Сергей МОДЕНОВ: "Наша политика направлена на клиентоорентированность"

Дата публикации: 04 декабря 2013

О предварительных итогах 2013 года, об инвестициях и перспективном развитии регионального электросетевого комплекса, о возможных договоренностях МРСК Сибири с муниципальным электросетевым предприятием и функциях гарантирующего поставщика обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ побеседовал с заместителем генерального директора — директором филиала ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго» Сергеем МОДЕНОВЫМ.

Сергей Николаевич, 2013 год уже подходит к концу. С какими итогами завершает этот год филиал "МРСК Сибири" — "Омскэнерго"? Что удалось, а что пока нет? 

Предварительными результатами работы филиала МРСК Сибири — Омскэнерго я вполне удовлетворен. Надежное энергоснабжение потребителей – приоритетная задача Омскэнерго, и наш коллектив достаточно профессионален, чтобы с этой задачей справиться. В этом году все поставленные цели были достигнуты. Весь комплекс запланированных мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду 2013 – 2014 годов выполнен в срок. 2 октября филиал  уже получил паспорт готовности, хотя объем ремонтной программы увеличился в сравнении с прошлым годом почти на 8%.

Основной приоритет в ремонтной программе текущего года — увеличение объема работ, выполняемых собственными силами, без привлечения подрядных организаций, так называемым хозяйственным способом. Если в прошлом году доля работ, выполненных хозспособом, составила 49%, то в текущем году эта доля возрастет почти до 80%. Безусловно, все это произошло не само собой: потребовалась серьезная подготовка персонала и реорганизация работы соответствующих служб для решения этих задач. Приобретена спецтехника и другое необходимое оборудование для ведения работ, усилена проектно-инженерная составляющая. В результате мы за те же деньги, выделенные на ремонтную программу, выполнили значительно больший объем работ в физическом выражении. А на следующий год — мы уже это видим — сможем сделать еще больше.

Начался год с подхвата функций гарантирующего поставщика, и с этой задачей, я считаю, мы тоже справились очень неплохо. На сбытовую деятельность в течение всего года мы не привлекли ни одного рубля кредитных ресурсов. И в сравнении с деятельностью ОАО «Омскэнергосбыт» показали более эффективную работу. Увеличили в том числе собираемость платежей за электрическую энергию, что не могло не сказаться и на качестве оказываемых услуг, и на повышении надежности электроснабжения потребителей Омской области.

Мое личное убеждение: в тех регионах, где частные сбытовые компании лишены статуса гарантирующего поставщика, было бы вполне логично оставить сбытовые функции за сетевыми предприятиями. Но если правительство примет другое решение, то мы приложим все усилия, чтобы процесс передачи функций гарантирующего поставщика проходил конструктивно. Не так, как передавали нам в феврале текущего года. И такая проблема, какая возникла  с авансовыми платежами, перечисленными на расчетный счет ОАО «Омскэнергосбыт», больше не повторится. Это мы можем гарантировать всем потребителям. 

— А как реализуется инвестиционная программа Омскэнерго?

— Все задачи по вводу новых мощностей, которые перед нами стоят, будут выполнены. В этом сомнений нет. Объем инвестиционной программы филиала в 2013 году – 709 млн рублей. По итогам 10 месяцев в рамках инвестпрограммы на строительство объектов сетевой инфраструктуры направлено 526,1  млн рублей, что несколько выше плановой цифры. Введено в эксплуатацию 180,7 километра воздушных линий электропередачи (по этому показателю перевыполнение превысило 200 процентов) и 22 мегавольт-ампера трансфоматорной мощности. Одно из главных на сегодняшний день направлений – обеспечение электроэнергией площадок комплексной застройки в муниципальных районах Омской области. Их порядка 80 в 28 районах области, и практически к каждой уже подведены коммуникации для подключения к энергоснабжению. Большой объем работ выполнен на реконструируемых подстанциях «Северо-Западная» и «Западная», по плану работы будут завершены в следующем году. 

Инвестиционная программа Омскэнерго, напомню, направлена на перспективное развитие электросетевого комплекса региона, ее заказчиком выступает субъект Федерации, который и определяет основные инвестиционные площадки и социальные объекты, которые необходимо  в первую очередь обеспечить электроэнергией. Если ввод объектов переносится на более поздние сроки, то корректируются задачи и для нас. Завершение Красногорского гидроузла перенесено на 2015 год, соответственно, сдвинулись сроки ввода электросетевых объектов, которые Омскэнерго строит для обеспечения работы гидроузла. То же самое можно сказать и о подстанции «Метро»,  и о ряде других объектов.

А средства инвестпрограммы, заложенные в тариф на эти цели, но не израсходованные, переносятся на будущие периоды. Это называется техническим термином «неиспользованная прибыль прошлых лет». По нашему мнению, которое мы уже озвучили правительству области, можно без увеличения тарифа для конечного потребителя нарастить инвестиционную программу за счет этого показателя. Например, решить вопросы, связанные с энергоснабжением наиболее перспективных промышленных и социальных проектов в нашем регионе, среди которых и микрорайон Лазурная гавань, который строится в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России", а также обеспечение электроэнергией строящихся детских садов и участие в реализации пилотных проектов по созданию инвестплощадок в регионе.

