Виктор ТАНЧУК, директор ООО «ИК «ИСТЭК»: «В строительстве кластеров поучаствуют немногие предприниматели. А предлагаемыми мной мерами можно реанимировать очень большой сектор экономики Омской области»

Дата публикации: 10 июля 2013

Разработка стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года вызвала широкий общественный резонанс, а дискуссии о том, какой должна быть экономика региона, не затихают и до сих пор, хотя стратегия уже принята и утверждена губернатором Виктором НАЗАРОВЫМ. Но этот накал страстей, и желание многих поучаствовать в полемике и позволяют, собственно, смотреть в будущее с некоторым оптимизмом. Сегодня «КВ» предлагают читателям ознакомиться с тезисами омского предпринимателя Виктора ТАНЧУКА, где изложены его взгляды на проблемы омской экономики и обозначены пути выхода из стагнации.


ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Первый этап (юридически необходимый): создание государственного унитарного предприятия «Омскоблресурс»

ГУП «Омскоблресурс», в отличие от Корпорации развития Омской области, созданной для привлечения инвесторов в регион, будет содействовать привлечению инвестиций в предприятия региона, выпускающие высокотехнологичную промышленную и сельскохозяйственную продукцию, обеспечивать им поддержку на рынках Омской области и других регионов страны, а также на территории ближнего и дальнего зарубежья. ГУП «Омскоблресурс» будет участвовать в уставных капиталах предприятий сельского хозяйства и разных отраслей промышленности (в соответствии с заключенными между ними договорами) и таким образом влиять на принимаемые хозяйствующими субъектами решения.

Второй этап: масштабное развитие промышленных и сельскохозяйственных предприятий во всех муниципальных районах

Основные направления

Проведение с участием общественных организаций, глав районов Омской области и сельских поселений добровольного отбора предприятий, способных кардинально расширить, улучшить свои производства и принять участие в пилотном экономическом проекте. Создать новые производства, которые будут востребованы в конкретном районе.

Поддержка успешно работающих фермеров, способных модернизировать свои предприятия, совершенствовать материально-техническую часть, организовать переработку продукции по самым современным стандартам с последующей сертификацией и выходом на рынки ближнего и дальнего зарубежья (консервация, сушка, соление, копчение и так далее).

Создание большого количества мини-заводов в районных центрах (даже если они планируют выпускать аналогичную продукцию), а в дальнейшем продвижение продукции этих мини-заводов через крупные и мелкие торговые сети посредством единой логистики, единой упаковки, под единым брендом ГУП «Омскоблресурс».

Поддержка строительных предприятий, способных создать производство современных строительных и отделочных материалов, освоить новейшие технологии по переработке древесины, приобрести необходимую специальную технику для улучшения качества строительства жилых домов, ферм, мини-заводов, ангаров и прочих промышленных объектов, востребованных сельхозтоваропроизводителями.

Поддержка предприятий оздоровительного и санаторно-курортного направления в северных районах Омской области и Красноярско-Чернолученской рекреационной зоне, способных создать условия европейского уровня для отдыха и лечения и привлекать туристов круглогодично.

Организационные вопросы

Для всех руководителей предприятий, которые захотят участвовать в пилотном региональном проекте, необходимо силами ГУП «Омскоблресурс» организовать по всем выбранным направлениям развития двух-трехдневные семинары с участием представителей науки и квалифицированных специалистов, таккак изначально большинству будут не до конца понятны цели и задачи проекта, а так же возлагаемая на них ответственность за проведение кардинальных преобразований. В дальнейшем целесообразно организовать выезд предпринимателей в страны дальнего зарубежья на предприятия аналогичного типа. Омская торгово-промышленная палата этим занимается, но это все не подкрепляется результатами на местах, нет продолжения, нет возможностей.

