Мертвые маршрутки – 9

Дата публикации: 28 августа 2013

Неизвестные крушат маршрутки с находящимися внутри пассажирами. 

На прошлой неделе пять пассажирских маршруток подверглись атаке: неизвестные разбивали лобовые и боковые стекла. В четырех случаях из пяти игнорировалось и то, что машины на этот момент находились в движении и даже перевозили пассажиров в салоне.

Напомним, 4 марта текущего года в управлении муниципального заказа и организации торгов администрации Омска были подведены итоги открытого конкурса на осуществление городских пассажироперевозок. Победителями стали 3 730 автобусов различной вместимости. В реальности с каждым месяцем смысл этого конкурса все более теряется: кто будет работать на маршруте, решается внутри рынка, да и директор департамента транспорта администрации города Омска Олег ОСИНСКИЙ призывает перевозчиков самим разрешать свои разногласия.
Корреспондент «КВ» предлагает вниманию читателей и Олегу Ивановичу хронологию происшествий прошлой недели в качестве примера того, каким образом, возможно, и решаются разногласия на рынке пассажироперевозок. Некоторые инциденты корреспондент наблюдал лично.

Молотками и газовым баллончиком

Во вторник, 20 августа, в 22.00 в дежурную часть ОП № 7 УМВД России по городу Омску поступило сообщение о том, что на конечной остановке «Улица Стрельникова» неизвестные повредили машину «газель», осуществляющую перевозку пассажиров на маршруте № 322.

Как рассказала свидетельница, нападавших она заметила на другой стороне улицы от маршрутки за 5 минут до происшествия — двое в масках прятались в кустах. Женщина успела пересечь дорогу, они еще выжидали. Очевидно, что целью был конкретный автомобиль. Движение они начали после того, как водитель Станислав ТАРАКАНОВ покинул маршрутку. Нападавшие успели разбить молотком лобовое стекло и три боковых, пока на шум не прибежал водитель. При попытке их догнать один из нападавших выстрелил ему в глаза из газового баллончика.
Лицензиатом маршрутки является индивидуальный предприниматель КРЫЛОВ А.А., и автомобиль только первый день, как вышел в рейс после ремонта.

Как рассказал корреспонденту «КВ», представитель ИП КРЫЛОВА, подобных происшествий на маршруте № 322 не случалось около двух месяцев, и то последний сводился к тому, что были повреждены только колеса. Он также отметил, что, как правило, в тех случаях, если полицейские не предпринимают серьезных мер, то в течение нескольких дней инциденты здесь повторяются.

Один круг и в ремонт

В четверг, 22 августа, в 18 часов возле средней общеобразовательной школы № 2 в лобовое стекло маршрутки № 322 неизвестный кинул тяжелый предмет. Автомобиль на тот момент двигался со скоростью 40-50 км/ч, в салоне находилось шесть пассажиров. Водитель Игорь ПАНЬКОВ сумел удачно затормозить, так как попадание по стеклу пришлось правее от него, и брошенный предмет не прошел насквозь, а оставил огромную вмятину. Неизвестный на тот момент нападавший убежал в сторону школы. Выброшенный им предмет оказался мешком с набранным в него песком. То есть расчет шел на то, что под его тяжестью стекло разобьется, а песок попадет в глаза водителю.

Как рассказал полицейским водитель, за несколько часов до выезда в рейс его уже предупредили, чем может закончиться рабочий день.
— Не поедешь – машина нелегальна у нас. Один круг и на шиномонтажку, — вспоминал ПАНЬКОВ. — После этого я позвонил в департамент транспорта, где мне ответили, что машина официальная и могу дальше ездить.

Участковый уполномоченный округа № 6 Александр ЕГОРОВ, прибывший на место происшествия, заявил, что это событие и то, которое случилось двумя днями ранее на одном и том же маршруте № 322 никак не связаны, так как произошли они в разных округах и подконтрольны разным участковым. Более того он отметил, что этот инцидент нельзя назвать общественно опасным, так как «повреждений никто из пассажиров не получил». Как рассказала женщина, сидевшая справа от водителя, на которую пришелся удар, остальные пассажиры как можно быстрее сбежали из салона, еще до приезда участкового.

Спустя два часа, на улице Лобкова в районе железнодорожного вокзала было совершено второе за день нападение — на маршрутку № 346. В этот раз нападавшему скрыться не удалось: он был пойман самими «газелистами» и доставлен в полицейский участок Ленинского округа. По описанию, как утверждают водители, в том и в другом случае нападавший на маршрутки в четверг является одним и тем же человеком, а заказчик преступления уточняется.