— Хотелось бы понять и ситуацию вокруг Омскэлектро. Какова задолженность этой компании на сегодняшний день, есть ли точки соприкосновения на переговорах, надолго ли отложено подписание соглашения по Омскэлектро? Или никакого соглашения вообще нет?

— Задолженность Омскэлектро перед МРСК Сибири на начало года превышала миллиард рублей. Затем произошел подхват функций гарантирующего поставщика, механизм расчетов изменился, и мы получили возможность вернуть часть этого долга с помощью взаимозачетов. В настоящее время подготовлено соглашение о реструктуризации задолженности Омскэлектро, согласно которому объем задолженности составляет 593 млн рублей. Но это без учета текущих долгов. На конец ноября общий объем задолженности ОАО «Омскэлектро» перед МРСК Сибири составлял 740,1 млн рублей, в том числе по сетевой деятельности — 608,8 млн рублей, по сбытовой деятельности — 131,4 млн рублей.

Благодаря участию в переговорах правительства Омской области, которое заинтересовано в стабильной и надежной работе энергетического комплекса региона, нам удалось найти точки соприкосновения с муниципальным сетевым предприятием. Были предложены варианты погашения задолженности, подготовлены несколько вариантов соглашений с расчетами. 15 ноября прошла очередная встреча в областном правительстве по этому вопросу. Стороны пришли к принципиальному согласию по вопросу решения проблемы задолженности, но возникла необходимость уточнить ряд моментов. Об этом было заявлено генеральным директором МРСК Сибири Константином ПЕТУХОВЫМ по итогам встречи. Участники переговоров взяли тайм-аут. Полагаю, говорить о том, что завтра или послезавтра будет что-то подписано,  еще рано. Задача не только в том, чтобы вернуть долг. Нужно сделать так, чтобы в дальнейшем подобных ситуаций не возникло.

— В Омскэнерго был не так давно создан Совет потребителей. Зачем? Каковы его цели? У вас же были различные сервисы для потребителей, которые дают обратную связь, и прямые линии, по которым любой может позвонить... 

— Все это есть и сейчас. Потребители могут пообщаться со мной как с директором филиала "МРСК Сибири" – "Омскэнерго" на личном приеме и в ходе регулярно проводимых прямых телефонных линий – задать вопросы, поделиться проблемами. МРСК Сибири – клиентоориентированная компания, мы много времени и сил уделяем системе взаимоотношений с клиентами, и все равно, на мой взгляд, чего-то не хватает во взаимоотношениях потребителей и ресурсоснабжающих организаций. Слушая каждого отдельного потребителя, можно решать только частные вопросы, но для принятия системных решений этого мало. А если мы консолидируем мнение потребителей, то сможем решить проблему комплексно. С этой целью и создан коллегиальный экспертный орган — Совет потребителей при филиале "МРСК Сибири" — "Омскэнерго". С одной стороны, это  эффективный инструмент общественного контроля за работой энергетиков, а с другой – средство обратной связи, чтобы энергетики могли привлечь внимание к общественно значимым вопросам и проблемам отрасли.

 

В Совет вошли представители малого и среднего бизнеса, общественных объединений, органов исполнительной власти, крупных потребителей электроэнергии, таких как ПО «Полет», ОмПО «Иртыш», ОАО «Сатурн», ряда других предприятий и организаций. Его председателем избран не энергетик, а представитель делового сообщества – руководитель регионального отделения общественной организации «Опора России» Владимир ВИНОГРАДОВ. В настоящее время состоялось уже два заседания совета, на которых активно обсуждались тарифная политика, ситуация с задолженностью потребителей за электроэнергию, в том числе с задолженностью Омскэлектро. Владимир ВИНОГРАДОВ призвал потребителей аккуратно платить по счетам, чтобы не создавать ненужных рисков по надежному энергоснабжению региона. Причем потребителей интересуют не только проблемы, но и способы их решения. Они хотят знать, например, как законным путем снизить энергопотребление, как ускорить процедуру технологического присоединения к сетям МРСК Сибири. Впрочем, работа совета это – лишь часть политики филиала, направленной на клиентоориентированность. За другое направление этой политики отвечает управление по взаимодействию с клиентами и центр обслуживания клиентов. Напомню, что центр обслуживания клиентов (ЦОК) был открыт в Омске в августе 2008 года, в феврале 2011 года открылось отделение центра в г. Таре, а в марте 2013 года – в  г. Калачинске. Придя ЦОК, клиенты смогут задать вопросы не только специалистам центра, но и пообщаться напрямую с начальником управления взаимодействия с клиентами Омскэнерго и получить необходимые разъяснения.
МРСК Сибири – клиентоориентированная компания, поэтому открытие подобных отделений – часть системы взаимоотношений с клиентами, которую сегодня выстроили энергетики. Ее цель – максимальная прозрачность работы и удобство для потребителей.
Для этого МРСК Сибири вводит новые сервисы по обслуживанию клиентов. Один из них – подача электронных заявок на техприсоединение через личный кабинет на сайте МРСК Сибири http://www.mrsk-sib.ru.
В разработке находится ряд других сервисов.

Лишь в режиме постоянного диалога с клиентами возможна продуктивная работ по обеспечению надежного и качественного энергоснабжения потребителей.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/dekabr/-46/sergey-modenov-nasha-politika-napravlena-na-klientoorentirovannost