Валерий БЕРДНИКОВ, лаборант-исследователь ООО «Тест-Лаб»: «На разработку этого проекта меня подтолкнула репетитор по химии»

Дата публикации: 31 июля 2013

23 мая подведены итоги программы «У.М.Н.И.К.-2013» (участник молодежного научно-инновационного конкурса) Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Экспертный совет отметил шестнадцать разработок молодых омских ученых, в ближайшее время каждый из них получит грант в размере 200 тысяч рублей. «Коммерческие вести» знакомят читателей с авторами наиболее интересных изобретений.

Студент второго курса Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского Валерий БЕРДНИКОВ в перерывах и по окончании занятий успевает заниматься разработкой ноу-хау. Как он рассказал корреспонденту «КВ» Георгию ГОРШКОВУ, его разработка позволит определять рак еще на ранних стадиях, не прибегая даже к анализам крови и ультразвуковым исследованиям.

— Валерий, расскажите о своем изобретении.

— Мы занимаемся разработкой экспресс-теста на выявление у человека рака при помощи анализа его слюны. Аналогией нашего теста можно назвать флюорографию, которая используется для диагностики туберкулеза. Там, если подозрения подтверждаются, пациент отправляется на дальнейшее лечение. Примерно так же хотим сделать и мы, но именно для выявления рака. Тогда при такой простой процедуре, мы думаем, можно будет определять рак на ранних этапах и не доводить его до неизлечимой стадии.
Если конкретнее ответить на вопрос, почему заинтересовались именно исследованием слюны, то потому что у нее огромное преимущество перед кровью. Во-первых, сбор происходит абсолютно безболезненно. А почти у всех людей такая установка: ничего не болит – кровь сдавать не пойду. Во-вторых, образцы слюны удобно хранить: холодильники не нужны, консервировать не надо. Методы исследования и аппараты, как и для крови, одни и те же. Кроме того, слюна быстрее реагирует на физиологические изменения в организме. А кровь — это достаточно стабильная буферная система. Чтобы изменить состав крови, заболевание должно перейти в сложную стадию. Слюна же меняет свой состав сразу, как только начинаются какие-нибудь отклонения в организме. Даже суточные колебания уже влияют на слюну. То есть заболевания можно поймать на ранней стадии, когда анализы крови и ультразвуковые исследования (УЗИ) еще ничего не показывают. Именно поэтому вся организация «Тест-Лаб», в которой я работаю, посвятила свой род деятельности такому изучению.

— А как сейчас обычно происходит выявление рака?

— Считается, что самый надежный способ — это изучение онкомаркеров. Но существует 200 видов рака и 40 видов онкомаркеров. Сами понимаете, что для больного это станет очень затратной процедурой, да и сдавать кровь для каждого маркера, естественно, неприятно и больно. Гипотетически на все маркеры даже крови не хватит.

— Как это будет происходить у вас?

— Человек сдает пробирку со слюной не более 5 миллилитров, врач ее обследует и все. Результаты — в кратчайшие сроки. Минимум расходов как для больных, так и для больниц.

— Тесты слюны раньше вообще нигде не проводились?

— Нет, безусловно, в каких-то городах уже происходит внедрение, но там только единицы поликлиник согласились на такие исследования. Поэтому чтобы вас попросили сдать слюну – это пока что редкость. Что интересно, состав слюны такой же, как и у крови, и отличается только значением нормы патологии. То есть, вместо того чтобы сдавать кровь из пальца или из вены, можно с утра, скажем так, просто плюнуть в пробирку, и получится то же самое.

— На каком этапе находится ваше исследование?

— В самом начале. Пока что делаем модельные растворы, ищем закономерности.

— Так вы хотите, чтобы пациенты именно к вам приходили или будете предлагать изобретение больницам?

— Нет, мы только исследуем. Анализы будут собирать сотрудники больницы в пробирку, и сами же врачи будут выдавать рекомендации пациентам. Мы бы хотели, чтобы это тоже стало стандартом. Например, отправляют работников какого-нибудь предприятия на плановое обследование в больницу, где они, естественно, сдают кровь, мочу, ну и заодно слюну.

— Уже были договоренности с поликлиниками?

— Пока только в рамках научно-исследовательских работ.

— Какое мнение медиков о вашем исследовании?

— Мнения разные. Медики люди консервативные, привыкли работать по традиционным методикам. Мы не раз наблюдали такую ситуацию, что у больных в онкодиспансере кровь идеальная, но люди там все равно находятся на лечении с точным диагнозом – рак. То есть медики понимают, что при некоторых стадиях рака анализ крови может дать информацию, не соответствующую действительности. Но пациентов все равно заставляют сдавать кровь, потому что так принято, такие стандарты. Хотя существуют более информативные тесты. С медиками необходима длительная работа. Дадут нам зеленый свет — внедрим, если нет, то все так и останется в рамках исследований.

