Асет МУХАМЕДЖАНОВ, директор омского филиала компании УРАЛЛИЗИНГ: «Мы делаем ставку на дополнительные сервисы для клиентов»

Дата публикации: 14 августа 2013

В 2013 году омский филиал компании УРАЛЛИЗИНГ активно начал наращивать свою долю на омском рынке лизинга, а в прошлом месяце заявил о запуске программы «Зеленый свет», ориентированной на малый и средний бизнес. Корреспондент «КВ» Егор КАЗАНЦЕВ побеседовал с директором омского филиала компании УРАЛЛИЗИНГ Асетом МУХАМЕДЖАНОВЫМ о планах компании и перспективах лизингового рынка Сибири в целом.
— Асет Адаевич, когда компания УРАЛЛИЗИНГ появилась на рынке и какие объемы работы имеет сейчас?

— Компания УРАЛЛИЗИНГ была основана в Екатеринбурге в 2000 году. Сейчас филиалы компании уже работают в 14 городах, в том числе с 2011 года – в Омске. Чтобы оценить масштаб деятельности нашей компании, сошлюсь на итоги 2012 года – по данным рейтингового агентства «Эксперт» за прошлый год, компания УРАЛЛИЗИНГ заняла по Уралу 1-е место по объему сделок в сегменте лизинга для среднего бизнеса, 2-е место в сегменте строительной техники и 3-еI место в сегментах грузовых и легковых автомобилей. Кроме того, компании было присвоено по итогам года 3-е место среди лизинговых компаний России по объему нового бизнеса.
В целом в течение многих лет на Урале наша компания стабильно находится в тройке лидеров, а по Сибирскому округу от года к году расширяет рынки сбыта.

— На какой-то конкретной отрасли компания специализируется?
— Основная доля договоров в компании УРАЛЛИЗИНГ (более половины) приходится сейчас на грузовой и легковой автотранспорт. У компании УРАЛЛИЗИНГ достаточно гибкая позиция – она всегда готова к разработке новых программ и предложений совместно с государственными структурами, крупными кредитными организациями, поставщиками. Так, с 1 июля в нашей компании была введена специальная программа государственного софинансирования «Зеленый свет». Это лизинг грузовиков, спецтехники и оборудования по сниженным ставкам с минимальным пакетом документов. Программа разработана совместно с ОАО Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства «МСП-банк» (группа Внешэкономбанка).

— Каким для вас стало первое полугодие 2013 года? Можете спрогнозировать итоги по году?

— Конкуренция на рынке лизинга в течение этого периода не переставала расти, а потому по всем филиалам компании отмечается стабилизация объемов продаж и снижение доходности на рынке в целом. Также очевидно желание все большего количества лизинговых компаний выходить на розничный рынок автолизинга. Если говорить о сибирском рынке, руководство компании ожидает, что темпы роста объемов в 2013 году сохранятся. А вот мы, омский филиал, запланировали для себя существенный рост объемов, связанный с изменением структуры компании, оптимизацией основных процессов.

— В чем заключается оптимизация процессов, что нового появилось в управлении компанией? Каковы потребности клиентов сегодня?
— Мы практикуем клиентоориентированный подход к работе. Скорость решения вопроса и удобство, наличие дополнительных услуг — это два основных критерия, по которым клиент оценивет деятельность лизинговой компании сегодня. Клиентам предоставляем ряд дополнительных сервисов: наш менеджер выезжает для консультации непосредственно в офис клиента, за каждым клиентом закрепляется персональный менеджер. Далее оказываем помошь при подборе автомобиля, регистрации автотранспорта в ГИБДД, в оформлении страховых документов, консультируем по возникающим правовым вопросам и так далее. Мы подбираем для клиента нужного поставщика по всей филиальной сети, рассказываем об особенностях лизинговых программ, о тонкостях финансовой и бухгалтерской отчетности. Клиент, который обращается в нашу компанию, получает не только финансирование для приобретения автомобиля, но и сам автомобиль, зарегистрированный, застрахованный от всех рисков. Разумеется, для постоянных клиентов в нашем филиале действуют индивидуальные условия, дополнительные скидки и бонусы. У нас работает единая горячая линия, по которой можно бесплатно позвонить и получить консультацию. Так что отношения, выстроенные с клиентами, — для нас приоритет.

— В чем клиент видит ценность лизинговой услуги? Каковы преимущества лизинга в представлении предпринимателей?

Не только в цене. В лизинге цены уже давно перестали конкурировать. Они примерно на одном уровне у всех. Демпингом ничего не добьешься. Важны, как я уже сказал, сервисы, удобство.
Клиенту важно объяснить весь процесс лизинговой сделки как можно проще, предложить удобные именно для его бизнеса условия, представить примеры других успешно реализованных проектов.
Главное преимущество лизинга сегодня – возможность реализовать свои бизнес-проекты и получить при этом прибыль. У предпринимателей растет потребность в обновлении основных фондов, при этом расширяется объем государственной поддержки малого и среднего бизнеса как на стадии становления, так и для уже действующих компаний, и это стало дополнительным стимулом для оформления имущества в лизинг. Еще один фактор, способствующий развитию рынка лизинга, — увеличение количества повторных обращений. Мы расцениваем повторные обращения как высшую степень доверия клиентов.

