Вадим МЕРЕНКОВ, министр имущественных отношений Омской области: «Сегодня с Газпромом обсуждается уже не продажа Газстройэксплуатации, а создание совместного акционерного общества»

Дата публикации: 15 августа 2013

Девятого августа на традиционных «кухонных посиделках» в «Коммерческих вестях» повторно побывал министр имущественных отношений Омской области Вадим МЕРЕНКОВ. Предлагаем вниманию читателей наиболее интересные моменты из беседы областного министра с творческим коллективом редакции.

— Вадим Александрович, более полугода прошло с тех пор, как вы были назначены министром и побывали у нас в гостях. Что-то изменилось за это время в подходах ваших, в подходах министерства?

— Пожалуй, изменения в подходах произошли не столько в нашем министерстве, сколько в целом в правительстве. Если раньше все работали на основании так называемых планов мероприятий, которые разрабатывались каждым министерством, и каждое в своей каше варилось, то теперь мы перешли к более общему регулированию, создаем совместные программы действий, межминистерские. Называются они теперь дорожные карты. Может быть, термин этот и не совсем точно отражает то, что имеется в виду, тем не менее к нему все уже привыкли. Дорожная карта — это такой же план мероприятий, только более расширенный, в котором предусмотрено межведомственное взаимодействие.

Еще у нас появилось такое направление, как обеспечение жильем детей-сирот. С января этого года мы совместно с минстроем этой задачей занимаемся. Планируем в течение 2013 года приобрести 413 квартир. Часть из них будет приобретаться по линии минстроя в строящихся домах, часть — по линии нашего министерства на рынке готового жилья. На сегодняшний день 63 квартиры уже приобретены. Те ассигнования, которые были на эти цели выделены в первом полугодии, освоены. Осенью будем приобретать еще партию квартир.

— Без проведения конкурсов?

— Это тоже нововведение, кстати. Мы теперь покупаем недвижимость адресно. На первый взгляд это может показаться не очень демократичным, но проблема в том, что раньше при приобретении квартир действовал только один критерий — цена. Чем дешевле, тем больше шансов у продавца реализовать квартиру государству. В результате приобретенная недвижимость оказывалась в очень плохом техническом состоянии. Теперь мы ушли от этой практики, приобретаем квартиры в основном у застройщиков, а у них жилье другого качества, как вы понимаете.

— И никакого противоречия с законодательством о госзакупках нет?

— Для приобретения объектов недвижимости Высшим арбитражным судом сделано исключение. Довод такой, что квартира не является товаром. Каждая квартира — она индивидуальна. Не может быть на рынке типового набора квартир.

— И это исключение касается всех объектов недвижимости?

— Да. До конца 2013 года, то есть пока действует 94-ФЗ, мы имеем возможность приобрести выборочно любой объект недвижимости, купить именно тот, который интересует. Но я сразу скажу, что мы не злоупотребляем этим правом.

— А после того как с 1 января вступит в силу законодательство о контрактной системе, будете опять проводить торги?

— Новое законодательство предусматривает не только аукционы с единственным параметром — ценой, а конкурсы, где в условиях можно заложить больше параметров, и вес цены становится меньше. Вполне возможно, что новый механизм нас устроит и каких-то индивидуальных вариантов нам даже искать не потребуется.

— Какова сегодня реальная потребность в жилье у детей-сирот?

— Более четырех тысяч квартир, насколько я знаю. Учет ведется не нашим министерством, а министерством образования. Мы покупаем квартиры, нам предоставляется список с конкретными фамилиями, по этому списку мы и производим заселение.

- У кого приобретались квартиры?

— У ЖБИ-6. Полностью «под ключ». Цена квадратного метра — 38,9 тысячи рублей. На рынке эти же квартиры продаются, кстати, дороже — по 43-45 тысяч за квадрат. Оптом дешевле.

— Земельными участками для многодетных семей теперь тоже занимается ваше министерство? В чем там проблема?

— Проблема в том, что закончились свободные земельные участки на территории города. Этим вопросом мы занимаемся, были приняты изменения в законодательные акты, и на сегодняшний день житель города может получить участок и в Омском, и в любом другом районе, который ему понравится. В Омском районе сейчас активно идет подбор участков для городских жителей. Рассматриваются несколько вариантов — в районе села Троицкого, по Пушкинскому тракту, в направлении поселка Береговой. Естественно, все будет по желанию, никто никого насильно выселять из города не собирается.

— Земля в пригороде еще государственная или уже вся частная?

