Как сообщили на минувшей неделе казахстанские СМИ, гендиректор алма-атинского ТОО «Баско» Михаил ГАРКУШКИН, прославившийся тем, что обвинил своего бывшего компаньона и гендиректора ТОО «СИЛИЦИУМ КАЗАХСТАН» Александра СУТЯГИНСКОГО в организации покушения на убийство, был сам арестован 29 июня 2013 года следователями финансовой полиции Казахстана. Задержали ГАРКУШКИНА как фигуранта уголовного дела, возбужденного по статье 226-1 УК РК (рейдерство), за попытку завладения пакетами акций ТОО «Баско» и единственного в Казахстане завода по производству металлургического кремния, предпринятую совместно с группой товарищей.
По информации пресс-службы ГК «Титан», речь идет о подделке в прошлом году нескольких документов, после чего 50-процентная доля Александра СУТЯГИНСКОГО в ТОО «Баско» втайне от ее владельца перешла в собственность гендиректора предприятия Михаила ГАРКУШКИНА, несмотря на то, что факт подделки документов установлен комплексной судебно-почерковедческой экспертизой. Еще установлено, что Михаил ГАРКУШКИН действовал не в одиночку, а с группой «единомышленников», фамилии которых, кстати, фигурируют в списке свидетелей в судебном процессе, на котором Александра СУТЯГИНСКОГО обвиняли в покушении на убийство своего бывшего компаньона.
Действия ГАРКУШКИНА по захвату чужих активов, как пояснили обозревателю «КВ» в ГК «Титан», были предприняты задолго до того, как СУТЯГИНСКИЙ-старший якобы задумал ликвидировать гендиректора «Баско», то есть заявление ГАРКУШКИНА о готовящемся покушении сильно напоминает банальный оговор с целью лишить жертву рейдерского захвата возможности сопротивляться.
О том, что в отношении бизнеса группы «Титан» в Казахстане проводится рейдерская операция, в которой участвует и Михаил ГАРКУШКИН, еще в октябре прошлого года рассказывал СМИ сам председатель совета директоров холдинга Михаил СУТЯГИНСКИЙ. По его словам выходило, что некая группа «товарищей» от имени Александра СУТЯГИНСКОГО подала сфальсифицированное исковое заявление в Специализированный межрайонный экономический суд Алматы, после удовлетворения которого 45-процентный пакет акций ТОО «СИЛИЦИУМ КАЗАХСТАН» должен был перейти в собственность рейдеров.
Но о сфальсифицированном иске узнал накануне заседания суда сам Александр СУТЯГИНСКИЙ, и 9 октября 2012 года он приехать в Алмату, чтобы отказаться от иска. Правда та поездка стоила СУТЯГИНСКОМУ свободы. На выходе из здания суда совладелец ГК «Титан» был арестован, а полгода спустя, 28 марта 2013 года, приговорен к 12 годам колонии строгого режима с конфискацией имущества за организацию покушения на убийство Михаила ГАРКУШКИНА.
Напомним, по уверениям г-на ГАРКУШКИНА, он противился теневым схемам, используемым СУТЯГИНСКИМ, хотел привести в порядок дела, запустить неработающий завод биоэтанола, чтобы вернуть бюджетные деньги, взятые у государства через Банк развития Казахстана, из-за чего и стал помехой бывшему другу. А по мнению совета директоров ГК «Титан», Александр СУТЯГИНСКИЙ не причастен к инкриминируемым ему уголовным деяниям. Все обвинения против него сфабрикованы группой рейдеров, а приговор напрямую связаны с попыткой рейдерского захвата ТОО «СИЛИЦИУМ КАЗАХСТАН».
«Несправедливый приговор возмутил всех работников компании до глубины души, — говорится в тексте заявления, распространенном омским холдингом 29 марта 2013 года. — На наш взгляд, суд не принял доводов защиты, а сторона обвинения не представила ни одного объективного доказательства, которое могло бы лечь в основу обвинения. Суд не принял во внимание, что доказательства сфальсифицированы, а основные свидетели обвинения материально заинтересованы в изоляции А.А. СУТЯГИНСКОГО. Группа рейдеров перед самым арестом и после него на основе поддельных документов захватила ТОО «Баско». Такой же рейдерской атаке подверглось ТОО «Силициум Казахстан». Факты подделки документов доказаны экспертизами, против мошенников возбуждены уголовные дела, СУТЯГИНСКИЕ официально признаны потерпевшими. Причем бесстыдная жадность этих дельцов не обошла стороной и личное имущество Александра СУТЯГИНСКОГО и его сына. Дом, земельные участки, автомобиль рейдеры прибрали к рукам, цинично заявив об этом прямо в суде».
Забавно, но арест Михаила ГАРКУШКИНА финансовой полицией совпал по времени с рассмотрением в городском суде Алматы апелляционной жалобы адвокатов Александра СУТЯГИНСКОГО, что породило поток очередных размышлений в казахстанских СМИ. По версии газеты «Время» (в которой было опубликовано первое разоблачительное интервью Михаила ГАРКУШКИНА), такое совпадение вовсе не случайность, а часть схемы по очернению светлого имиджа ГАРКУШКИНА с целью оказания влияния на апелляционную инстанцию.
Журналисты издания напомнили своим читателям, что экономические суды признали передачу 50% имущества ТОО «Баско» во владение ГАРКУШКИНУ законной (решение прошло все инстанции и в июне ступило в законную силу), а тот факт, что несколько подписей СУТЯГИНСКОГО в документах по передаче доли в ТОО «Баско» оказались выполнены не им, вовсе не означает, мол, достоверности предположения финансовой полиции о подделке подписей именно ГАРКУШКИНЫМ.
-«Оснований для задержания Михаила ГАРКУШКИНА у следствия нет, — цитирует газета «Время» мнение адвоката подозреваемого Веры ВОЙЦЕХОВСКОЙ. — В настоящее время, насколько известно защитникам, лицо, которое учинило эти подписи, вообще не установлено. Нет никаких доказательств того, что ГАРКУШКИН имеет к этому отношение. И возбуждение уголовного дела по тем обстоятельствам, которые уже были предметом судебного рассмотрения, я считаю необоснованным. Мотивом задержания указано то, что Михаил Иванович может скрыться от следствия. Однако ГАРКУШКИН имеет постоянное место жительства и работы, на протяжении последних нескольких месяцев он регулярно посещал финансовую полицию, ни разу не уклонившись от явки. Он взрослый человек, у него семья, большой бизнес. До задержания ему не предъявлялось никаких претензий по поводу этого дела, не отбиралось обязательство о явке. В тот день он пошел в финпол по своей инициативе с одной лишь целью — прояснить ситуацию, предоставив вступившие в силу решения судов. Ему нет смысла скрываться только потому, что эксперт-почерковед посчитал, будто подпись в каком-то документе кем-то подделана.