16 июля на «кухонные посиделки» в редакцию газеты «Коммерческие вести» пришел мэр города Омска Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ. Напомним, что именно на кухне «КВ» в апреле 2012 года Вячеслав Викторович впервые публично заявил о своем намерении участвовать в выборах мэра. Подвести итоги первого года работы в кресле градоначальника Вячеславу ДВОРАКОВСКОМУ тоже довелось в разговоре с журналистами «Коммерческих вестей». Представляем вниманию читателей интересные моменты этой беседы.
— Вячеслав Викторович, за последний месяц три транспортных средства провалились на улицах города под землю. Установлены ли причины, как вообще такое возможно?
— Ни для кого не секрет, что территория города только на 30% обеспечена ливневой канализацией, это одна из причин. Первый провал был связан со стандартным испытанием теплосетей, когда в трубопроводы подается повышенное давление. Во время испытаний произошел порыв, в итоге размыв и провал. На пересечении Герцена и Фрунзе тоже уже ситуация понятна, там причина в некачественно выполненных работах специалистами ТГК-11 по окончании ремонта тепловых сетей. Это если говорить о конкретных случаях. А в целом и мы у себя отмечаем, и на федеральном уровне об этом говорил недавно президент РФ Владимир ПУТИН, старение инженерных сетей продолжается, мы их не «омолодили», и это даже не трагические для нас 65%, уже 80% износа. Так что нужно принимать меры, чтобы такие аварийные ситуации предупреждать. Когда случился на улице Магистральной прорыв, мы приняли решение и заключили соглашение со всеми теплоснабжающими организациями и ОмскВодоканалом о том, чтобы они нас предупреждали, где и когда будут проводиться испытания. Теперь во время испытаний работники нашего управления благоустройства контролируют процесс на местах.
— Департамент транспорта пытается бороться с пробками. Но как ни крути тот же Красный путь – основная магистраль в городе и разгрузить ее могут только серьезные дублеры. Были же разные проекты по организации дублирующих магистралей, понятно, что все они дорогостоящие. Попытки осуществить такие проекты еще предпринимаются или уже оставлены?
— Попытки не оставлены. По большому счету, нам очень нужен дублер, который с улицы Магистральной или улицы 22 Апреля будет выходить на улицу Панфилова, а с Панфилова будет сброшен на федеральную трассу Челябинск — Новосибирск. Этот дублер крайне нужен городу, потому что мы со всех сторон стекаемся либо на Красный путь, либо на Герцена. Не оставлены и планы по организации магистрали по набережной Иртыша с мостиком через Омку. Был разговор о том, что Газпром реализует проект набережной, но он пока не получил развития. Все упирается в ресурсы, которых на эти проекты в настоящее время нет. Сделаем город привлекательным, и тогда появятся финансовые средства.
— Достаточно спорный вопрос с направлением денег на реконструкцию улицы Валиханова, когда можно было и, правда, на набережную направить. Но вас, видимо, не спрашивали, вроде как дарю — бери.
— Это решение Газпрома. Единственное, что мы попросили их перенести подземный переход с улицы Ленина на проспект Маркса. Конечно, для организации движения самым лучшим вариантом было бы сделать четырехсторонний переход на Масленникова и Маркса, но и тот переход, который появится, точно никому не помешает и очень даже оправдан.
— За первый год работы вы много усилий приложили к реорганизации структуры администрации города. Каковы были ее цели и довольны ли вы результатами?
— Было очевидно, что все возможные резервы для наполнения бюджета кроются в земельном и имущественном комплексе города. Имущество, конечно, уже не такой существенный резерв, так как за последние годы по большей части город избавился от него. Поэтому ставилась задача укрепить именно земельный блок. После ухода в областное правительство Юрия ГАМБУРГА, который курировал это направление, мы оказались не прикрыты в этом вопросе. Поэтому была принята на работу Елена БРЕЕР. До этого она работала в должности заместителя министра имущественных отношений области и занималась вопросами земельных отношений.
— Планируете ли еще что-то изменять в структуре администрации?
