Татьяна НЕЧЕПУРЕНКО, заместитель директора БУК «Государственный центр народного творчества Омской области: «В Омске талантливых людей много. А для поездки на фестиваль российского искусства в Каннах мы отбирали коллективы под конкретную задачу»

Дата публикации: 14 августа 2013

С 23-го по 27 августа на Лазурном Берегу, в Каннах, будет проходить XVI Фестиваль российского искусства, на котором французская публика познакомится с творческими коллективами из Омской области. О том, как омичи готовились к поездке, и об особенностях творческой программы обозревателю «КВ» рассказала программный директор фестиваля в Омске Татьяна НЕЧЕПУРЕНКО.

— Татьяна Виториовна, существует жесткая программа фестиваля, которая задает формат: уличная анимация, концерт на открытии, «Русская ночь», выставка, кафе-театр. А есть какие-то отличия в программе 2013 года?

— Самое главное отличие — впервые на фестивале будут максимально широко представлены региональные творческие программы. Обычно регионы ограничивались одной или двумя, как правило, они принимали участие в концерте на открытии фестиваля и в уличной анимации. А мы в этом году подготовили не отдельные номера, а восемь больших творческих программ под единой концепцией и работаем весьма плотно на протяжении всего фестиваля. И даже в «Русской ночи» у нас будет отдельный блок, в котором представлены только омские творческие коллективы. Причем это именно законченный творческий продукт и готовился он совместно с режиссерами Первого канала, поскольку телевидением будет вестись съемка «Русской ночи».

— Единая концепция — это сибирская зима?

— Совершенно верно. Это не значит, что у нас сплошная зима, тем не менее с помощью костюмов, спецэффектов, репертуара исполнителей, выставочных экспонатов, аксессуаров и сувениров мы добивались эффекта, чтобы у французской публики постоянно возникали ассоциации с зимним городом. Представление европейцев о Сибири давно сложилось — медведи, снег и холод. Мы эти представления не развенчиваем. При всем при том наша главная задача — показать сибиряков не только радушными и доброжелательными, но и современными людьми. Не такая уж глухая наша Сибирь, у нас много есть интересного на самом деле. И не только в традиционном прикладном искусстве. В фестивальных программах мы делаем акцент и на современной моде, и на современном искусстве. вокальном, хореографическом, театральном.

— Кстати, почему именно зима? И кто эту концепцию придумал?

— Концепция родилась в процессе общения группы творческих людей, которые потом вошли в состав так называемой рабочей дирекции фестиваля. Конечно, мы общались и с французами и смотрели, что привозили в Канны другие регионы. Изначально мы вообще-то хотели оттолкнуться от фабулы романа Жюля Верна «Михаил Строгов», который известен каждому французу со школьных лет и ассоциируется у всех с Сибирью. Но в итоге остановились на том, что самое запоминающееся в Сибири — это зима. И нашу идею поддержала заместитель директора Дворца фестивалей Надин СЕЛЬ, которая приезжала в ноябре прошлого года в Омск.

— Это была экспертная оценка?

— Можно сказать и так. У Дворца фестивалей есть традиция: никто не сможет там выступить, если программа не получила одобрение дирекции.

— Но в ноябре еще и программы как таковой не было...

— Не было. Надин СЕЛЬ приезжала, чтобы посмотреть наши творческие коллективы. Прежде всего, конечно, Государственный омский русский народный хор, который будет открывать фестиваль концертной программой «Здравствуй, матушка Сибирь» в двух отделениях и участвовать в программе «Русской ночи».

— То есть чтобы не было никакой самодеятельности?

— Требуется, естественно, профессиональный творческий продукт. Хотя и самодеятельность тоже допускается, если она высокого качества. У меня, кстати, часто спрашивают: как отбирались коллективы и правда ли, что брали самых талантливых. И я всегда отвечаю: нет, неправда. В Омске и в области талантливых людей очень много. А для поездки на фестиваль российского искусства в Каннах мы отбирали коллективы под конкретную задачу. И коллективы готовили свои номера именно под формат фестиваля, а не так что собрались мы, посмотрели и слепили что-то уже из готового.

— Рассчитываете удивить французскую публику изделиями сибирских мастеров?

— Конечно, мы не везем шедевров, которых больше нигде в мире нет и которые можно долго стоять и разглядывать как в Эрмитаже. Но при этом на выставке будет очень много интересных и даже уникальных вещей. Например, микроскопические работы нашего земляка художника-микроминиатюриста Анатолия КОНЕНКО. Думаю, что французам будет интересно посмотреть на Эйфелеву башню, которую мастер поместил на носик настоящего комара! Все изделия мастеров, которые будут представлены на выставке, – это ручная работа, что в наш век высоких технологий и бешеных скоростей уже само по себе становится явлением уникальным. И чтобы французской публике было интересно, мы постараемся вовлечь ее в процесс. Хочешь на ткацком станке поработать — покажут как, хочешь валенки украсить — без проблем. Если монетки памятные с логотипом Омска, то пусть каждый сам себе их изготовит. В общем, я очень надеюсь, что будет интересно.

— Обычно задумок всегда больше, чем удается реализовать...

— У нас тоже не на все задуманное хватило сил, не все мы смогли реализовать, от чего-то пришлось отказываться. По разным причинам. В том числе по финансовым.

— Чем конкретно занимается программный директор?