ГУП «Омскоблресурс» в кратчайшие сроки необходимо будет войти в состав учредителей всех предприятий, задействованных в проекте (государственно-частное партнерство), и договорными отношениями определить свое участие. Разъяснить собственникам, оговорить в учредительных документах, в договорах, что доли унитарного предприятия в дальнейшем (через два-три года) могут быть ими выкуплены, а условия договоров выполняются только по конкретным мероприятиям. На данном этапе такое условие является обязательным, так как предприятиям будут предоставлены кредитные денежные средства, техника в лизинг (определить лизинговые компании) практически без залогового имущества, по упрощенным схемам. Главный движущий фактор эксперимента — это коммерческая и управленческая составляющая собственников предприятий, их команда, ресурс.

Структура ГУП «Омскоблресурс» за период становления, создания будет видоизменяться, совершенствоваться. Правительство Омской области, являясь также учредителем государственного унитарного предприятия, должно принимать непосредственное участие в развитии и работе предприятий. Задействование в работе специалистов из областной и районных администраций обусловлено минимизацией количества штатных сотрудников ГУП «Омскоблресурс». На мой взгляд, многие специалисты управленческих департаментов с удовольствием займутся реальными экономическими вопросами, а не составлением справок и отчетов.

Участвовать в проекте, на мой взгляд, должны преимущественно малые и средние предприятия. Не секрет, что малые предприятия процент прибыли в своей работе имеют гораздо выше, чем гиганты промышленности, а оборот денежных средств не растягивается у них на годы. Следует, я думаю, отказаться от практики создания кластеров, технопарков. Не нужны никакие дополнительные комиссии, советы и рабочие группы. При поддержке специалистов ГУП «Омскоблресурс» предприятия способны самостоятельно преодолеть все сложности первого этапа. Государство должно быть не организатором бизнеса, а только совладельцем, участником предприятий на определенном этапе их развития. Причем в данном проекте доля прибыли, которая будет приходиться на ГУП «Омскоблресурс» как на соучредителя, может оказаться небольшой, но общий экономический эффект будет точно положительным, так как предприятий с его непосредственным участием создается достаточно много.

Финансы

Основной кредитной организацией в этом масштабном проекте может выступить только Сберегательный банк РФ или ВТБ. Поэтому правительству региона и лично губернатору необходимо заранее получить принципиальное согласие руководства этих банковна открытие кредитной линии для ГУП «Омскоблресурс» под гарантии правительства Омской области на три-четыре года в сумме до 15 миллиардов рублей с минимальной процентной ставкой и максимально щадящим гашением первоначальных процентов по кредиту. Если в дальнейшем встанет вопрос о привлечении дополнительных инвестиций в в ГУП «Омскоблресурс», работа которого должна быть максимально прозрачной в информационном плане, под уже имеющиеся активы можно сделать эмиссию ценных бумаг и разместить выпуск на рынке.

Условия, на которых ГУП «Омскоблресурс» будет предоставлять денежные и материальные ресурсы (лизинг) предприятиям, участвующим в проекте, должны быть сформулированы максимально просто и понятно. Особое внимание нужно обратить на недопустимость бюрократизации всего процесса. Необходимо продумать внятную форму отчетности, технологию простого гашения процентов по кредиту, отработать принципы финансовой ответственности предприятий, участвующих в проекте, и их собственников. Разработкой пакета документов с учетом того, что ГУП «Омскоблресурс» является совладельцем каждого предприятия, необходимо озадачиться правовому управлению областного правительства.

ГУП «Омскоблресурс» должно иметь возможность минимально (на 0,5-1,5%) завышать ставку по займу, а в дальнейшем при выкупе доли предприятием на аналогичный процент завысить стоимость участия в бизнесе, не приравнивая процент завышения к среднему показателю инфляции за определенный период. Практически во всех странах дальнего зарубежья процент по кредиту не привязан и не зависит от процента инфляции. Прибыль кредитной организации и процент по инфляции — разные понятия. Инфляция происходит по категориям определенных видов товаров, а за условный период времени некоторые товары могут стать дешевле, допустим, картофель, яйцо, бензин и так далее, другие товары или услуги монополистов (газ, электроэнергия, ЖКХ) могут подорожать за этот же период времени, то есть инфляция не может быть включена в процент по кредиту.