— По сути, реорганизация закончилась. У нас лишь один вопрос остался не завершенным, и касается он подготовки к трехсотлетию Омска. Осталось всего три года, а мероприятий нужно реализовать к юбилею еще очень много. Поэтому нам необходимо сформировать группу, которая будет заниматься исключительно этим вопросом. Если по строительству транспортных объектов, социальных объектов работа организована и полным ходом идет, то все, что касается истории города, его облика, в программе подготовки к юбилею города не было в достаточной степени проработано. Сейчас это нужно восполнить, найти ресурсы, решить организационные вопросы. Вот для этой задачи, думаю, необходимо создать в структуре мэрии управление с определенными полномочиями.
— Уже пошел слух, что заниматься этим будет глава регионального минстроя Станислав ГРЕБЕНЩИКОВ.
— Я полагаю, что Станислав ГРЕБЕНЩИКОВ этим заниматься не будет.
— Какие земельные вопросы вы ставите для себя как первоочередные?
— Все вопросы этого блока очень важны. Сейчас, как вы знаете, мы переводим выделение земли полностью на конкурсную основу. Кроме того, наводим порядок на уже выделенных землях. Например, под строительство жилых домов в городе выделены земельные участки минимум на 7 млн кв. м жилья, на 1,5 млн кв. м уже выданы разрешения на строительство. А в год мы сдаем максимум 600 тысяч квадратов! Представляете, какая масса земельных участков простаивает? В этом нужно навести порядок, ибо здесь кроется и финансовый резерв, и завтрашний день нашей стройки. Конечно, не все получается легко и просто, но мы наращиваем обороты.
— Какова ваша позиция по кадастру, планируете ли принимать какие-то меры по наращиванию земельных платежей?
— Мы проанализировали кадастровую оценку, и предыдущую, и настоящую. Видно, что прежде при оценке учитывались лишь два-три параметра – приближенность к центру, транспортная доступность. Мы нашли специалистов, которые предлагают более грамотный подход, и, по их мнению, минимум 24 параметра надо рассматривать при определении кадастровой стоимости. Тогда цена земли будет точнее и предприниматель не будет в обиде. Как результат, будет складываться рост доходов от платежей за землю – земельного налога и арендных платежей. Мы хотим по этому пути сейчас пойти и никому не запрещаем в этой работе участвовать. Мы убеждены, предприниматели в первую очередь должны включиться в процесс. Дифференцированный подход — вот суть нашей позиции.
— Какие перспективы решения финансовых проблем видите?
— Ключевой выход один – развивать экономику города и региона в целом. Второй вопрос, которым мы занимаемся, – полнота сборов, которые формируют доходы в бюджет. Плотно работаем с налоговой инспекцией, и очень досадно, что сейчас мы недополучаем доходы в части земельного налога. Причина понятна – кадастровая оценка земли. За полгода мы недополучили по земельному налогу почти 360 млн рублей от плановых показателей. Считаем, что потенциал имеется и в НДФЛ.
— Каков он?
— Чтобы точно ответить на этот вопрос, надо много камеральной работы провести. Что-то значится в недоимках, что-то уже начислено, но пока не поступило, а где-то ушли люди просто от налогов. Очень показателен пример с перевозчиками. Исходя из тех налогов, что они уплатили, каждый водитель получил годовую зарплату около 31 тысячи рублей. Очень похожие вещи происходят в сфере торговли, в строительстве. Так что с точки зрения справедливости к участию жителей в формировании бюджета вопросов много. Омск, знаете, имеет среди крупных федеральных предпринимателей репутацию излишне осторожного и даже излишне консервативного города. Начиная с 90-х годов и до сегодняшнего дня ни один объект, который мог бы что-то серьезное сделать для экономики города, не обходился без жесткой критики, вспомните хотя бы завод офсетных красок, мусоросжигательный завод. Все подвергалось обструкции. Этот налет нашей провинциальности, нерешительности очень серьезно влияет, и задача наша – изменить это отношение, в том числе и со стороны инвесторов.
— Кто и когда в городе, в области будет целенаправленно занимаься привлечением инвестиций?
— Глупость, наверное, скажу, к Всевышнему, может, обратиться? Я вам могу сказать, что мы делаем и что намерены делать. А загадывать, кто, где и когда, не буду.
— Каков сейчас объем муниципального долга?
— Объем долга не выходит за рамки нормативов, прописанных в Бюджетном кодексе РФ. По финансовой безопасности города беспокойства у нас не возникает. За 2013 год мы нарастили долг на сумму 570 млн рублей, запас у нас еще большой, но с 2014 года увеличивать долги мы не намерены.
