Олег ОСИНСКИЙ, директор департамента транспорта администрации города Омска: «Около этого рынка такие структуры и люди крутятся, что спать потом плохо начинаешь»

Дата публикации: 10 июля 2013

После выхода в печать первых четырех выпусков  журналистского расследования «КВ» «Мертвые маршрутки» («КВ» № 21-23) директор департамента транспорта администрации города Омска Олег ОСИНСКИЙ заявил корреспонденту «КВ», что материалы не объективны, это «игра в одни ворота». Поэтому «Мертвые маршрутки-5» состояли почти полностью из комментариев Олега Ивановича, но  то и он нашел в чем упрекнуть:  якобы слова были вырваны из контекста, «не так расставлены запятые». В итоге корреспондент «КВ» Георгий ГОРШКОВ встретился с директором департамента транспорта  в его кабинете 4 июля и публикует теперь практически дословную версию беседы.

— Олег Иванович, ваше мнение о проблемах на рынке пассажироперевозок.

— Законодательная база сегодня не позволяет поступать нам, как хотят журналисты, жители города и многие другие, которые говорят: «Да что такое! Что там сложно навести порядок?» Скажите как? Сегодняшнее федеральное законодательство с каждым днем упрощает и облегчает деятельность предпринимателей. Если взять закон о лицензировании десятилетней давности и сегодняшний – это небо и земля. Сегодня у транспортной инспекции вообще никаких прав нет, они  по рукам-ногам связаны. В области транспорта вообще очень мало нормативных документов. Сегодня перевозчик по федеральным законам получает лицензию, рисует сам схему маршрута и сам утверждает, согласовать ее должен только с органами местного самоуправления. Но даже если не согласовал – наказания нет. Поэтому они все и ездят. ШАПОВАЛОВ — (начальник Управления государственного автодорожного надзора Омской области. — "КВ"), когда говорит «нелегалы», то имеет в виду машины без лицензии. И их никто даже не считал! Потому что раз нет наказания, то зачем лицензию брать.

— Но ведь существуют штрафы за осуществление пассажироперевозок без наличия лицензии. 50 тысяч рублей в первый раз, во второй раз уже производится конфискация транспортного средства.

— Докажите. Он скажет, что это все мои знакомые в салоне, друзья и я их везу куда угодно. Наши предприниматели чрезвычайно предприимчивые люди. Я уже третьего министра  страны слушаю, с одним даже встречался – с ФРАНКОМ, который говорил, что  онисейчас в Госдуму поправки будут вносить, и в 2004 году все будет. ЛЕВИТИН то же самое говорил в 2006 году, СОКОЛОВ вот недавно. Тишина… Вопрос: почему? Сами ответите? Я помогу: колоссальный рынок…

черного нала?

-  Да. Просто никто даже не знает об этом. Около этого рынка такие структуры и люди крутятся, что спать потом плохо начинаешь. А представляете, что происходит в Москве? И какое там из-за этого  лоббирование? То есть  машину сегодня купил, завтра уже отбой пошел. Если вы магазин или что-то другое хотите развивать, то это очень долго, и будет или не будет, еще неизвестно, потребителей прикормить надо. А тут ничего не надо, трафарет поставил – и деньги тут же в карман. Собственнику машины уже не надо прятаться, бегать от налоговой, он отдал полномочия этому товарищу, который называется «пастухом» или «посредником» и тот всем занимается.