Хотелось бы сразу отметить, что отдельные злоупотребления со стороны некоторых предприятий действительно могут иметь место, но они не повлияют на реализацию проекта в целом. Невозврат или хищения кредитных и инвестиционных ресурсов никаким образом не относятся к теме экономического развития региона, а являются направлением (пусть даже приоритетным) в работе правоохранительных органов. При реализации данного пилотного проекта частичный невозврат кредитных ресурсов можно отнести к рискам, которые в общей массе составят не более 10%, так как подавляющее большинство предпринимателей дорожат своим бизнесом и имеют достаточно четкое представление, каким образом его развивать.

Реализация проекта

Период модернизации и становления предприятий, участвующих в проекте, может занять в среднем 6-12 месяцев. ГУП «Омскоблресурс» в период становления должно разработать единый бренд, квалифицированный интернет-портал и быть заинтересовано в продвижении, сбыте продукции и услуг всех омских производителей. Создать схему логистики, включая упаковку, хранение и транспортировку товаров на высоком европейском уровне, с едиными логотипами и прочими внешне привлекательными эмблемами. Сегодня подобным образом работают все крупные торговые сети, реализуя товары, заказанные у различных производителей, под единым (зонтичным) брендом торговой сети.

С этой целью необходимо провести переговоры с владельцами крупных торговых сетей, работающих в регионе. Предоставить им определенные преференции, заинтересовать в продаже продукции, производимой в Омской области, отслеживать своевременность расчетов с поставщиками, периодически контролировать цены, так как на начальном этапе взаимодействия с ритейлом возможны искажения действительности (товар в магазинах будет размещаться, например, во второстепенных местах, приемная стоимость может быть занижена). Негативные действия могут возникнуть и на уровне экспедиторов, менеджеров среднего звена, недовольных конкурентов, так как продукция, произведенная в регионе, начнет постепенно вытеснять (в хорошем смысле этого слова) иногородние товары. Для всего этого потребуется, конечно, и время, и целеустремленность исполнителей, и желание работать в единой команде.

К вопросу развития промышленного потенциала Омского региона следует подходить особенно взвешенно, так как современные технологии производства требуют значительных материальных затрат и привлечения высококвалифицированных специалистов. Но участие ГУП «Омскоблресурс», полагаю, позволит провести реальную модернизацию промышленности в регионе. Развитие промышленного производства, строительства должно быть увязано с потребностями сельхозпредприятий, с планами по расширению фермерских хозяйств. Каждый фермер точно знает, кого он будет брать на строительный подряд, какие материалы использовать в конструкции производственных и жилых помещений. Нужно только дать возможность фермеру самостоятельно выбрать себе самого дееспособного подрядчика, а потом уже силами ГУП «Омскоблресурс» помочь этим подрядчикам в создании современной производственной базы, инвестируя государственные средства в их уставный капитал.

Особое внимание следует обратить на предприятия, способные наладить выпуск продукции для нефтегазодобытчиков Тюменского Севера. Да, в Омске есть НПО «Мир», которое успешно работает с нефтяными и энергетическими компаниями. Вместе с тем в Омске достаточное количество небольших предприятий, практически с кустарным производством, выпускающих различные агрегаты, задвижки, газолифтные клапаны и другую продукцию, которую по отработанным годами каналам и связям они реализуют, предприятиям нефтегазового комплекса. Их производства расположены в городе Омске, как правило в бывших корпусах бывших крупных заводов военно-промышленного комплекса. Всем оказать помощь невозможно, это условия рынка, конкуренции, но если провести конкурс, выбрать успешных и искренне желающих поработать в пилотном проекте, то будет и результат, я думаю.

В свое время с похожими целями, кстати, создавалась государственная корпорация «Ростехнологии», которая сегодня включает в себя свыше 600 предприятий по всей стране. Не все успешно в работе госкорпорации, но она действует в масштабе всего государства, а нам предстоит разобраться всего лишь в одном регионе. Если ответственность за развитие аграрного сектора и возрождение промышленности компаний Омской области возьмут на себя ГУП «Омскоблресурс», правительство региона, губернатор, мэр Омска, главы сельских муниципальных образований, то все у нас получится. Уверен, не откажутся поддержать проект, направленный на развитие Омской области и инфраструктурные компании, они поучаствуют строительством дополнительных заправочных станций, газификацией районов, вводом дополнительных генерирующих и трансформаторных мощностей.