— Для чего мэрия строит планы по выпуску ценных бумаг и оформлению облигационных займов?
— У города огромное бремя судебных решений по выполнению капитального ремонта многоквартирных домов. По объему работ, которые надо выполнить по судебным решениям, мы, по-моему, впереди России всей. И еще одна проблема, о которой даже не знаю, стоит ли говорить, будить лихо... это проблема замены лифтов. Мы, правда, регулярно взаимодействуем с обслуживающими организациями, и пока удается содержать лифты врабочем, безопасном для омичей состоянии, редкое утро бывает, когда приносят сводку, что где-то лифт остановился. Именно за счет грамотно организованного выпуска облигаций мы и надеемся включить в оборот ресурсы для решения этих задач. Пока не могу сказать, что мы уже готовы это делать. Пока изучаем опыт, и, кстати, когда приезжал наш земляк Леонид ПЕККЕР, он тоже предложил свой вариант.
— Какой именно вариант?
— Он предлагал свое участие в разработке процедуры выпуска ценных бумаг. Дал нам своих специалистов, и они работают сейчас с нашими специалистами, идет изучение вопроса. Я о деталях того, чем отличаются варианты, говорить не буду. В любом случае, если в банке мы берем деньги под 8-9%, а облигации обойдутся дешевле, городу будет польза, и здесь потерь не понесем.
— А про проект с колесом обозрения речь шла с ПЕККЕРОМ?
— Да, и он уже не знаю какой по счету потенциальный инвестор по этому проекту. Когда обратился первый инвестор, и он выбрал именно Воскресенский сквер. Мы, в рамках градостроительного законодательства, вынесли проект на обсуждение. Потом это обсуждение превратилось в своего рода обструкцию. Но что поделать, раз живем в такое время. Дело дошло до стадии, когда мы предложили подобрать другое место. Они сначала согласились на это, а потом сказали, нет, другое место не подойдет. Затем включилась омская компания «Юката». Третьим пришел ПЕККЕР. Но в целом идея креативности, своеобразного прорыва города из своей провинциальности, которая заключалась в проекте, не была принята.
— А какие-то конкретные другие площадки предлагались инвесторам?
— Да, предлагалась площадка в районе санатория «Восход» на Левом берегу, площадка на Зеленом острове. Нам сказали: нет, вы плохо понимаете, что представляет собой этот проект. Колесо времени, мол, будет связано с исторической памятью, как это сделано во многих городах, в том числе в Лондоне. И нужно именно это место и именно такая высота, потому что тогда будет хорошо обозреваться исторический центр города, и днем и ночью город с этой точки будет выглядеть достойно. А дальше уже пошло обсуждение в стиле — один говорит: вот, у нас такой проект, а другой — парк вырубать нельзя, и точка. Диалог шел на этом уровне. А то, что Воскресенский сквер сегодня не функционален, не имеет особой привлекательности, не имеет какого-то своего лица, представляет собой хаотично высаженные, порой несовместимые да еще и старые деревья, это да. Его можно привести в порядок, это было в проекте. И если бы обсуждали проект, и по итогам обсуждения появились аргументы против, тогда ситуация хотя бы стала понятной. А сегодня сформировалась следующая оценка ситуации: администрация во главе с мэром является сторонником колеса. Еще раз, в 185-й китайский раз повторяю: наша задача, получив проект — рассмотреть и вынести на обсуждение. Что мы и сделали. Но обсуждать, как показала практика, увы, не умеем. Судя по тому, как шло обсуждение, у участников диалога не получилось. У каждого из них есть позиция, и она, по их мнению, единственно правильная.
— Не поставлена точка в разговорах о будущем омских трамваев. Проходила информация о том, что будут пути убирать с улицы Жукова, появилось даже движение «Омск против трамваев». Сформулируйте свою позицию.
