«Если разговор пойдет не о развитии малого и среднего бизнеса, а об увеличении фискальной нагрузки на него, то это опасная тенденция»

Дата публикации: 02 октября 2013

Президент Омского союза предпринимателей Дмитрий ШАДРИН передал мэрии привет из США

Дмитрий ШАДРИН, задержавшийся в США, где у него родилась дочь, принял зочное участие в расширенном совещании  по вопросам социальной и бюджетной эффективности деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей  в сфере оказания услуг розничной торговли на территории города Омска. Он прислал тезисы своего выступления, которое с некоторыми сокращениями «КВ» представляют своим читателям:

— По причине продолжительного визита в США я не смогу принять участие в совещании лично. Но, прочитав повестку совещания, я счел необходимым обратиться к его участникам письменно,  чтобы обозначить свою позицию по этому поводу.

Я предполагаю, что в Омске идет снижение количества розничных торговцев, и одновременно укрупнение оставшихся, по обороту и численности. Однако я могу и ошибаться (хотя, ошибка маловероятна), но скорость этого процесса и доли по диапазонам годовой выручки не анализировал никто. Это стоит делать и видеть по многим причинам. Одна из них – можно и нужно экстраполировать данные и предвидеть, с какой розничной торговлей придется иметь дело муниципалитету на своей территории в ближайшие несколько лет. При неизменной тенденции к снижению численности и укрупнению игроков следует предпринимать максимум усилий для поддержки и сохранения численности малых и средних предприятий торговли как основы для занятости населения и основы для поступлений в муниципальный бюджет. Крупнейшие игроки, как правило, зарегистрированы и платят налоги в других территориях. Технология работы крупнейших розничных операторов предполагает гораздо меньшую долю рабочих мест на единицу оборота, чем у малых и средних предпринимателей. Также крупнейшие игроки не нацелены на работу с местными производителями товаров, работая с крупными федеральными российскими и глобальными интернациональными компаниями, лишая местного производителя сбыта на домашнем рынке.

В этом послании я ставлю целью дать свое видение требующейся экономической политики муниципалитета. Союз предпринимателей много говорит на  эту тему и будет продолжать убеждать областные и городские власти идти по предлагаемому нами пути, пути создания наилучших условий для работы и роста малого и среднего бизнеса. Многообразие и устойчивое положение малого и среднего бизнеса ведет к максимальной самозанятости населения, созданию и развитию местного коммерческого продукта, порой уникального, выход этого продукта на рынки других областей России. Такие примеры у нас есть. Местные малые торговые предприятия автоматически устанавливают отношения с местными производителями, определяя возможность для населения иметь большее разнообразие весьма качественного локального продукта в различных категориях, особенно категориях свежих товаров (мясного, молочного, цельномолочного и кисло-молочного, хлебопекарного, кондитерского, кулинарного производства). В федеральных и иностранных сетях мы видим однообразную ассортиментную матрицу из бразильского мяса, выращенного на гормонах, молочные продукты Данон и Вимм-Билль-Данн, кока-колу,  пепси-колу, линейку пива "СанИнБев" и "Балтика", чипсы "Лейз" и батончики "Марс". Я, конечно, утрирую, но вы поняли, что такая унификация не ведет к повышению качества, разнообразия и свежести потребляемых жителями продуктов.

Вернемся к повестке совещания. Меня настораживает само название – «социальная и бюджетная эффективность». Я не открою секрета, если скажу, что ни одно предприятие не ставит себе задачи по социальной и бюджетной эффективности. Более того, главный бухгалтер или финансист, и я в том числе, не понимает эти словосочетания. Если «социальная эффективность» – это как можно большее количество работников с как можно большими зарплатами для социального благополучия города, а «бюджетная эффективность» – это как можно большие отчисления в бюджеты всех уровней, то цели у предприятий и предпринимателей прямо противоположные: минимизировать эти затраты, как и другие: коммунальные платежи, арендные, закупочные цены и так по длинному списку. Если по логике названия совещания разговор пойдет не о развитии малого и среднего бизнеса, а об увеличении фискальной нагрузки на него, то это опасная тенденция. Большая часть предприятий розничной торговли – малый бизнес. Главная цель существования малого и среднего бизнеса с государственной точки зрения  – самозанятость широчайших слоев населения. Ни в коем случае не фискальная выгода. Доля поступлений от малого бизнеса в бюджеты России и регионов ничтожно мала. Малый бизнес, напротив, нужно освобождать от налогов. В этом случае можно рассчитывать на его развитие, достижение значительных цифр по количеству занятых и обеспеченных доходом людей. Изученный мною опыт некоторых развитых зарубежных стран (Франция, Германия, США) в отношении развития и налогообложения малого и среднего бизнеса таков: «Пусть работают, пусть крутятся, ничего от них не надо, лишь бы денег у государства не просили!» Очень точно сказал человек, отвечающий за развитие экономического потенциала штата Флорида, состоящий в палате представителей Законодательного собрания штата. Предлагаю согласиться с этим подходом. Государство и муниципалитеты не создадут такого количества эффективных рабочих мест, как это может бизнес, да это и не является задачей административных органов. А создание условий для развития – важная задача города и региона.

Дмитрий ШАДРИН



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/oktyabr/37/65611