Аркадий ЕЛФИМОВ: "Сейчас время такое, когда бабло стоит во главе угла".

Дата публикации: 06 ноября 2013

Известный сибирский меценат и издатель занят почти всегда, поэтому пообщаться с ним удалось очень коротко, задавая вопросы практически на бегу. Аркадий ЕЛФИМОВ выкроил сорок минут перед презентацией выпущенной в серии «Библиотека альманаха «Тобольск и вся Сибирь» книги недооцененного омского прозаика начала прошлого века Антона СОРОКИНА, которая состоялась 29 октября в конференц-зале  Омской государственной библиотеки им. А. Пушкина. Тем не менее даже в коротком разговоре Аркадий ЕЛФИМОВ успел произвести впечатление на обозревателя «КВ» Николая ГОРНОВА. 

— Аркадий Григорьевич, про вас много пишут, у вас столько увлечений, что все их даже перечислить трудно. Пишут, что вы и бизнесмен, и меценат, и издатель, и редактор, и фонд возглавляете, и коллекционируете предметы искусства, и путешествуете, и фотографируете уже на профессиональном уровне. В начале 90-х создали банк. И даже чиновником когда-то были, возглавляли администрацию Тобольска города несколько лет. Я не представляю, как все это может совмещаться в одном человеке...  

— Я нормальный человек. Чиновником был настолько давно, что и сам не помню, был ли это я или кто-то другой. Что касается бизнеса, то я не крупный бизнесмен, не интересуюсь проектами по строительству жилья, где выхлоп от 200% до 300%. И когда такие предложения мне поступают, я всем говорю, что мне это, во-первых, неинтересно. Во-вторых, сегодня, к сожалению, такая ситуация в стране, что без откатов и взяток крупный бизнес не построишь. А я принципиальный противник взяток. Даже гаишникам денег никогда не давал, хотя и много раз попадал в ситуации, когда легче было расплатиться на месте, чем потом разбираться. Что касается фонда «Возрождение Тобольска», то на сегодняшний день он в приоритете. Я ему действительно отдаю почти все свое время. Не скажу, что столько же, как отдавал работе в свои звездные годы, когда мне было 33-35 и я командовал тысячным коллективом строителей, все-таки мне уже 63 года, но работать в фонде приходится много. Без двадцати восемь я на работе. И уезжаю только в 6 часов вечера. И все субботы-воскресенья, все праздничные дни, если я не в отъезде, я тоже приезжаю без двадцати восемь на работу. И уже чувствую, что мне трудно проворачивать все это. Надо, видимо, снижать обороты, но я пока не вижу как.  

— А фотография?

— Это хобби, конечно. Хотя у меня и фотовыставки есть, и десяток альбомов с фотографиями из моих путешествий. Недавно вышел десятый альбом «В стране героев и богов» о Греции. До этого были альбомы о путешествиях в Бразилию, на Мальту, на Камчатку, на озеро Байкал с текстами Валентина РАСПУТИНА. Во всех путешествиях камера и набор объективов всегда со мной. Снимаю с азартом. А чтобы не оседали фотографии в компьютере, как у многих, я кроме альбомов делаю еще перекидные календари с фотографиями. 365 дней и 365 фотографий.     

— Насколько я понимаю, ваш фонд загружен в основном книгоиздательскими проектами?

— Фонду скоро уже 20 лет, за это время было многое, не только издательская деятельность. Когда я в свое время создавал устав этой организации, то воспользовался уставом Фонда культуры, который был в советское время. Но за пределами Тобольска о нас знают, вы правы, в основном по издательской деятельности. Хотя и про выставки наши художественные тоже знают.

— Какие выставки? В Тобольске?

— Да, в Тобольске. Я совладелец торгового центра, и там у нас есть небольшой зал, где мы выставляем работы художников. Зато в торговом центре, как признают сами художники, выше проходимость. Людей больше приходит на выставки, нежели если бы их работы висели в каком-нибудь парадном зале художественного музея.      

— Насколько я знаю, вы передали в свое время в дар художественному музею в Тобольске большое количество произведений искусства. Это была ваша личная коллекция?

— Я эту коллекцию, в которой порядка 800 произведений живописи и скульптуры, собирал именно для города. Многое мне подарили сами художники. Дарили и те, кто бывал в Тобольске, и те, кто о нем только слышал. Причем все это происходило в начале 90-х, годы были голодные, бандитские, и у многих художников даже на хлеб и воду денег не было. Но они все равно дарили свои работы Тобольску.