— Мы рассматриваем в том числе и частные земельные участки. Некоторые владельцы готовы уступить нам часть своей собственности. Естественно, не безвозмездно. Они же понимают, что мы  вынуждены строить инженерные коммуникации, чтобы сделать пригодными для жилищного строительства те площадки, которые предусмотрены многодетным семьям, и планируют к этим же коммуникациям потом подключаться.

— Что с теми землями в поселке Светлом, которые подведомственны Министерству обороны?

— Мы обращались, естественно, по поводу этих земель и получили отрицательный ответ. Но все еще надеемся эту проблему сдвинуть, поскольку реально используется только часть этих земель, да и то лишь дважды в год, когда производятся стрельбы на бывшем полигоне танкового училища. Сегодня у этой территории юридически даже хозяина нет.

— Сейчас много говорят о строительстве новых детских садов. А есть где их строить?

— Нашим министерством уже определены 24 площадки в сельских муниципальных районах и 6 площадок на территории Омска. В ближайшие дни завершим оформление документов и будем публиковать условия конкурса на право заключения концессионного соглашения на строительство. Предполагается, что застройщики за свой счет будут сдавать объекты «под ключ», а муниципальное учреждение будет эксплуатировать эти как детские сады.

— Почем нынче детский сад?

— Мы берем, естественно, типовые проекты, где стоимость строительства в районе 800-850 тысяч рублей за одно детское место. Если перевести на квадратные метры, получится 80-90 тысяч рублей за квадрат. Детский сад вместимостью 220-250 детей — от 200 млн рублей. Эту цену мы и зафиксируем концессионным соглашением. Если удастся снизить ее в результате конкурса  — это хорошо. Но снижение не самоцель. Не хотелось бы снижать качество. Мы же должны получить объект, пригодный для эксплуатации.

— Выбран один типовой проект или их несколько?

— Несколько. В зависимости от размеров. Самый маленький — на 100 детских мест, самый большой — на 320.

— А застройщику какая выгода вкладывать свои деньги в детский сад? В какой срок предполагается возврат инвестиций?

— По нашим расчетам, застройщик вернет свои инвестиции в течение 10 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию.

— Есть желающие инвестировать свои деньги на таких условиях?

— Есть. И не только у нас в городе. Иногородние игроки тоже проявляют интерес. Мы же не ограничиваемся концессией. Концессия — один из вариантов. Мы рассматриваем и возможность приобретения построенных детских садов в рассрочку. Просто перед заключением договора купли-продажи в рассрочку мы должны видеть предмет договора — как минимум, должны быть земельный участок и согласованный проект. Мы не можем приобретать абстрактные квадратные метры, как в случае с договором концессии.

— Была информация, что минимущество планирует выкупить какое-то здание бывшего детского сада. Что это за здание, если не секрет?

— Это бывший детский сад в Амурском поселке на улице 24-я Северная. Сейчас это здание занимает СИБИТ — Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, у которого есть и другое помещение, насколько я знаю. Решение пока никакого не принято, минобразования обследует предложенный объект. Одно дело — цена приобретения, другое дело — стоимость подготовки объекта недвижимости к эксплуатации в качестве именно дошкольного учреждения.

— А когда у ЗАО «Основа Холдинг» выкупали детский сад на улице Звездова за 110 млн рублей, то выкупная цена как возникла? Проводилась оценка?

— Оценщики, конечно, поработали, причем и их оценщики, и наши. Был проведен аукцион, в результате которого и определился победитель, и цена объекта.

— К вопросу о ЗАО «Основа Холдинг». Когда эта компания выкупала у области здание бывшей фабрики «Луч», то в конкурсной документации оговаривались сроки строительства на этом месте гостиницы. Сроки прошли, а гостиницу никто даже не начинает строить...

— Я думаю, что покупателя фабричного здания вряд ли можно как-то привлечь за неисполнение сроков. Но гостиничный комплекс, насколько я знаю, там действительно предполагается. Сейчас идет стадия проектирования.

— Вопрос к вам, как к председателю совета директоров ОАО «Омский аэропорт». Вы довольны тем, как идут дела у этого предприятия?

— Динамика на самом деле есть. Пассажиропоток растет, к нам зашло достаточно большое количество новых перевозчиков. И хотя рост немного замедлился в прошедшем году, но это было ожидаемо, поскольку в предыдущие годы мы опережали по динамике другие регионы. И теперь очень важно, не потеряв имеющуюся динамику, соотнести вопросы развития аэропорта Омск-Центральный с процессами строительства аэропорта Омск-Федоровка. В этом я и вижу основную задачу совета директоров общества.

