Начиная с 2015 года размер трудовой пенсии станут рассчитывать по новым правилам

Дата публикации: 10 июля 2013

Начался очередной этап реализации стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ – подготовка к введению новых правил исчисления трудовой пенсии по старости. Ввести их планируется с 1 января 2015 года, но уже сейчас на сайтах Пенсионного фонда России (ПФР) и Министерства труда и социальной защиты РФ размещен калькулятор, с помощью которого все желающие могут рассчитать (хотя и очень приблизительно) размер своей будущей страховой пенсии. А заодно оставить свои замечания и предложения, касающиеся новых правил.
День нынешний
Чтобы понять, зачем потребовалось разрабатывать и вводить новые правила, нелишним будет напомнить (хотя бы в общих чертах) о ныне действующих и тех, от которых в свое время отказались.
В СССР размер пенсии по старости зависел от заработка, который гражданин получал последние 2 года перед уходом на пенсию. Поэтому люди всеми правдами и неправдами старались его увеличить. Хорошим работникам обычно шли навстречу: переводили на другую должность, повышали разряд, выплачивали премии. При этом никак не учитывался уровень заработка в предыдущие годы.
Человек, достигший пенсионного возраста, мог продолжать трудиться, но чаще всего – с понижением в должности. Поскольку имел право получать и зарплату, и пенсию, но в сумме – не более 300 руб. (Если гражданину назначили пенсию в размере 120 руб., а заработал он 250 руб., то в этом месяце его пенсия составляла только 50 руб.). Кроме того, существовал довольно длинный список профессий и должностей, к которым доступ пенсионерам был закрыт. Правда, 2 месяца в году они работать все же могли, если руководитель предприятия был не против.
А потом начались реформы… Было решено, что правильнее начислять пенсию пропорционально личному вкладу работника за весь срок его трудовой деятельности. Точнее, объему страховых взносов, которые его работодатели уплатили за весь этот срок в фонд обязательного пенсионного страхования (ОПС). Одновременно каждому гражданину должна быть гарантирована определенная финансовая поддержка в старости. И тогда пенсия была разделена на 2 части: страховую и накопительную.
Каждому работнику открыли лицевой счет, на котором с 2002 года начали накапливаться его взносы. Однако вскоре спохватились, что за несколько лет невозможно накопить достаточно серьезную сумму, и с 2005 года прекратили формировать накопительную часть пенсии для женщин 1957-1966-го и мужчин 1953-1966 года рождения.
В результате имеем довольно пеструю картину. Есть те, кому пенсия была начислена по «советским» правилам, – пенсионеры старшего возраста. Есть несколько категорий «молодых пенсионеров», которым пенсия начисляется по правилам «переходного периода». И есть родившиеся в 1967 году или позднее, которые будут получать пенсию из двух частей — страховой и накопительной.
«Молодым пенсионерам» для получения трудовой пенсии по старости достаточно иметь 5 лет трудового стажа. Если их стаж длиннее, для расчета размера пенсии они могут выбрать любой пятилетний интервал. Для каждого человека рассчитывается индивидуальный коэффициент (отношение размера его заработка к среднему заработку в соответствующем году), который и определяет размер пенсионных выплат. При этом максимальное значение коэффициента – 1,2. Тем, у кого стажа нет совсем или он менее 5 лет, назначают социальную пенсию.
Такие правила вряд ли можно назвать справедливыми – ведь ущемленными оказываются интересы тех, кто работал дольше и лучше остальных. Солидный стаж не оказывает никакого влияния на размер пенсии, а предельный размер коэффициента практически сводит на нет влияние высоких заработков. А после нескольких индексаций минимальных пенсий между суммой, которую получает высококвалифицированный специалист со стажем 40 лет, и той, что платят не шибко грамотному бездельнику, разница стала почти символической. Правда, работающим пенсионерам начисленную сумму пенсии выплачивают в полном размере. Более того, раз в год эта сумма индексируется с учетом взносов, уплаченных в ОПС их нынешними работодателями.