К сожалению, по объективным причинам мы пока не можем начинать масштабную модернизацию легкой промышленности в области и в городе Омске, так как себестоимость производства товаров китайского производства ниже, продаются они дешевле, а люди покупают одежду исходя из своих возможностей. Но через пять-шесть лет большинство жителей региона уже сможет позволить себе покупать качественные предметы одежды, произведенные на омских предприятиях.


Третий этап: создание единого Западно-Сибирского логистического центра на территории Омской области


К вопросу создания единого Западно-Сибирского транспортно-логистического центра следует тоже подойти масштабно. С участием ГУП «Омскоблресурс», промышленных предприятий определить места расположения крупных логистических терминалов. Благодаря своевременной поездке в соседний Петропавловск губернатора Омской области Виктора НАЗАРОВА основное направление для создания логистического центра уже определилось — приграничные районы с Казахстаном. На мой взгляд, логистические терминалы необходимо построить вблизи города Исилькуля, на федеральной трассе Омск — Ишим, вблизи железнодорожных путей, международного аэропорта Федоровка.

Это должны быть территории со всей инфраструктурой, Интернетом, стоянками, современными складскими помещениями, вместительными холодильными камерами, подъездными путями, гостиницами, охраной и прочими современными атрибутами. Получатель из другого региона должен видеть на сайте доставку того или иного товара, когда его возможно отгрузить. Земельные участки, предоставляемые для строительства логистической инфраструктуры, должны быть максимально большими, с учетом перспективы расширения бизнеса как минимум на 50 лет.

Именно такие логистические центры в настоящее время строятся за МКАД, они имеют определенную квалификацию по видам хранения продукции, это может быть ассортимент продовольственных, промышленных товаров, специальной техники, автомобильных услуг.
В Омской области логистические терминалы могут быть расположены по видам товаров в разных местах, в обозначенных выше направлениях, то есть в направлении Тюмени и Петропавловска Северо-Казахстанской области. В прежние годы автомобильная дорога Омск — Петропавловск была перегружена, а сейчас транзиту транспорта по этой трассе необходимо административное содействие, урегулирование пограничных вопросов.

Если мы сейчас не создадим логистические центры, отвечающие всем международным стандартам и требованиям, нас опередят Новосибирская и Тюменская области. Времени на принятие решения практически нет. Искать мифического инвестора не имеет смысла, их нет в природе. Не придет к нам чужой дядя с большими деньгами. Оправданно рисковать и работать надо самим. Первоначальным источником финансирования всех проектов может быть только кредитная организация, которая способна предоставить кредит ГУП «Омскоблресурс». А через полтора года инвесторы, поверьте, будут стоять в очередь за прибыльными активами унитарного предприятия. И это не пустые слова.

Конечно, система управления ГУП «Омскоблресурс» должна обеспечивать прозрачность и предсказуемость, все должно быть на высочайшем уровне, чтобы убедить кредитную организацию работать с ним на перспективу в десять и более лет. Но и кредитным учреждениям хотелось бы напомнить, как они последние семь лет раздавали народу в виде кредитов на приобретение микроволновых печей, стиральных машин и другой утвари китайского производства триллионы рублей практически государственных денег. Это были безвозвратные кредиты в промышленность Китая, Турции и Японии (это уже про Дальний Восток и рыбу). Примерно три триллиона рублей не будет возвращено банкам никогда. Может лучше было вкладываться в российскую экономику?

В освоении инвестиционных ресурсов при строительстве кластеров и развитии технопарков, предусмотренных долгосрочной стратегией развития региона, смогут принять участие далеко не все предприниматели. А предлагаемыми мерами очень большой сектор экономики Омской области будет реанимирован и тоже получит возможность развиваться.


С уважением
предприниматель, строитель олимпийских объектов
ТАНЧУК В.Е.


 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/07/25/128455