— Вопрос выноса аэропорта за пределы города опять стал актуален?

— Конечно. Взлетно-посадочная полоса почти в центре города — далеко не лучший вариант. Географический центр Омска находится в районе Птичьей гавани, и аэропорт там совсем рядом. Понятно, что есть регионы, где иначе нельзя. Но у нас же вокруг города масса земли.

— Что-то уже сделано для продолжения строительства Омск-Федоровки?

— И определенные мероприятия уже проводятся. Создана рабочая группа под руководством заместителя губернатора Омской области Виктора Петровича ВОЙТЕНКО, проведен конкурс и выявлен победитель, Внешэкономбанк, который занимается в настоящее время разработкой проектной документации на строительство.

— А какова судьба того бизнес-плана, который за 54 млн рублей подготовила в 2011 году компания «Руфаудит» в кооперации с немецким холдингом Hochtief?

— В основу этого бизнес-плана был положен, к сожалению, старый проект, разработанный еще в 70-х годах. На сегодняшний день он не отвечает многим требованиям, в частности по ширине полосы и количеству рулежных дорожек. Естественно, нуждаются в серьезной переработке и проект, и бизнес-план.

— Кто будет платить за подготовку проектной документации, в какую сумму обойдется эта работа и какие планы у правительства насчет созданного в 2011 году акционерного общества «Омский аэропорт Федоровка», в котором 49% акций принадлежат области, а 51% — НПО «Мостовик»?

— Сейчас Внешэкономбанк работает, грубо говоря, за свой счет. С ним заключен договор с отсроченным сроком платежа. Мы рассчитаемся через несколько лет. А судьба ОАО «Омский аэропорт Федоровка» будет решаться в рамках проработки бизнес-плана. Сейчас деятельность этого общества не ведется, средств больших в него никто не вкладывал, но вполне возможно, что эта компания будет в дальнейшем задействована при создании структуры аэропорта.  

— Не можем не поинтересоваться: как вы относитесь к слухам о том, что скоро гендиректора ОАО «Омский аэропорт» Михаила БЕРМАНА сменит Виктор ТИТАРЕВ?

— Отношусь как к слухам. Как председатель совета директоров этой компании, я бы первым узнал о предстоящей замене. Пока вопросов о смене руководителя аэропорта никто не ставил.

— На каком этапе находится процесс покупки Газпромом областной Газстройэксплуатации?

— На этапе обсуждения на самом деле. Вариант прямой продажи за 3 млрд рублей не устроил Газпром по стоимости. Сейчас обсуждаются варианты создания совместного акционерного общества, чтобы область и Газпром могли совместно использовать газораспределительные активы.

— Каковы в целом приватизационные перспективы?

— Мы планируем сохранять в областной собственности акции предприятий, имеющих социальную значимость, и тех, где у нас есть возможность влиять на управление. Все незначительные пакеты будут приватизированы.

— Планировалось продать акции мостостроительного предприятия и проектной конторы...

— Проектную контору мы по просьбе минстроя оставляем пока в областной собственности, она выполняет проектные работы по дорогам. А мостовое ремонтно-строительное управление находится в процедуре банкротства. Выйдет ли предприятие на процедуру оздоровления — пока непонятно, поэтому из программы приватизации его акции пришлось исключить.

— На заседании областного правительства как-то говорилось о неэффективности работы госпредприятия «Омское продовольствие». Что будете делать с ним?

— «Омское продовольствие» находится, скажем так, в неустойчивом финансовом положении. Мы сейчас ведем работу инвентаризации, регистрируем на праве собственности объекты, которые не были зарегистрированы. После этого будем принимать решение об акционировании и о том, что делать дальше: приватизировать или использовать для выполнения областных задач, но уже в качестве акционерного общества.

— Ваш предшественник Александр СТЕРЛЯГОВ несколько раз выставлял на аукцион акции областного ОАО «Омская региональная телерадиовещательная компания», в собственности которой находятся передатчики «12 канала», и каждый раз отменял торги по просьбе областного ГУПТРа. Так коснется приватизация областных медийных активов или нет?

— Приватизация ОРТРК не планируется.

— Почему?

— Не совсем ко мне вопрос, мы политику не определяем, а занимаемся имуществом. Будет дана команда продавать — продадим. Отказ от приватизации телерадиовещательного комплекса связан в том числе с переходом на цифровое вещание. Вполне возможно, что если произойдет полный переход на цифру, то это «железо», как говорят специалисты, никому не будет нужно и никакой реорганизации не понадобится.