— О каком проекте вы сейчас больше всего думаете?

— Об издании Евангелия, которое ДОСТОЕВСКИЙ получил в Тобольске от жен декабристов, приехал с ним в Омскую крепость и четыре года штудировал. Наши два города, Тобольск и Омск,  сделали ДОСТОЕВСКОГО не просто великим писателем, но и христианским философом, богословом. И все это произошло через то самое Евангелие. Сейчас мы планируем издавать это Евангелие факсимильно, со всеми пометами Федора Михайловича, которых свыше тысячи семисот, включая отчеркивания ногтем и загибы страниц, с научными комментариями. Как говорили мне главные достоевоведы, сотням людей, изучавших  творчество ДОСТОЕВСКОГО, нужно было начинать изучение именно с этой книги.

— Когда ждать репринта этого Евангелия?

— Уже несколько лет я этим проектом занимаюсь, пока очень трудно он идет.    

— Как вы выбираете, какие книги нужно издать в первую очередь?

— Господь подсказывает, не иначе.

— Вы издаете коллекционные, дорогие книги. Печатаете их в Италии, в Вероне. А потом вы эти очень дорогие книги дарите общественным организациям, музеям и библиотекам. Вам не кажется, что за счет своей дороговизны они будут недоступны читателям именно как книги? Да и вообще, как мне кажется, в современных библиотеках уже и читателей почти не осталось...

— Нет, вы не совсем правы, что в библиотеках мало читателей. Их много. Особенно в селах и деревнях. И там самые благодарные читатели, как ни странно. Иногда я специально прошу библиотеки, которым я передавал свои издания, чтобы они написали мне, как эти книги выдаются читателям, насколько они востребованы и кем читаются. Конечно же, я понимаю, что сейчас книги все больше уходят в цифру. А наши книги — это предметы культуры. Но для тех, кто уже привык к цифровым книгам, есть специальный сайт фонда, где наши книги выложены в формате PDF. Там можно скачать любую нашу книгу и прочитать ее.

— Финансовая составляющая фонда «Возрождение Тобольска» — это преимущественно частные пожертвования? Или вы получаете какие-то государственные гранты?

— За эти почти 20 лет мы с государством практически никогда никаких дел не имели. И деньги государственные не привлекали — это была моя принципиальная позиция. Почти 140 миллионов рублей, которые мы потратили за последние 10 лет на издание книг, переданных потом библиотекам Сибири, — все это деньги людей, предпринимателей, которые верят в наши проекты. Только в прошлом году мы передали книг на 24 млн рублей. В этом году уже на 15 млн рублей.

— А есть среди тех, кто поддерживает ваш фонд финансово, омские предприниматели? Кто оплатил, кстати, издание Антона СОРОКИНА?

— Деньги на книгу Антона СОРОКИНА собраны, в частности, и группой омских предпринимателей. Мы познакомились, когда фонд выпускал приложением к альманаху «Тобольск и вся Сибирь» книгу про Омск. Это НИКИТЕНКО, ГРЕФ, ТИТАРЕВ и другие интересные люди. Кстати сказать, таких контактов, как с омскими предпринимателями, у меня в других городах Сибири нет. Барнаульцы попытались объединиться, чтобы совместно что-то делать, но так и не смогли.      

— У вас наверняка постоянно спрашивают, зачем вся эта просветительская деятельность. Как ваши друзья воспринимают вашу работу? Вы видите отклик в душах окружающих вас людей?

— В душах-то у многих моих друзей я отклик вижу. И понимание есть, что этим надо заниматься. Мне друзья говорят, что я делаю нужное дело и они, мол, мной гордятся и восхищаются. Но фонду больше не моральная, а финансовая поддержка нужна. Сегодня у нас кредиторка уже 15 млн рублей, и надо как-то двигаться дальше. Нужно серии поддерживать. У нас альманах «Тобольск и вся Сибирь», библиотека альманаха, в которой Антон СОРОКИН вышел. Новые проекты я сейчас начал, в которых издаются альбомы по искусству Сибири. И хотя трудностей много, но главная проблема, конечно, в финансовой составляющей. Но сейчас, к сожалению, время такое, когда бабло стоит во главе угла. А что с ним делать, с этим баблом? Детям в наследство оставишь — прогуляют. Детям нужно давать хорошее образование и любовь к Родине, а не деньги. 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/noyabr/42/seychas-vremya-takoe-kogda-bablo-stoit-vo-glave-ugla