— Всем. Административный и творческий процессы разделить невозможно. Подготовка масштабного творческого го проекта — это одновременное и комплексное решение многих задач. Необходимо обеспечить всю инфраструктуру, выстроить логистику, сделать так, чтобы все прошло без сбоев. При Государственном центре народного творчества Омской области давно работает отдел организации праздников, который занимается областными праздниками и массовыми мероприятиями. Есть команда, есть опыт, который приобретался с каждым новым проектом. Это спортивно-культурные праздники «Праздник Севера» и «Королева спорта», областной праздник народов Омского Прииртышья «Певческое поле», светская церемония открытия Успенского кафедрального собора, гражданско-патриотическая акция «Свеча памяти» в парке Победы и многие другие.
С фестивалем в Каннах сложность в том, что мы не можем вывезти во Францию большую постановочную группу и там отрепетировать программу от и до. Поэтому приходится максимальный объем работы выполнять здесь, используя картинки и схемы вместо реальных площадок.

Когда репетируем дефиле, например, чертим условный квадрат тридцать на тридцать метров и добиваемся от участников, чтобы ни шагу в сторону. Да и менталитет у нас с французами немножко разный. Мы привыкли к тому, что арендуем площадку и репетируем на ней по несколько часов подряд, пока не добьемся желаемого результата. А во Франции мы не можем сами работать на арендованном оборудовании. Мы можем только давать команды французским монтировщикам сцены, светотехникам, звукорежиссерам, видеоинженерам. А у них есть технические смены — два часа. И между сменами обязательно должен быть перерыв. Поэтому график репетиций, когда мы приедем в Канны, будет очень жесткий.

— Вы сами видели площадку Дворца фестивалей в Каннах, где придется выступать?

— Я побывала в Каннах в мае, все площадки вместе с дирекцией Дворца фестивалей мы прошли, посмотрели все места, где будут выступать омские коллективы, прояснили все вопросы, что нам можно будет и чего нельзя. Понимаете, когда занимаешься организацией мероприятия на своей территории, то задачи, которые приходится решать, они понятны. Нужен репетиционный график, технические службы, транспорт, гримерки, вода, еда артистам так далее. В данном случае ко всему уже известному добавляются и оформление виз почти на три сотни человек, и прохождение таможенных процедур на вывоз и обратный ввоз реквизита, костюмов, музыкальных инструментов в количестве двух тысяч наименований и многое другое. Во Франции очень жесткие правила противопожарной безопасности, с которыми мы до сих пор не сталкивались. К тому же впервые в рамках фестиваля в Каннах будут выступать дети — победители конкурса «Утренняя звезда» в Омске». А дети — это особая ответственность, им нужно предусмотреть не только особый режим работы и отдыха, но и экскурсионные программы. Основные переговоры, конечно, ведет Дирекция международных программ в Москве, но мы тоже достаточно активно общаемся и с отелями, и с дирекцией Дворца фестивалей. Нашли самостоятельно во Франции завод по производству сухого льда, который нужен для театра «Третий круг». Вроде бы все это нюансы, а без них тоже никак. Тот же Дворец фестивалей — он такой огромный, что в нем навигацию нужно будет предусмотреть, чтобы никто не заблудился.

— Вижу, интерес у вас неподдельный...

— Мне действительно все очень интересно. Такой проект — это очень хороший опыт. И всем руководителям творческих коллективов, с которыми я общаюсь, — им тоже интересно. У всех внутренний азарт. Всем хочется проверить себя, поработать на публику именно в таком формате. Интересно всегда то, чего никогда не делал. Хотя, как вы сами понимаете, мы взяли те коллективы, которые уже много что видели и не один раз бывали на различных международных площадках.

— И все же странно, что Festival de l'art russe не слишком известен в России...

— Мне тоже странно. Но в Каннах уже с мая, как я сама видела, вовсю идет рекламная кампания «Из Сибири с любовью». И билборды, и буклеты, и флаеры там уже повсюду.

— А вы лично какие себе задачи ставите? Какого результата ожидаете? Согласитесь, невозможно оценить ни в килограммах, ни в метрах то впечатление, которое омские коллективы произведут на французскую публику...

— Тем не менее все могут отличить профессиональную работу от непрофессиональной. И хороший уровень от плохого все отличают. Зрителя не обманешь. Даже если он не знает ни нот, ни языка. Если нет энергии, нет эмоции, то и никакого впечатления не останется от выступления артиста. И если говорить о задачах и результатах, я буду считать хорошим результатом, если наши артисты выступят в Каннах с настроением, с драйвом, сделают все, что запланировано, и за время фестиваля не возникнет ни одной накладки. А понравилось или не понравилось — это все субъективно.

— Не раздражает, когда слышите мнение, что не нужном тратить деньги на эти Канны?

— Часть людей вообще все раздражает, в том числе праздники и успехи земляков. А для меня праздник — это профессия. Я считаю, что хорошая эмоция, хорошее настроение, какие-то вещи для сердца и души — это же здорово. Французская публика нас ждет, билеты на открытие фестиваля и «Русскую ночь» уже раскуплены, насколько я знаю. А те не очень значительные деньги — если брать во внимание масштабность и международный уровень этого проекта, — которые тратились из бюджета, уже ощутили все коллективы в виде новых костюмов, реквизита, музыкальных инструментов.



 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/08/30/378030