Суд отказал омичу, требовавшему, чтобы Сбербанк вернул ему деньги, похищенные со счета интернет-мошенниками

Дата публикации: 17 июля 2013

Как сообщили KVnews в Омском областном суде, к ним с иском к ОАО «Сбербанк России» обратился представитель общественной организации в интересах клиента (название организации и фамилию истца попросили не называть), по факту хищения денег интернет-мошенниками. Зато в суде пояснили суть иска и основания отказа в нем.

Потерпевший имел валютный накопительный вклад в Сбербанке, а также зарплатную карту. Услугу «Сбербанк онлайн», он, по его словам, подключил исключительно для того, чтобы отслеживать поступления на карту. Не ознакомившись с руководством пользователя «Сбербанк онлайн», он не знал, что через интернет можно распоряжаться не только зарплатным счетом, но и средствами, хранящимися на вкладе.

По версии истца, в сентябре 2012 года он через поисковую систему в сети вышел на страницу, внешне похожую на страницу системы «Сбербанк онлайн». Ввел логин и постоянный пароль, после чего страница зависла, а к нему на сотовый телефон стали поступать сообщения.

— Вскоре ему позвонил человек, представившийся сотрудником банка, пояснил, что в системе возникли неполадки, для устранения которых нужно немедленно ввести разовый код доступа, полученный от Сбербанка. Засомневавшись, мужчина отключил компьютер, но СМС и звонки продолжали поступать. Клиент еще раз зашел в интернет, через поисковую систему снова нашел страницу, как ему казалось, своего банка и увидел телефон службы технической поддержки. Позвонив по этому номеру, он услышал уже знакомый голос, снова попросивший его ввести разовый код. На этот раз мужчина подчинился, после чего его оставили в покое, — пояснили в пресс-службе облсуда.

Впоследствии выяснилось, что номер телефона, по которому он звонил, отличается от настоящего номера банка всего на одну цифру. А страница в интернете, на которой он вводил свои пароли, является фишинговой. Мошенники просто перевели средства с его валютного вклада вначале на его карту, а оттуда на свой счет. В итоге потерпевший лишился 99 тысяч 999 рублей. После этого мужчина заблокировал карту в ближайшем отделении банка, и похитить остальные деньги преступникам не удалось.

— В суде мужчина потребовал, чтобы Сбербанк вернул ему всю исчезнувшую сумму, а также выплатил компенсацию морального вреда. По его мнению, банк не должен был перечислять деньги с его вклада, поскольку письменного распоряжения об этом он не давал, сберегательную книжку и паспорт не предъявлял. Его представитель также ссылался на то, что клиент не имел намерения подключать свой валютный вклад к системе «Сбербанк онлайн», такого заявления в банк не подавал, — уточняют в суде.

Суд, согласно «п.1.2 Условий предоставления услуги «Сбербанк онлайн» решил, что при регистрации клиента в системе дистанционного доступа банк обеспечивает ему возможность проводить операции по всем его счетам, открытым в банке. Согласно другому пункту условий в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, к которым в том числе относятся противоправные действия третьих лиц, банк освобождается от ответственности за ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств.

Кроме того по условиям использования банковских карт ОАО «Сбербанк России», держатель соглашается с получением услуг через Интернет, осознавая все связанные с этим риски. Держатель сам обеспечивает доступ к сети, защиту своего компьютера от несанкционированного доступа и вредоносного программного обеспечения.

Как пояснил допрошенный в суде специалист по защите информации, в настоящее время распространены компьютерные вирусы, которые не дают интернет-пользователю зайти на легальную страницу нужного ему сайта, а автоматически переводят его на фишинговую, то есть поддельную страницу.

— В результате суд пришел к выводу: поскольку клиент самостоятельно осуществил все необходимые действия для подключения «Сбербанк онлайн», он должен был при входе в личный кабинет ознакомиться со всеми условиями предоставления услуги и руководством пользователя и далее неукоснительно их соблюдать. Также на сайте размещено предупреждение о том, что сотрудники банка никогда не звонят на мобильные телефоны клиентов, чтобы запросить пароль. В данном случае потерпевший это предупреждение проигнорировал, проявив неосмотрительность. Оснований для возврата банком утраченной суммы нет, — резюмируют в суде.

Кировский районный суд в удовлетворении исковых требований отказал.

Омский областной суд апелляционную жалобу, поданную представителями истца, оставил без удовлетворения, решение без изменения.
Фото (С) anekdot.ru
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/07/26/710558