— В этом вопросе нет конфликта интересов. Случайность обострила эту тему. Напомню: на встрече с предпринимателями от одного из них — у которого на Жукова торговые точки, и подъезды к ним осложняются расположенными рядом трамвайными путями — прозвучало предложение пути убрать. Я на это ответил, что в генплане города есть перспектива развития рельсового транспорта, а наша первая задача — связать трамваем линию от кольца на Заозерной до улицы Труда. Чтобы сделать эту транзитную линию, нам не хватает вдоль 24-й Северной (не по ней, а по соседней улице) одного участка, цена его 600 млн рублей. И дальше прозвучала моя фраза о том, что только после реализации этого проекта можно обсуждать, убрать или не убрать трамваи. Этой фразы хватило, чтобы нас назвать врагами трамвая. Скажу так, развитие трамвая будет идти в меру наших возможностей. В генплане все это предусмотрено. Мы в текущем году ремонтируем 7,5 км трамвайных путей, причем по технологиям, которые значительно снижают его шумность.
— Кстати, как вы относитесь к заочному диалогу с московскими блогерами? ВАРЛАМОВ что-то скажет, потом наши журналисты пишут, что ответил мэр по этому поводу, и так без конца.
— Я, наверное, буду не очень деликатен, но скажу: у кого нет своего дела, тому есть дело до всего. Мне забавно, когда человек побывает в городе два-три дня и делает выводы. Если ему слава ДОСТОЕВСКОГО не дает покоя с его словами о том, что город грязный и пыльный, это одно. А если человек изучил обстановку и критикнуть просто хотел, то следом за критикой должны быть какие-то предложения. А так получается, приехал, сделав безответственное заявление, продемонстрировал свое пренебрежение омичам, и назад, в виртуальное пространство.
Понимаете, я полагаю, что у нас, кроме психологических, других проблем нет. Мы многие годы живем в режиме сопротивления – кто бы что ни делал, сразу ярлык. Согласия в такой ситуации не достичь и коллективные усилия на решение проблем не направить. Результат будет тогда, когда люди вокруг чего-то объединятся. Думаю, сейчас в Омске эти процессы начинают позитивно развиваться. Люди уже начали вникать в вопросы, пока, правда, бытового характера – транспорт, ЖКХ. Не кричать, а брать карандаш и считать, и объединяться, и добиваться чего-то – этому нас научила ситуация с оплатой мест общего пользования, платой за общедомовые ресурсы и многое другое. Городские власти направляют свои усилия, чтобы оказать населению действенную помощь в этом.
— А когда на набережную вы выезжали с губернатором, что решили там, с «Корстоном»?
— Перед главным зданием педагогического университета выделен участок «Корстону», и еще один участок ближе к Иртышу. Сейчас депимущества подал иск о расторжении договора аренды, и мы намерены изъять эту землю у компании. Логично набережную в этом месте соединить. На мой взгляд, там не должно быть каких-то еще зданий, это место, которое надо отдать трем вузам, сделать там парк, спортивную площадку.
— Есть еще большой участок земли, который обозначили когда-то как парк 300-летия города Омска.
— Там ситуация очень похожая. Значительную часть парка когда-то передали в аренду московской компании, которая планировала все обустроить. Сейчас областные власти тоже к этому вопросу подключились, думаю, в ближайшие два-три месяца решим вопрос. Если москвичи уже не планируют ничего делать, будем привлекать кого-то другого. Странно будет, если мы придем к 300-летию, а парк 300-летия так и останется только на бумаге.
— Почему город в таких случаях, когда земля выделяется и простаивает годами, не пытается себя защититть? Почему не заключить нормальные договоры, кто должен нормально их исполнять, отвечать за все это?
— Иных уж нет (смеется). Когда мы были в последний раз на комитете в Совете Федерации, речь шла о преемственности кадров муниципальной службы. Когда люди часто меняются, они не успевают проникнуться.
— Часто эти случаи имеют еще и коррупционную подоплеку, когда непонятно, случайно или намеренно допущены какие-то вещи.
— Да, грани могут быть разные в таких ситуациях. Потому я и говорю, когда есть преемственность, тогда каждый несет ответственность.
— Слышали ли вы о такой инициативе граждан, как городской пикник? В этом году его посетил губернатор, а вы почему не пришли?
— Знаю про пикник, знаю, что они получали разрешение на использование площадки. Но я, видимо, как-то не очень совершенно устроен: я когда не понимаю содержания чего-то, находиться там у меня не получается. Кстати, у нас в этот день был прямой эфир, а потом стандартно субботний рабочий день до 17 часов.
— С департаментом образования что планируете делать?