— На ваш взгляд, еще осталось что-то ценное в имущественном комплексе, который принадлежит Омской области?

— Ценного имущества достаточно много. Но в основном это имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения предприятиям социальной направленности, и мы рассматриваем вопросы скорее не зарабатывания денег для бюджета на этих активах, а обеспечения жителей услугами. Прежде всего это такие организации, как Газстройэксплуатация, Омскоблводопровод, Омскоблавтотранс, наши дорожные предприятия, существующие в каждом районе.

— Ну а есть областные предприятия, которые можно рассматривать как бизнес?

— Есть. Это то самое «Омское продовольствие», у которого в хозяйственном ведении находятся элеватор и железнодорожный тупик. Если у кого-то есть какие-либо предложения по использованию этого имущества, мы готовы их рассмотреть.

— Иначе говоря, резерв неналоговых доходов бюджета исчерпан?

— Практически так и есть. Можно надеяться только на незначительные поступления от приватизации каких-то точечных объектов, но это, скажем так, принципиально не изменит процентного соотношения налоговых и неналоговых доходов бюджета. Прирастать бюджет может только за счет налоговых поступлений.

— По поводу ТЮЗа уже решено, что здание будет доводить до ума некий инвестор, который за это получит возможность сделать надстройку?

— Концептуально такая идея существует, да. Но как все будет выглядеть документально — концессия или иной вид договора, сегодня пока не определено. Многое будет зависеть от стоимости реконструкции ТЮЗа. В Екатеринбурге, где ТЮЗ строился по аналогичному проекту, реализован интересный вариант пристройки, но нам этот опыт в чистом виде не пригодится. Земельный участок у нашего театра маленький, и перспектива пристройки к нему каких-то объектов  очень небольшая.

— Недавно была утверждена кадастровая стоимость земель под промышленными объектами. А что, предыдущая кадастровая стоимость этих земель теперь отменяется? 

— Нет, утверждена оценка земель под промышленными объектами, которые находятся за пределами территории Омска, раньше они просто не оценивались.

— Упорно идут разговоры о проведении очередной кадастровой оценки, из-за того что город недополучает деньги в бюджет...

— Да, было предложение со стороны города о проведении в 2013 году кадастровой оценки, чтобы с 1 января 2014 года она вступила в силу. Законодательно такая возможность есть, поскольку минимальный срок действия кадастровой оценки — не менее трех лет — уже исключен. Остался только верхний предел — не реже чем раз в пять лет. Но мы все-таки посчитали неприемлемым такой вариант. Фактически никакие экономические параметры не изменились. Проводить новую кадастровую оценку только по той причине, что сократились поступления в городской бюджет, это не совсем верно, на мой взгляд. Совсем не факт, что кадастровая стоимость земли увеличится после работы оценщиков. Это во-первых. Она может остаться на прежнем уровне и даже может уменьшиться в связи с перспективами развития очередного финансового кризиса в мировом масштабе. Во-вторых, оборонные предприятия получили льготы и ушли из-под земельного налогообложения, и здесь мы ничего не сможем изменить: им нет разницы, сколько будет стоить их земля, они за нее в городской бюджет ничего не платят. В-третьих, у любого налогоплательщика остается возможность заказать индивидуальную кадастровую оценку и законно снизить свою налоговую нагрузку, и здесь новая оценка опять же ничего не даст.

— Значит, новой кадастровой оценки не будет?

— В этом году не будет точно. Вероятнее всего мы запланируем проведение новой кадастровой оценки на будущий год.

— «КВ» так и не могут получить ни от кого ответ, который задавали уже много раз. Губернатор направлял в прокуратуру письма, где ставил под сомнение результаты оценки земель под рядом промышленных объектов. Ответ прокуратуры был отрицательный. Мол, хотите — судитесь. И что дальше?

— Мы тоже рекомендовали муниципалитету заняться этим вопросом, и, насколько я знаю, власти Омска пойдут по пути оспаривания ряда индивидуальных оценок. Действительно странно, когда один и тот же оценщик направляет в Москву отчет, в котором кадастровая стоимость земельного участка одна, а потом направляет отчет об индивидуальной оценке того же самого участка в саморегулируемую организацию, где кадастровая стоимость не просто другая, а ниже в четыре раза. Понятное дело, что процедурно там все правильно, но должна быть еще и какая-то логика в действиях оценщика.

— Кто платит за проведение кадастровой оценки — муниципалитет?