— То есть раз люди к вам не приходят, то все исследования проводятся пока только на сотрудниках?

— Нет, мы сами ходим в больницы. В омской городской клинической больнице № 1 им. А.Н. Кабанова с интересом отнеслись к нашим исследованиям. Точнее, кафедра Омской государственной медицинской академии, которая там расположена. Пока мы анализируем слюну тех, у кого точно подтвержден диагноз. «Тест-Лаб» располагается на территории бизнес-инкубатора Омского государственного университета имени Достоевского.

— Когда может произойти массовое внедрение?

— Не раньше чем через три года.

— Это время уйдет на уговоры врачей?

— Нет. Методика еще находится пока на ранних стадиях. Это работа, которую даже при всем желании невозможно выполнить в меньшие сроки. Необходимы независимые испытания в клинике. Должно быть проанализировано не менее 500 пациентов.

— Сколько уже проанализировано?

— Пока что чуть больше сотни.

— 100 человек за полгода?

— Да. Конкурс «У.М.Н.И.К.» прошел в апреле, после чего мы перешли к активным действиям. Да и сами понимаете, что такое диспансеризация. Нам для испытаний нужны разные пациенты, а там, в силу длительных процедур лечения, быстро смена произойти не может.

— Вы несколько дней пациента проверяете, следите за изменениями?

— Пока что нет, пока только единожды слюну собираем. Наблюдение в динамике будет следующим этапом.

— В одиночку занимаетесь исследованиями или это командная работа?

— Скорее командная. Одному сложно. Периодически я обращаюсь за советом к своему научному руководителю проекта Людмиле Владимировне БЕЛЬСКОЙ. А обсуждение результатов образцов проходит при участии всех, скажем так, мозговым штурмом. У нас в команде 4 человека.

— Патент еще не получили?

— Нет, об этом пока рано загадывать.

— Как планируете потратить гранты?

— Однозначно, на исследования. Тем более что реактивы — недешевая штука. В одном образце слюны мы определяем 25 разных химических параметров, плюс капельку слюны мы высушиваем под микроскопом и смотрим, как происходит кристаллизация, затем анализируем кристаллы. И все это в комплексе дает нам результаты. То есть на эти 25 параметров нужны разные реактивы. По себестоимости анализа на один образец уходит порядка 100-150 рублей.

— Почему решили работать в «Тест-Лаб»?

— А руководитель «Тест-Лаб» Людмила БЕЛЬСКАЯ сама мне и предложила. Правда, тогда я ее знал только как своего репетитора по химии. Я не мог отказаться. Вообще исследование человеческой слюны, как я уже говорил, для «Тест-Лаб» является ключевым. В 2008 году Людмила Владимировна тоже по этой теме победила в конкурсе «У.М.Н.И.К.», а затем и в «У.М.Н.И.К. на СТАРТ» (сейчас начался первый год финансирования).

— Сложно было победить в конкурсе «У.М.Н.И.К.»? Чувствовали серьезную конкуренцию или сразу была уверенность в победе?

— Для меня было сложно, это ведь первый серьезный конкурс. Мои соперники – все магистры и аспиранты, а я еще студент второго курса.

— Как преподаватели относятся к вашему проекту?

— Нейтрально. Говорят, главное, чтобы учебу не забросил.

— Все занятия успеваете посещать?

— Да

— Сколько времени проводите в лаборатории?

— Летом с 10 до 16 часов. А в учебное время, конечно, после занятий, почти все свободное время посвящаю исследованиям. Только окно какое-нибудь появится, так я сюда. Поменьше пар – я опять в лабораторию. Тем более что «Тест-Лаб» находится в бизнес-инкубаторе ОмГУ им. Достоевского.

— А почему не в медицинскую академию поступили?

— В медицинской академии слишком большая конкуренция, и химия там не является приоритетным предметом. Да и тем более, изучая химию здесь, тоже можно продвинуться в медицине.

— С другими «умниками» во время конкурса познакомиться не успели?

— Не было времени на это. Конкурс для меня проходил в формате: приду расскажу о своем проекте и как можно быстрее обратно в лабораторию.

— Химия вас заинтересовала, наверное, еще со школьной скамьи?

— Именно так и было. Я неоднократно участвовал в различных олимпиадах и даже побеждал. А все благодаря моей школьной учительнице по химии Наталье Михайловне ОВОЩНИКОВОЙ, которая настолько шикарно преподавала, что по окончании школы я уже сразу знал, в какой сфере буду работать. Выбор лишь стоял в том, поступить ли мне в медицинскую академию или на химический факультет в ОмГУ им. Достоевского.  



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/07/28/641494