— Мы должны найти нового директора департамента и организовать работу так, чтобы и речи не было о подобном тому, что произошло. Пока Екатерина СПЕХОВА будет исполнять обязанности руководителя.
— Все-таки в истории с ДУБИНЫМ вы недостаточно четко высказали свою позицию...
— В пятницу его задержали, в субботу утром он пришел, рассказал. Завели уголовное дело, но нужно было понять, что происходит, и мы решили подождать, пока правоохранительные органы примут решение, и тогда уже какие-то действия производить. Но в дальнейшем Илья Владимирович стал свои поступки объяснять сбивчиво, непоследовательно, искренности не было. А если нет искренности и правдивости, сохранять такого человека в коллективе нет нужды. Ему было предложено уволиться. Это происходило в присутствии всех заместителей мэра, и через два часа после разговора он принес заявление.
— Партия ЛДПР присылала вам гроб с совестью ДУБИНА, потом торт в виде города они же вам приносили. Как вы на такие акции реагируете?
— Осталось установить связь между ВАРЛАМОВЫМ и ЛДПР. Я не считаю, что это все серьезно. У ЛДПР все время хочется спросить: а та часть населения, которая вас поддерживает, ей нравится, что вы стебаетесь над властью, или населению все же хочется вступить в диалог и решать практические задачи?
— Возвращаясь к вопросу о транспорте. Будете ли вопрос о повышении стоимости проезда на горсовет в текущем году выносить?
— До конца года 131 млн рублей не хватает на компенсацию выпадающих доходов пассажирским предприятиям. Либо найдем эти деньги, либо будем поднимать вопрос о повышении стоимости проезда, пока не могу сказать, в текущем году или нет. А потом, в будущем, возможно, будем дифференцировать плату за проезд в зависимости от протяженности маршрута.
— Как вы оцениваете перспективы строительства метро? Писали, что «Мостовик» уже даже проходческий щит увез в Москву на заработки.
— Финансовые средства, которые были запланированы для того, чтобы к 2016 году сдать первую очередь метро, выделяются не в полном объеме. Существует очевидная опасность, что эти планы не будут достигнуты. Щит действительно в Москве, идет по 12 метров в сутки.
— Был ли заем для Омскэлектро со стороны радиозавода имени Попова?
— Было два беспроцентных займа по 35 млн рублей. На срок, если я не ошибаюсь, около года.
— На каких условиях? Какие-то предусмотрены для завода бонусы?
— Предоставить какие-то бонусы заводу не могут согласно своим компетенциям ни администрация, ни Омскэлектро. Тарифы для предприятий устанавливает РЭК.
— От идеи провести конкурс и передать электросети кому-нибудь в управление окончательно отказались?
— Конкурсных процедур по Омскэлектро точно не будет, потому что предприятие сегодня имеет достаточно уверенный план выхода из кризисной ситуации. С МРСК ведутся переговоры, и судебные процессы идут. По факту задолженность сократилась. Она возникла когда-то по двум причинам. Первая причина — это управленцы с непонятными задачами, которые подписывали мировые соглашения не в пользу Омскэлектро, а второе — это потери, которых предприятие на самом деле не имело, но было вынуждено погашать.
— На прошлой неделе вы назвали информацию о вашем желании подать в отставку грязными слухами. Как вы думаете, у таких слухов есть интересанты или это журналисты просто сами выдумывают сенсацию, чтобы привлечь к себе внимание?
— И то и другое может иметь место. Я уважительно отношусь к журналистам, у вас непростая работа, требующая реакции, знаний, убеждений и морали. Но иногда такие вещи появляются, когда человек, видимо, думает: так хочу себя проявить, что бог с ней, с истиной.
— В течение года вы руководите городом. Из тех планов и надежд, с которыми вы пришли на этот пост, что не удалось реализовать?
— К сожалению, пока не удалось главное. Я полагал, что мы сможем намного эффективнее сработать по наполнению бюджета. Я думал, что и межбюджетные отношения будут изменяться в пользу муниципалитетов, и Федерация будет внимательней к муниципальной власти, а пока бюджетное наполнение не позволяет городу в полном объеме финансировать свои полномочия, и отсюда общая инвестиционная непривлекательность. Город пока не так активно включается в экономику, как хотелось бы. Это самое слабое место.