— Как вы оцениваете перспективы развития лизинга в России? Что может стать сдерживающим фактором и, напротив, каковы точки роста?
— Лизинг в России подтверждает сегодня свою экономическую эффективность. Сдерживающие факторы внутри отрасли – это острая конкуренция, высокие темпы ее роста и нестабильность экономики. Прогнозируется некоторое увеличение инвестиций после торможения в 2012 году и последующая за этим стабилизация и восстановление цен на достойном уровне. Можно сказать, что на данный момент не только в Омске, но и в целом по России в лизинговом секторе существуют проблемы с поиском надежных клиентов и фондированием сделок. Тем не менее мы готовы работать, обсуждать варианты сотрудничества с каждым клиентом, даже если ранее в его бизнесе были какие-то проблемы. Что касается точек роста, ставки по-прежнему будут делаться на автотранспорт (как легковой, так и грузовой) ввиду его высокой ликвидности, а поддержку сегменту строительной и дорожно-строительной техники должна оказать реализация крупных строительных проектов, таких, как Олимпиада, чемпионат мира по футболу–2018.

— Что будет происходить в ближайшие годы на рынке лизинга в Сибири и, в частности, в Омске?
— Спрос на лизинговые услуги в Сибири за последнее время увеличился незначительно, основной рост продаж нашей компании происходил за счет активного территориального расширения, а также благодаря увеличению объемов действующих филиалов.
В Сибирском федеральном округе, по моим представлениям, продолжится передел рынка, слабые игроки будут уходить в те сегменты, которые не заняты более крупными игроками, либо уходить с рынка совсем, сильные же увеличат свои доли присутствия. Самая горячая борьба, как и всегда, и по России, и в Омске ожидается на рынке лизинга легкового автотранспорта. Полагаю, что до конца года спрос должен сохраниться на уровне, заданном в четвертом квартале 2012 года.
В недалеком будущем нам всем – я имею в виду участников рынка — необходимо преодолеть и осуществить масштабные изменения в отрасли, чтобы рынок не уперся в потолок в 2,5-3%. Очень важно усовершенствовать законодательную базу и правоприменительную практику, инвестировать в те отрасли, которые не занимались обновлением оборудования с начала 2000-х годов (ЖКХ, речной транспорт и т. д. Необходимо производить изменения и в самих лизинговых компаниях — в части риск-менеджмента, автоматизации, практик корпоративного управления и так далее.

— Какие компании лидируют сегодня на рынке Сибири?
— Тенденция к выходу крупных игроков на розничный рынок в 2012-2013 годах лишь укрепилась, так, можно говорить об усилении позиций таких компаний, как «Европлан» и «Балтлизинг». Однако сложно говорить о каком-то существенном переделе рынка, так как явные лидеры рынка давно сформировались, они ведут четкую и сбалансированную политику продаж, не прибегая к демпингу и другим уловкам.

— Ощущаете ли вы конкуренцию с субститутами лизинга, например с прямым кредитованием?
— Мы стали в большей степени испытывать конкуренцию со стороны банков, которые предлагают приобрести автомобили, спецтехнику и оборудование при помощи кредита. Но постоянный рост спроса на услуги лизинга ощущался и в 2012 году, и в первой половине 2013 года. В случае если макроэкономическая ситуация в стране не ухудшится,то динамика сохранится.

— Некоторые лизинговые компании интегрируют в систему продаж лизинговых услуг продажи банковских решений и, помимо лизинга, предлагают своим клиентам и кредитование. Как вы расцениваете этот процесс?

— С одной стороны, интеграция позволяет автолизинговой компании увеличить ассортимент финансовых программ для своих клиентов, предложить клиенту пакет финансовых услуг, а банку — в кратчайшие сроки выйти в регионы России, используя региональную сеть лизинговой компании. С другой стороны, эта тенденция увеличивает конкуренцию на рынке. Каждая компания принимает решение исходя из своих конкретных планов.
Мы, в частности, всегда начинаем работу с клиентом с консультации. Бывает, приходят такие клиенты, которым выгоднее взять кредит в банке. Так и предлагаем. А если видим потребность в другом виде финансирования, стараемся оперативно предложить решение.
Мы стараемся предлагать индивидуальные программы для разных сегментов, учитывая интересы предпринимателей той или иной отрасли, региона, структуры, характера его бизнеса. У нас есть совместные программы с банками, но только в части софинансирования на выгодных условиях.

— Что для вас, как руководителя, и для ваших коллег является главной мотивацией, чтобы каждый день качественно делать свое дело?
— Я сторонник того, чтобы каждый сотрудник четко понимал, за какой сектор деятельности компании он отвечает, ясно представлял, какую ответственность перед клиентами он несет. Когда человек понимает, что какое-то конкретное дело — его личная зона ответственности, он работает с душой, вкладывается, предпринимает усилия для профессионального роста и для качественного выполнения задачи. Костяк коллектива у нас стабильный на протяжении многих лет, и это действительно команда умных, талантливых и неравнодушных людей. Я горжусь тем, что нам удалось их привлечь. Когда набираем новых сотрудников, обрашаем внимание на такие человеческие качества, как порядочность, ответственность, целеустремленность. Мотивацией для нас является работа в команде, общее дело, где каждый сотрудник ощущает значимость своей деятельности.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/08/30/154722