23 июля департамент имущественных отношений администрации Омска провел аукцион по продаже части подвального помещения в здании, расположенном по адресу: улица Победы, 5. Подвал является объектом культурного наследия регионального значения, о чем свидетельствует табличка: «Пороховой погреб 1769-1771 гг.». Здание поделено на две части: одну занимает Центр раннего развития при гимназии № 19, а вторая пока пустует. В ней владелец, депутат Омского городского Совета Валерий КОКОРИН, планировал разместить офисы. Однако руководитель Центра раннего развития Людмила ОСТАПЕНКО высказала опасения, что, став собственником подвала, КОКОРИН приберет к рукам и все здание.
На торги пришло четыре участника (все физические лица): Василий АКСЮТИН, Семен ГОНЧЕНКО, Максим МАТЮХИН и Станислав ЗАЗУБИН. Начальная (минимальная) цена лота составляла 502 тысячи рублей, а аукционный шаг — 5% от основной суммы, или 25 тысяч 100 рублей. В ходе аукциона стоимость подвального помещения площадью 38,1 кв. метр поднималась 14 раз и в результате составила 853 тысячи 400 рублей. Последнее предложение поступило от участника №1 — Василия АКСЮТИНА, который оказался гендиректором ЗАО «База комплектации строительства», о чем «Коммерческим вестям» после завершения торгов рассказала представитель – юрист компании. Согласно архивной выписке из ЕГРЮЛ ФНС России за октябрь 2012 года в числе учредителей этой компании ЗАО «УПТК „АгроСтройКомплект“, аффилированное с депутатом Омского городского совета Валерием КОКОРИНЫМ. Между тем пояснить дальнейшую судьбу «порохового погреба» представитель «Базы комплектации строительства» не смогла.
«Коммерческие вести» обратились за комментарием к реставратору и зампредседателю Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игорю КОНОВАЛОВУ:
— Давно предлагали включить подвал в состав Омской крепости и использовать его для экскурсионных целей. Я водил экскурсии в подвальные помещения этого здания по всем пяти комнатам. Здесь мы можем увидеть первые омские кирпичи, уникальную кладку. Сразу видно, что работали мастера высокой квалификации: стены хорошо сохранились. Около двух лет назад КОКОРИН явочным порядком отгородил две комнаты, те, что подальше от входа. По сути это был самозахват, который теперь он сможет узаконить. Сейчас пространство осталось небольшое, нарушилась целостность памятника и в экскурсионном плане он стал менее интересен. Я так понимаю, что этот подвал ему не очень нужен, потому что помещение над ним, на первом этаже, не эксплуатируется уже лет 10, если не больше. И он его не вводит в эксплуатацию, не знаю уж, по каким соображениям. Мне кажется, борьба за подвал была ради оформления участка в собственность: он хочет выделить землю под своей частью дома. Под Центром раннего развития КОКОРИН на подвал не претендовал. Что будет дальше, непонятно: сейчас помещения в подвале и на первом этаже не в лучшем состоянии, но я не думаю, что оно ухудшится. Опасений за сохранность памятника особо нет, ведь новый собственник обязан оформить охранное обязательство.
В течение 10-15 дней с победителем заключат договор. По условиям аукциона будущий собственник должен принять охранные обязательства, в том числе сохранять композиционную целостность объекта культурного наследия. Однако, что будет с историческим наследием, официально перешедшим в коммерческие руки, пока непонятно.