Натановичей: «Читателя, особенно молодого, интересует совсем не то, что нас. Он (читатель), как правило, любит ф-ку, а мы ее не терпим. Он в штаны сикает при слове «пришелец», а нам блевать хочется. Ему чрезвычайно важно знать с совершенной точностью, что есть фантастика, а для нас это проблема чисто утилитарная».
mif1959