Новые поправки в Воздушный кодекс РФ никак не повлияют на стоимость авиабилетов для россиян

Дата публикации: 03 июля 2013

25 июня в пресс-центре «Комсомольской правды» состоялась пресс-конференция «Поправки в Воздушный кодекс: насколько подешевеют тарифы на авиаперевозки?». Дело в том, что Минтранс РФ подготовил поправки в Воздушный кодекс РФ и надеется, что Госдума утвердит их до конца года. Чтобы снизить стоимость билетов, планируется исключить плату за питание на борту и обработку и перевозку багажа, а также ввести невозвратные тарифы. Из чего сегодня формируется тариф на авиаперевозки, почему летать внутри России дороже, чем внутри Европы, какую долю в стоимости авиабилета занимают расходы на питание и перевоз багажа, на сколько поможет сэкономить исключение этих услуг из тарифа — на все эти и многие другие вопросы журналистов ответили руководитель отдела авиационного маркетинга ОАО «Омский Аэропорт» Самир АНСАРОВ и директор Омского филиала авиакомпании «ИрАэро» Алексей НАЗАРОВ. Предлагаем читателям наиболее интересные моменты их выступления.

СМИ. Из чего сейчас в России формируются тарифы на авиаперевозки?

АНСАРОВ. Честно сказать, предполагаемые поправки в Воздушный кодекс РФ никак не повлияют на стоимость авиабилетов. У нас средний чек на одного пассажира за питание на борту в зависимости от аэропорта и кейтиринговой службы в среднем составляет 150-350 рублей. Перевозка багажа, если брать бесплатные 20 кг на одного пассажира, обходится авиакомпании в среднем в 500-600 рублей. Таким образом, если введут указанные поправки, то экономия составит всего 800 рублей, ну, максимум 1000 рублей. При средней стоимости билета 15 000 рублей, такая экономия, согласитесь, будет не особо заметна. Если бы в нашей стране были развиты, как в Европе, так называемые low cost перевозчики, или дискаунтеры, которые играют со стоимостью билетов как раз за счет исключения питания на борту и т. п., то экономия в 1000 рублей при стоимости билета в 2000-3000 рублей была бы существенной.

НАЗАРОВ. Тариф складывается из расчета стоимости рейса, то есть абсолютно каждый рейс обсчитывается отдельно в зависимости от расстояния и количества кресел на борту. Основная статья расходов в настоящее время у авиакомпаний — это лизинговые платежи, так как практически все из перевозчиков в России летают на импортной технике, взятой в лизинг (выплаты составляют, независимо от количества полетов, до 200 000 долларов в месяц на каждое воздушное судно), а также это расходы на топливо, цена которого в омском аэропорту сегодня составляет 28 100 рублей за литр (с 1 июля она понизится на 100 рублей). В основную статью затрат также входит поддержание летной годности иностранных судов. Что греха таить, в России сегодня мало центров технического обслуживания импортной техники. В частности, легкие формы техобслуживания авиакомпания «ИрАэро» проводит в Новосибирске, а за сложной заменой агрегатов приходится летать в Хельсинки. Вот и подумайте, пустой перелет в Хельсинки и обратно — это немалые затраты для нас.

Что касается предполагаемых поправок в Воздушный кодекс РФ, то я согласен с Самиром. У нас в Омске был не очень удачный прецедент с авиакомпанией «Пегасус», где пассажиры покупали билеты, а остальные услуги приобретали уже на борту самолета. В авиакомпании «ИрАэро» затраты на питание на борту составляют 320 рублей на одного пассажира. А как пример, в омском аэропорту обслуживание одного пассажира, осмотр багажа и т. п. — это 450 рублей. Я, если честно, не совсем представляю, как с технической точки зрения будут реализовываться нововведения, с этим может возникнуть ряд проблем. Например, на каком этапе пассажир может заказать себе еду? Либо пассажир говорит при регистрации, что он будет доплачивать за питание, значит, какая-та касса отдельная должна быть. Если пассажир захочет перекусить уже на борту, то это тоже невозможно, потому что у продукции, которая будет закупаться впрок, есть срок годности и срок реализации.

СМИ. Как вы относитесь к возможному введению невозвратных билетов?