Общественно опасный транспорт

На следующий день, 23 августа, уже в дневное время случился аналогичный инцидент с другой маршруткой № 322 в районе улицы Романенко. Пассажиров в салоне было двое. Один из победителей конкурса в этот же день после происшествия обратился за помощью к директору департамента транспорта, сообщив, что крушить стали теперь не пустые маршрутки на стоянках, а с находящимися в них пассажирами.
Вечером того же дня в районе остановки «Улица Стрельникова» маршрутке № 73, с 4 пассажирами внутри, в лобовое стекло прилетел завернутый в пакет кирпич. Как рассказал водитель этого автомобиля Владислав МОТОРОВ, одна из пассажирок в силу резкого торможения выбралась из салона хромой, кроме того, там находился человек с загипсованной рукой. По словам МОТОРОВА, многие собственники маршруток в сложившейся ситуации на рынке пассажироперевозок стремятся как можно быстрее уйти отсюда, после того как погасят миллионный кредит за автомобиль.

Сколько пассажиров только на прошлой неделе обратились за медицинской помощью, к моменту сдачи материала в печать установить не удалось, но, вполне вероятно, таковых оказалось немало.

Ежедневные денежные сборы

Отметим, что когда водители маршрута № 322 давали показания сотрудникам правоохранительных органов, то заявляли, что одним из возможных мотивов нападения могла стать неуплата ежедневного денежного сбора «счетчикам».

«Счетчики», или, как их назвал в интервью «КВ» Олег ОСИНСКИЙ («КВ» № 25), «секундомеры», появились после того, как перевозчикам стало понятно, что администрация города Омска не может контролировать этот рынок. Суть сводится к тому, что практически на каждой конечной остановке сидит человек с тетрадкой, в которой фиксирует все маршрутки, желающие перевозить пассажиров, и затем за определенную сумму денег решает, кто и когда отправится в рейс. Хотя график движения, согласно решению Омского городского совета, должен быть составлен департаментом транспорта. Таким образом и выезжают машины без договоров, без лицензий, но при этом формально зафиксированные в тетрадках «секундомеров», неподведомственных департаменту транспорта.

Как прокомментировал начальник отдела по надзору за исполнением законов и законности правовых актов прокуратуры Омской области Артем ШЕЛЬМАНОВ, если полицейские установят, что данные инциденты и разногласия со «счетчиками» взаимосвязаны, то может быть возбуждено уголовное дело по статье 163 УК РФ «Вымогательство».

Как рассказали корреспонденту «КВ» водители, финансовая составляющая данного вида услуги выглядит следующим образом. В месяц «счетчики» собирают от 150 до 200 тысяч рублей в зависимости от количества транспортных средств на том или ином маршруте. В год сумма сборов может составлять до 2 млн рублей только с одного маршрута. Если сравнивать это число с налоговыми поступлениями в бюджет с сегмента пассажироперезовок за прошлый год, которые составляют всего 3,6 млн рублей.

Иван КРИВОРЧУК, водитель маршрута № 322: «На «Стрельникова» одни сборщики, на «МСЧ-9» — другие»

Один из дававших показание полицейским по первому инциденту в четверг, другой водитель маршрута № 322 Иван КРИВОРЧУК согласился рассказать корреспонденту «КВ» о том, почему происходят конфликты на рынке пассажироперевозок.

— Вы тоже платите за услуги «секундомеров»?
— Да, с нас каждый день собирают по 30 рублей за то, чтобы мы стояли в очереди. Выходной себе они устраивают только в субботу и воскресенье.

— А кем представляются эти люди?
— На конечной остановке «Медсанчасть № 9» представляются «Безопасным городом», а на остановке «Улица Стрельникова» — «Автодором».

— Пробовали не платить?
— Нет. Но кто-то им не платит. Не знаю, платил ли Игорь ПАНЬКОВ или нет, но, возможно, инцидент и стал результатом неуплаты.

— Давно эти сборы появились? Сколько лет вы работаете водителем?
— Я работаю уже около 7 лет, а сборы начались год назад. При этом повысилась еще плата за лицензию: собственник машины раньше платил 4 тысячи рублей, теперь — 6 тысяч.

— А кто собирает эти деньги?
— «Безопасный город». Сборы с одной машины составляют 7 тысяч 200 рублей. И они говорят, что чужих машин на маршруте быть не должно, их в очередь пускать не будут.

— А проверки со стороны департамента транспорта бывают?
— Помню, была проверка на «Стрельникова», номера машин переписывались, лицензиат, но последствий никаких не припомню после этого. А на «МСЧ-9 „только ГАИ проверяет документы, бывает, что приезжают сотрудники автодорожного надзора и смотрят схемы маршрута, путевки.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/08/32/mertvie_marshrutki__9