Я вам расскажу все, но вы будьте очень осторожны с этими вещами: ничего хорошего из этого не получится. Сначала люди покупали машины и сажали туда своих водителей, потом стали покупать в лизинг. Все так работали. А потом в прошлом году появилась еще одна сила, которые пришли и сказали, что «мы вам будем помогать, парни». Те ответили, что без них справятся. «Нет, — ответили им, — вы без нас не справитесь». Сегодня они колеса колют, заставляют людей идти под себя. А теперь  хотят создать собственное объединение. И даже не знаешь, как себя вести. Раньше город был красный, милицейский, а теперь милиция как-то сдает свои позиции. Но эти новые люди нам  говорят, что не будут беспредельщиками, будут  работать по документам и обещают на этом рынке порядок. Департамент им выдает документы, и они становятся легитимными. И поэтому те, кто занимался маршрутками раньше  сейчас присели. Приходят ко мне и говорят: Олег Иванович,  расторгни договор с тем-то. Я отвечаю:  зачем, вы же раньше легко с ними справлялись. Теперь есть решение городского совета № 71 и надо по нему как-то жить — на самом деле сейчас происходит стабилизация рынка, все поняли, что никто никому не даст дернуться.

И мы  не хотим взорвать этот рынок. Большинство предпринимателей заявили не те машины, на которых ездят. У департамента цель какая? С каждым по-честному?  Сейчас можно расторгнуть договоры с 60 процентами маршруточников и сказать потом, что сделали все по-честному. Но тогда мы взорвем рынок. И еще раз конкурс будет, и еще раз передел будет, и неизвестно, чем следующий конкурс обернется, может быть, еще большей фальсификацией. И это бесконечно. Поэтому мы каждый день собираем перевозчиков и говорим им, ну, давайте в этих условиях уже работать, все разрешим. Я вчера подписал много договоров, есть у нас временные допуски на 6 месяцев. Я всех трудоустрою. А мы хотим взорвать рынок? И куда денется перевозчик? На Луну улетит? Да он же станет нелегалом. Наша задача – всех легализовать. Они все в правовом поле.

— А если машина старая, то тоже легализуете?

— Машины старые будут работать и никуда не денутся. Их хозяева писали гарантийные письма, и у них три года на замену. Но давайте вернемся к маршруту № 322, о котором вы в газете пишете. Когда эти парни увидели, что слишком много машин ездит, то решили поставить счетчик. Они наняли человека, который стоит с секундомером и отправляет машины через три минуты. Вот товарищ ФЕДОРОВ (ИП Михаил ФЕДОРОВ. – Прим. «КВ») сказал, что не будет в этом участвовать. Но когда машины стали «отстреливаться» в три минуты, он пришел к нам и сказал, что его не пускают и теперь он согласен. Но я понимаю, что это не Михаил, там Андрей (председатель правления ОООО «Омский союз автоперевозчиков» Андрей ФЕДОРОВ. – Прим. «КВ») стоит сзади. Покажите мне в России город, в котором справились с частным общественным транспортом, и я вам скажу, что там происходит. Нижний Тагил – 3 человека держат перевозки. И я знаю их, они были у меня здесь.

— Но вернемся к Омску. С этими новыми людьми, так их назовем, о которых мы говорили выше, вы общались непосредственно?

-Я с ними не общаюсь, только через посредников. Но местные законы, к примеру, наше 71-е решение — это не закон для прокурора, для полицейских и всех остальных, потому что они федеральные структуры. Для них решение горсовета не закон, мы пишем их для себя, для своих департаментов. Налоговая инспекция говорит, что неважно, что билеты не отрываются, они же на вмененке: свои доходы и расходы подтверждать не надо.

— Накануне депутат Виталий ПУТИНЦЕВ в горсовете  спросил вас, есть ли реестр недобросовестных перевозчиков.

— Он есть. Их 200 человек. Расторгаем? И куда они? На Луну? ПУТИНЦЕВ сказал о недобросовестном реестре. Я поеду, покажу ему, даст горсовет команду расторгнуть, я расторгну.

— А сколько машин всего?

— Реально 2900 машин ездит по городу. Я же говорю, что выиграли конкурс другие машины, но замена началась уже. Если вас интересует только маршрут № 322 и ФЕДОРОВ, то это совсем другое. Зачем вы его пиарите? Я не знаю, может быть, это оплаченные статьи. Вы пишете о каком-то союзе (ОСА – «КВ»)? Об этой организации никто не знает. Я тут справки пытался навести, но у меня никто не знает, в реестре департамента экономики тоже не знают, а там все фирмы есть.