НАЗАРОВ. Я поддерживаю эту поправку. Напомню, что октябре 2007 года была внесена поправка в этот же кодекс об отмене невозвратных билетов. Бывает, что авиакомпании проводят распродажи дешевых билетов. Так вот, если пассажир купил такой билет, а потом вдруг передумал лететь, то, если он его сдаст за 24 часа, ему вернут 100% стоимости. При этом страдает авиакомпания, так как она не всегда успевает продать освободившееся место другому пасссажиру. Например, возвратные билеты за 2012 год в среднем по России составили 8% на общую сумму, если говорить о внутренних перевозках — 31,6 млрд рублей, то есть это те деньги, которые авиакомпания недополучила. С введением невозвратных билетов пассажиры будут ответственнее подходить к планированию своих поездок. Если мы не можем увеличить прибыль, то вынуждены сокращать расходы, но, к сожалению, и это не всегда возможно, потому что есть естественные монополии. Например, возьмем расходы по аэронавигации: по территории России это расходы в районе аэропорта и по трассе,и они в рублях, а если авиакомпания выполняет полет, например, через территорию Казахстана, чтобы сократить время полета до Еревана или Баку, то платит за это уже в валюте иностранного государства.

АНСАРОВ. С моей точки зрения, авиакомпании не так уж много теряют на возврате билетов — их всего 8%, при том что 92% пассажиров все равно летают и приносят прибыль. Тем более, что авиакомпании продают билеты уже со своей наценкой, маржей, куда включены различные риски. Это бизнес. Просто, как мне кажется, теперь авиакомпании хотят чересчур уже перестраховаться и получать еще больше. Тем не менее я тоже за введение невозвратных билетов — они все равно будут позволять пассажирам приобретать более дешевые билеты, но к существенному снижению цен все-таки не приведут.

СМИ. Почему летать внутри России дороже, чем внутри Европы?

АНСАРОВ. Потому что в Европе большая конкуренция между низкобюджетными перевозчиками. Влияет на ситуацию и большое количество аэропортов в каждом городе. Но такая система вряд ли появится когда-нибудь в России. Напомню, что к таким стандартам когда-то стремились авиакомпании «Авианова» и «Скай Экспресс», но они не смогли долго продержаться на плаву. Кроме того, в России есть НДС на внутренних линиях — это 18%, что гораздо выше, чем затраты на обслуживание багажа или на организацию питания.

НАЗАРОВ. Российские авиакомпании, как я уже говорил, большую часть затрат несут на покупку авиатоплива, на лизинговые платежи, а также на фонд оплаты труда сотрудникам. Если государство действительно хочет добиться снижения цен на авиабилеты, то ему необходимо ввести не отмену питания на борту и обслуживания багажа, а субсидированиеавиакомпаний по самым затратным статьям расходов. В целом, на мой взгляд, надеяться на то, что в омских авиакассах когда-нибудь появятся дешевые билеты, не стоит. Если это и произойдет, то совсем не скоро.

АНСАРОВ. Могу подсказать вам один из вариантов, когда действительно можно немного сэкономить — приобретайте билеты непосредственно на сайтах авиакомпаний, потому что на многих из них не берут транспортные сборы. Другой вариант – правило выходного дня. Билеты надо покупать с четверга или с пятницы, а не с понедельника по четверг. Улетел в понедельник, в четверг прилетел – самый дорогой билет, в пятницу улетел, в понедельник прилетел – самый дешевый билет. Также стоит самим мониторить сайты, прежде чем идти в кассы. Кроме того, чем раньше купишь билет, тем лучше, потому что вначале выставляются самые дешевые билеты, а потом уже дорогие.

СМИ. В целом россияне стали больше летать или меньше? Какие в этом году в Омске появились новые направления? Какие еще планируются?

АНСАРОВ. Омичи стали больше летать, особенно на международных направлениях. Среди новых направлений, которые появились в этом году, — регулярные еженедельные рейсы из Омска в Ереван, Душанбе, Новосибирск, Тюмень, Красноярск, Ростов, Сочи, Краснодар, Анапу, Геленджик, Нижневартовск, Новый Уренгой, Мюнхен, Варну. Пока направления из Омска в Новосибирск, Тюмень, Красноярск не очень востребованы, поэтому мы надеемся продвинуть их на субсидирование из бюджета. Самыми популярными направлениями из Омска по-прежнему остаются в Москву, Санкт-Петербург, Нижневартовск. А из международных — в Стамбул, Дубай, Анталью, Бангкок, Хургаду, Пекин.

НАЗАРОВ. 28 июня стартует новый рейс авиакомпании «Ир Аэро» по маршруту Омск—Ташкент—Омск.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/07/24/957376