— Нет, платит регион, хотя получателем земельного налога, выгодоприобретателем, по сути,   является в данном случае муниципалитет. Но эти деньги для областного бюджета хоть и не лишние, но не критичные.

— Федеральное законодательство, насколько мы помним, позволяет изымать земельный участок у арендатора, если он не использует его по назначению...

— Эта норма введена уже давно, и можно изымать земельные участки даже у собственников, правда, до сих пор нет ни процедуры изъятия, ни орган не определен, который бы изъятием занимался. А возможность есть, да.

— Но в рамках областного законодательства возможно изъятие участков городских земель, которые не используются годами? Таких в Омске очень много...

— На самом деле никаких серьезных изменений в областном и муниципальном законодательстве и не требуется, все можно решить на уровне формулировок договора аренды, который заключается с каждым арендатором. В последнее время это условие закладывается во все договоры. Все возможности юридические есть. Этим нужно просто тщательно заниматься, отслеживая каждый участок, используется или не используется по назначению. К сожалению, контроль рассредоточен по нескольким структурным подразделениям и не всегда удается оперативно взаимодействие найти.

— Кстати, земельный участок, который арендовала компания «Русантон» — он входит сейчас в конкурсную массу или нет? Все уже запутались окончательно...

— Он является предметом судебного разбирательства. Спор прошел три инстанции, в кассации возвращен на новое рассмотрение, поэтому говорить о юридической принадлежности этого земельного участка пока еще рано.

— Давно хотелось узнать ваше мнение по поводу истории с продажей 2,5 га земли в Чукреевке некой фирме под огород, из-за чего было возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий на неустановленных должностных лиц городского департамента имущественных отношений. Согласитесь, достаточно странно продавать под огород землю в таком месте, где люди пачками строят коттеджи...

— Если бы в момент подачи заявки вы вышли на то место, которое запрашивалось, вы бы сами убедились, что там действительно огороды. Все было распахано, стояли заборы и выращивалась картошка. И я могу лишь повторить то, что говорил уже неоднократно. Не занимался департамент имущественных отношений торговлей землей. Мы лишь рассматривали поступившие заявки. А по любой поступившей заявке любой чиновник может сказать либо «да», либо «нет». И сказать «нет» он может только в тех случаях, которые оговорены законодательством. Естественно, когда рассматривалась та заявка, все было досконально проверено. Может быть, действительно, и не совсем логично выглядит это решение, но оснований для отказа у нас не было, поэтому заявка и была рассмотрена положительно.

— Прокуратура утверждает, что ограничения в законодательстве есть. Мол, выделять землю под огород юридическому лицу нельзя, можно только физическому лицу или садоводческому товариществу...

— Если бы такие ограничения были, мы бы их, естественно, использовали. Если была бы хоть какая-то возможность признать сделку недействительной по причине нарушения закона — сделка, поверьте, была бы уже оспорена в суде и отменена. Юридическая конструкция там абсолютно законная. Некоторые юридические лица действительно находят нестыковки в законодательстве и ими пользуются.

— Вы не в курсе, на какой стадии сейчас это уголовное дело?

— Видимо, анализируются документы, изъятые в ходе обысков. Надеюсь, что следственные органы во всем разберутся. Как юрист, я перспектив  этого уголовного дела не вижу.

— Вам, кстати, впервые пришлось пережить обыск в своем доме?

— Впервые.

— А что именно правоохранительные органы у вас дома искали?

— Искали документы. Естественно, ксерокопии каких-то бумаг у меня были. Я специально ничего не храню, но поскольку и дома с документами работаю, то все равно остается что-то, что не успеваешь выбросить за ненадобностью. Ничего серьезного, естественно, у меня не нашли.

— Куда-то Макдональдс пропал. Компания потеряла интерес к Омску?

— С тех пор как у нас состоялись зимой переговоры, больше никаких особых подвижек не было. Но сейчас лето, пора отпусков, может быть, к осени появится что-то более конкретное.

— Раньше Омскую область в некоммерческом партнерстве «Спортивный клуб «Авангард» представлял Александр СТЕРЛЯГОВ, потом эта обязанность перешла к вам. Вы и дальше останетесь в совете директоров?

— Нет, уже принято решение о введении вместо меня в совет директоров заместителя министра финансов ЧЕЧЕНКО. На мой взгляд, это логично. Участие Омской области в некоммерческом партнерстве на сегодняшний день только финансовое. Все имущественные вопросы уже решены.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/08/30/912638