Граждане, имеющие пенсионные накопления, могут передать право управления ими негосударственному пенсионному фонду (НПФ) или непосредственно управляющей компании (УК) в надежде, что те смогут грамотно инвестировать средства и обеспечить солидную прибавку к будущей пенсии. К сожалению, пока эти надежды оправдываются далеко не всегда: в 2012 году большинство крупнейших НПФ обеспечили доходность вложений на уровне 10-11%. А по итогам первого квартала 2013 года деятельность семи из 59 зарегистрированных УК и вовсе оказалась убыточной.
Сейчас работодатели перечисляют страховые взносы в ОПС в размере 22% с суммы заработка, не превышающего установленный размер (на 2013 год — 47 тыс. руб.) и 10% от суммы, превышающей этот порог. Из них 6% идет на формирование пенсионных накоплений (лицевой счет), а 16% — на формирование страховой части пенсии. В прошлом году накопительную часть пенсии чуть было не отменили, но после долгих споров было принято компромиссное решение — оставить гражданам право на выбор и разработать новые правила исчисления трудовой пенсии.
Суть новых предложений
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации была утверждена распоряжением Правительства РФ 25 декабря 2012 года. Перед разработчиками – Минтруда, другими профильными министерствами и ПФР – была поставлена нелегкая задача: сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и федеральный бюджет, в то же время обеспечив минимальные гарантии пенсионного обеспечения каждого гражданина и адекватность пенсионных прав заработной плате, а также трудовому стажу. При этом должна соблюдаться определенная преемственность основных принципов пенсионной системы, а права нынешних пенсионеров не могут быть уменьшены.
В результате родилась следующая схема: как и сегодня, отчисления в ОПС составят 22% от фонда оплаты труда, а пенсия будет состоять из двух частей – страховой и накопительной. При этом гражданин вправе выбрать того, кто будет распоряжаться его накоплениями, а также установить размер отчислений в накопительную часть. Возможны два варианта: 2% или 6% от заработка. Соответственно увеличится или уменьшится часть взносов, направляемая на формирование страховой части пенсии.
Причем выбор тарифа граждане, родившиеся в 1967 году либо позднее, должны сделать до конца 2013 года. На финансирование накопительной части трудовой пенсии тех, кто не заявит о своем выборе в установленный срок, с 2014 года будет направляться 2%. Если гражданин уже распорядился о передаче своих накоплений в управление какой-либо УК или НПФ, по умолчанию будет перечисляться 6%, как и прежде.
Сейчас активно обсуждается предложение о продлении срока, в течение которого можно будет выбирать тариф, но пока никаких решений по этому поводу не принято. Так что с выбором стоит поторопиться. В Омской области пенсионные накопления имеют порядка 1,1 млн человек, а распорядился ими лишь каждый пятый. (В основном передали накопления в тот или иной НПФ).
Чтобы сделать этот выбор осознанно, стоит иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, за сохранность и прирост накопительной части отвечает тот, кто управляет этими средствами – НПФ, УК или Внешэкономбанк (УК «молчунов»). За взносы, формирующие страховую часть, отвечает государство: они индексируется на ту же величину, что и выплачиваемые сейчас пенсии. В частности, в 2011 году прирост составил 8,8%, а в 2012-м – 10,65%. Во-вторых, в случае смерти владельца пенсионных накоплений эти средства получают его наследники, а средства страховой части «наследует» пенсионный фонд.
Выбор тарифа отчислений на накопительную часть будет учитываться и при расчете страховой пенсии. Для каждого работающего гражданина будет ежегодно рассчитываться «годовой пенсионный коэффициент» (ПК): отношение его зарплаты, с которой в этом году уплачивались страховые взносы в систему ОПС, к максимальной зарплате, с которой работодатели уплачивают страховые взносы в размере 22%, умноженное на 10 (для граждан, не имеющих накопительной части пенсии), или 9,1 (для выбравших тариф 2%), или 7,27 (при выборе тарифа 6%).