— А что будет с нерентабельными маршрутами?

— Мы продолжаем их объявлять. Мы сейчас все, что омичи просили, открыли. С Учхоза через Бердникова на 3-разъезд? Пожалуйста. Но три дня там маршрутки поработали, и уже никого нет. Был еще один на «Пламени», но там нет пассажиров. Сейчас маршрут № 509 нелегальный, но мы будем вносить его в маршрутную сеть. На прошлых неделях № 516,  212 и еще один из Нефтяников были нелегальные. Все, там был «пастух», который собрал машины, открыл маршрут, теперь там его нет. Вообще у меня было желание всех, кто в городе работает, легализовать, подписать со всеми договоры. Но возникает вопрос о коррупционной составляющей. Наше правительство говорит, что если не хочешь на что-нибудь нарваться, то проведи конкурс. Но на конкурсах всегда будут аферы. Вот спросите у транспортной инспекции, как у них. Вот они нашли недобросовестного перевозчика, приходят к нему, а им отвечают, что деятельность свою закрыли еще вчера. А где машины? Машины уже у Петрова. Как его ловить? Никак.

— Что думаете о готовящемся законопроекте, который позволит штрафовать перевозчиков, не заключивших договоры с органами местного самоуправления?

— Это не наш законопроект, даже не знаю, во что это выльется. Это как за тем зайцем гоняться. Потому что водитель за рулем, а штраф надо выписывать собственнику, надо найти его, доказать, что нарушил. Потом суд. Но это хоть что-то. И опять это на местном уровне, не федеральном. Давайте пригласим маршрут № 322, пусть договариваются. Да они тут будут в клочья друг друга рвать и ни не о чем не договорятся. У меня в кабинете все бои проходят. С ними надо по одному, потом снова вместе. И потом уходят, и потом опять скатывается все назад, потому что у всех бизнес, все пытаются заработать, в том числе и на чужом горе. Или, к примеру, МЕНЯЙЛОВ и МИХАЙЛОВ, у них долгая война была, по ним мы решили. Дальше проблема появилась, я приглашаю, к примеру, АРТЕМЬЕВА и МАКАРОВА. Но вот  той организации, о которой вы пишете, ее нет в реестре. Может быть в другом реестре? Уже четвертая статья однобокая. Везде здесь чувствуется ФЕДОРОВ.

— И полиция тоже признается, что контролировать перевозчиков невозможно?

— Да. А она что должна сказать? Что всех нелегалов отловят? Все знают, что есть машины без лицензии. Наша ситуация парадоксальна: если нет нормативного документа на этот вид деятельности, то жить проще. Реально, транспортная инспекция приезжает, им говорят, что нет лицензии, иди дяденька отсюда, ты не имеешь права меня проверять, документ мне не выдавал. Это вопрос других структур, а тем нужно еще доказать, что он нелегально занимается предпринимательской деятельностью. Это сделать невозможно.

— А на ваш взгляд, какой нужен закон?

— Чтобы инспектор ГАИ имел право останавливать транспортные средства, перевозящие пассажиров, у транспортных средств должна иметься лицензия, схема маршрута, утвержденная департаментом транспорта. Если бы это было, то инспектор забирал права, а транспортное средство — на штрафную стоянку. Мы бы эту проблему решили, но тогда антимонопольный комитет стал бы говорить, почему удостоверения забрали, он же правила дорожного движения не нарушал. Значит, и туда надо вносить изменения. То есть кучу-кучу законов надо написать, а не выхолащивать-выхолащивать. Кто это выхолащивает? Им это выгодно. Это такой рынок – теневой. Черный нал. Черный! Вообще никто не знает, какие суммы. Можно просто подсчитать, количество людей (350 тысяч человек ежедневно), количество транспорта и понять, какая сумма денег крутится. Гигантская. Миллиарды.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/07/25/802243