При расчете размера страховой пенсии суммируются все годовые ПК. При этом особым образом учитываются и страховые нетрудовые периоды: за отпуск по уходу за детьми и срочную службу в армии. Так, за каждый год срочной воинской службы начисляется 0,85 ПК исходя из условной зарплаты в 1 минимальный размер оплаты труда (МРОТ). При рождении каждого ребенка в стаж засчитывается 1,5 года отпуска по уходу за ним. А год ухода за первым ребенком оценивается в 0,85 ПК исходя из 1 МРОТ; за вторым – 1,7 ПК исходя из 2 МРОТ; за третьим – 2,55 ПК (3 МРОТ).
Поощрение ожидает тех, чей трудовой стаж к моменту назначения пенсии превысит 30 лет для женщин и 35 лет – для мужчин. За каждый дополнительный год начисляется 1 ПК, а при стаже в 35 лет у женщин и 40 лет у мужчин сверх того добавляется еще 5 ПК. Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно определяет Правительство РФ.
Если достигший пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин) гражданин продолжит работать и не станет обращаться за пенсией еще несколько лет, его тоже поощрят. Для этого в формулу расчета пенсии вводятся премиальные коэффициенты.
К примеру, в случае обращения за назначением трудовой пенсии через 3 года после достижения пенсионного возраста фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, в 2013 году равен 3 610,31 руб.) будет увеличена на 19%, а страховая пенсия – на 24%. Если же без обращения за назначением пенсии проработать 8 лет сверх пенсионного возраста, то фиксированный платеж будет увеличен на 73%, а страховая часть – на 90%.
При этом минимально необходимый для назначения трудовой пенсии стаж планируется постепенно повысить с нынешних пяти до 15 лет: в 2016 году он будет равен шести годам, в 2017-м – семи и т. д. Те, у кого общий стаж будет менее 15 лет, получат право обратиться в ПФР за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины – в 65 лет). Понятно, что она будет ниже трудовой. Однако предусмотрена социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.
Планируется поэтапно повысить и предельный размер заработной платы, с которой страховые взносы в фонд ОПС уплачиваются по ставке 22%, с нынешних 1,6 до 2,3 размера средней заработной платы по РФ. Повышение будет происходить в течение семи лет с шагом 0,1 в год.
На сайтах Министерства труда и социальной защиты РФ (www.rosmintrud.ru) и ПФР (www.pfrf.ru) размещены пенсионные калькуляторы, с помощью которых все желающие могут прикинуть, какого размера будет их пенсия, если... Правда, этих самых «если» слишком много для того, чтобы рассчитать сумму более-менее точно. Но зато калькулятор вполне можно использовать для того, чтобы оценить, как скажется на размере пенсии выбор того или иного тарифа (2% или 6%), продолжительность трудового стажа, рождение детей или более позднее обращение за назначением пенсии.
Там же, на сайте, можно оставить свои вопросы, замечания и предложения. Предполагается, что до конца нынешнего года будет принят весь пакет документов, необходимых для того, чтобы можно было начать рассчитывать пенсии по новым правилам. А весь 2014 год отведен на то, чтобы проверить, отладить и запустить новый механизм расчетов.
Нерешенных вопросов пока что более чем достаточно. Например, как быть с теми, кому пенсия уже начислена? Есть предложение засчитать им по новым правилам хотя бы службу в армии и уход за детьми, но примут ли его? Понятно, что если человек по какой-то причине не стал оформлять пенсию и продолжает работать, то он может рассчитывать на получение после 1 января 2015 года пенсии повышенного размера. Но можно ли будет отказаться от свеженазначенной пенсии, чтобы заработать право на ее повышение?
Внимательный читатель наверняка уже отметил, что новые правила разработаны с явной целью поощрить рождение 2-3 детей, получение «белой» зарплаты (иначе коэффициенты и начисленная с их помощью пенсия окажутся куда ниже желаемых) и обращение за пенсией спустя несколько лет после достижения пенсионного возраста. Увы, никакой калькулятор не в состоянии рассчитать, удастся ли таким способом хотя бы частично решить эти важнейшие задачи. Не исключено, что пенсионный механизм придется дорабатывать и отлаживать еще не раз.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/07/25/479957